Тематическая проверка «Состояние работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей»
методическая разработка на тему

Шакирзянова Лилия Камиливна

\\\

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razviv._sreda.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая проверка

«Состояние работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей»

План – график тематического контроля

Формы и методы контроля

Содержание

Сроки

Ответственный

Оценка профессионального мастерства воспитателя

Знания педагогов об особенностях предметно-игровой среды, возможностях ее преобразования, многовариантном использовании ее элементов совместно с детьми

Ст. воспитатель

Оценка партнерских отношений между ребенком и педагогом

Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды

Ст. воспитатель

Анализ состояния предметно-развивающей среды

Умение воспитателя создать развивающую предметно-пространственную среду в группе согласно положениям ФГОС ДО

Зав. ДОУ,

ст. воспитатель, ст.медсестра

Работа с семьей

Разнообразие форм работы с родителями по организации предметно-пространственной среды

Ст. воспитатель

 «Оценка профессиональных знаний воспитателя»

 

С целью оценки знаний педагогов об особенностях предметно-игровой среды, возможностях ее преобразования, многовариантном использовании ее элементов совместно с детьми, воспитателям был предложен тест «Утверждения, соответствующие и не соответствующие требованиям ФГОС ДО». Все опрошенные правильно ответили на вопросы, нашли верные утверждения.

Вывод: все педагоги в полной мере владеют текстом ФГОС ДО по разделу «Требования к развивающей предметно-пространственной среде», могут ответить на предложенные ответы и сразу сориентироваться в опросе.

Лист-опросник

воспитателя ____________________ группы _________________________________

«Найдите утверждения, соответствующие и не соответствующие требованиям ФГОС ДО»

Утверждение

Верно

Неверно

1

Развивающая предметно-пространственная среда не обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к ДОУ

+

2

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения

+

3

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных, климатических условий, учет возрастных особенностей детей

+

4

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

+

5

Насыщенность среды должна соответствовать материальным возможностям учреждения, а не возрастным возможностям детей

+

6

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

+

7

Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности

+

8

Организация несамостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное оборудование для реализации Программы, а согласует его с Здравоохранением

+

9

Вариативность среды предполагает свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

+

10

Доступность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

+

 «Оценка партнерских отношений между ребенком и педагогом»

Анализ просмотра сюжетно-ролевой игры

Создание условий для сюжетно-ролевой игры

Игра оснащена необходимым игровым материалом: игровое оборудование, иллюстрации, макеты, предметы-заместители.

Умения детей

Дети принимают на себя игровую роль. Все дети сразу включились в игру. Изменяют в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнера. С помощью воспитателя вступают в ролевое взаимодействие.

 Выполняются этические нормы поведения во время игры: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь. Присутствуют отрицательные качества: желание всегда быть первым. Игру доводят до конца.

Действия воспитателя

Переводит внимание детей от действий с игрушками на взаимодействие с партнером. Считается с детским замыслом.

Методы и приёмы руководства игрой

Воспитатель достаточно хорошо создал игровую ситуацию. Непосредственное участие воспитателя в игре. Педагог  оказывала детям помощь в реализации знаний, подборе игрового материала. В процессе игры закрепляла знания детей о транспорте водном, наземном, воздушном; о морских обитателях. Подведение итогов игры осуществлялось педагогом. Длительность игры – 15 минут.

Выводы и предложения

Анализ степени участия педагога в игре показал, что воспитатель исполняла главную роль, выстраивала сюжет, а дети брали на себя дополнительные роли. Игра оснащена необходимым игровым материалом. Педагог оказывала детям помощь в реализации знаний, подборе игрового материала. При анализе организованной игры следует отметить развитие следующих игровых и творческих умений педагога:  умение совершать разнообразные игровые действия; осуществлять смену ролей;  создавать взаимосвязи между персонажами, умение вовремя включиться в игру и взять инициативу на себя и незаметно выйти, передав инициативу детям.                                                                                      В процессе игры закрепляла знания детей татарских слов, использовала мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов с морскими пейзажами, гудок парохода, для проведения видеофизминутки по теме игры «У жирафа». Хорошая организация игры, сотрудничество с детьми выстроено таким образом, что все дети работали сплоченно, преодолевали препятствия на пути: узкий мостик, камешки, следы на песке и пришли к кладу с сокровищами на необитаемом острове. Сокровищами оказались сладкие призы для детей. Подведение итогов игры осуществлялось педагогом.

 «Анализ состояния предметно-развивающей среды в группе»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды

I младшая №1

I младшая №2

II

млад-шая

Средняя

Старшая

Подговительная

  1. Учет национально-культурных, климатических условий

  1. Учет возрастных особенностей детей

  1. Насыщенность среды

  1. Трансформируемость пространства

  1. Полифункциональность материалов

  1. Вариативность среды

  1. Безопасность среды

Вывод: педагоги каждой возрастной группы старались сделать обстановку комфортной, соответствующей возрасту, обеспечивающей  двигательную активность и возможность для самостоятельной и совместной деятельности. Пространственная организация среды в каждой возрастной группе создает комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение,  обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Предметно пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми.  

Для   развития игровой деятельности   в детском саду   создана   предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В группах оборудованы:

- уголки сюжетно-ролевых игр, в которых дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни; тематика и содержание «уголков» строго соответствует возрасту детей и гендерному признаку;          

 - зоны строительно-конструктивных игр, в которых реализуются знания детей, полученные на занятиях по конструированию, и благодаря которым, бурно развивается содержание сюжетно-ролевых игр;                                                                                                    

  - уголки дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов, а также на социальное, эмоциональное и нравственное развитие дошкольников;                      

  - художественно-театрализованные центры, которые позволяют воплотить в действо произведения художественной литературы или реальные сценки из жизни детей разными видами искусства (театр, музыка, ИЗО);

- физкультурные «площадки», в которых достойное место отводится атрибутам для спортивных и подвижных игр. Созданы и постоянно пополняются  картотеки игр.

           

«Работа с семьей»

Содержание

I младшая №1

I младшая №2

II

млад-шая

Средняя

Старшая

Подговительная

1

Разнообразие форм работы

2.

Оформление результатов мероприятий, проектов

3.

Наличие плана работы с родителями

4.

Отражение запланированных мероприятий в плане воспитательно-образовательного процесса

Вывод: в каждой возрастной группе имеются планы работы с родителями, в планах воспитательно-образовательного процесса прослеживается отражение мероприятий с родителями. В соответствии с планом определенной теме посвящается работа в течение всей недели, а итоговое мероприятие проводится совместно с родителями. Подтверждающий материал воспитатели собирают в отдельную папку: грамоты по итогам конкурсов, фотографии выставок, совместных работ. Информационные стенды оформляются в соответствии  с темой образовательной деятельности. На них помещается практический материал о том, как и чем занять ребенка, конкретные игры, советы, задания, информация музыкального руководителя, воспитателя по обучению детей татарскому языку, медицинской сестры. Предлагаемый материал доступен, эстетически оформлен, педагогическая целесообразность предлагаемого материала полезна для родителей.

Справка

по итогам тематической проверки по вопросу «Состояние работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей». Проверка проведена комиссией в составе председателя комиссии: заведующей МБДОУ; членов комиссии: старшего воспитателя,  старшей медсестры в соответствии с приказом по МБДОУ «О проведении тематической проверки» по вопросу  «Состояние работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей».

        В ходе проверки были проанализированы по плану-графику следующие разделы:

-  оценка профессионального мастерства воспитателя;

-  оценка партнерских отношений между ребенком и педагогом;

-  анализ состояния предметно-развивающей среды;

-  работа с семьей.

Педагоги в полной мере владеют текстом ФГОС ДО по разделу «Требования к развивающей предметно-пространственной среде», могут ответить на предложенные ответы и сразу сориентироваться в опросе.

Пространственная организация среды в каждой возрастной группе создает комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение,  обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Предметно пространственная среда всех возрастных групп способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми.  

Для   развития игровой деятельности   в детском саду   создана   предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В группах оборудованы:

- уголки сюжетно-ролевых игр, в которых дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни; тематика и содержание «уголков» строго соответствует возрасту детей и гендерному признаку;          

 - зоны строительно-конструктивных игр, в которых реализуются знания детей, полученные на занятиях по конструированию, и благодаря которым, бурно развивается содержание сюжетно-ролевых игр;                                                                                                    

  - уголки дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов, а также на социальное, эмоциональное и нравственное развитие дошкольников;                      

  - художественно-театрализованные центры, которые позволяют воплотить в действо произведения художественной литературы или реальные сценки из жизни детей разными видами искусства (театр, музыка, ИЗО);

-  национальный уголок, соответствующий требованиям УМК;

- физкультурные «площадки», в которых достойное место отводится атрибутам для спортивных и подвижных игр. Созданы и постоянно пополняются  картотеки игр.

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия с взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия во многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется между участниками.

Оценка партнерских отношений между ребенком и педагогом показала, что педагоги строят взаимодействие с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития. Создаются условия для развития личностного потенциала каждого ребенка. В просмотренных игровых ситуациях прослеживается сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение  общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; эмоционально-положительный фон взаимодействия. Каждый воспитатель старался поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности. Предоставлялась возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.  

В каждой возрастной группе имеются планы работы с родителями, в планах воспитательно-образовательного процесса прослеживается отражение мероприятий с родителями. В соответствии с планом определенной теме посвящается работа в течение всей недели, а итоговое мероприятие проводится совместно с родителями. Подтверждающий материал воспитатели собирают в отдельную папку: грамоты по итогам конкурсов, фотографии выставок, совместных работ. Информационные стенды оформляются в соответствии  с темой образовательной деятельности. На них помещается практический материал о том, как и чем занять ребенка, конкретные игры, советы, задания, информация музыкального руководителя, воспитателя по обучению детей татарскому языку, медицинской сестры. Предлагаемый материал доступен, эстетически оформлен, педагогическая целесообразность предлагаемого материала полезна для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»   Подгот...

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по художественному труду ( из опыта работы)

Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, тру...

Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по художественному труду ( из опыта работы)

Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, тру...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В презентации представленна развивающая предметно-пространственная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детейПолную версию презентации можно скачать и  просмотреть пройдя по сс...