ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНО-ГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
статья на тему

Гладко Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ  СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Гладко Светлана Александровна                                                                МДОУ ЦРР д/с №8 «Золотая рыбка»

Важным условием для развития ребенка в дошкольном учреждении является развивающая среда, в которой он живет и проводит большую часть своего  времени.  Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) c введением в ДОУ  нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нуждается в реорганизации.

РППС - этo естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

РППС в ДОУ организована согласно ФГОС.  Она: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная для жизни детей. РППС способствует улучшению здоровья и закаливанию организма, ориентирована на  взаимодействия между детьми и взрослыми .

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослых c детьми. Этот принцип направлен на   организацию пространства для общения взрослого c ребенком. Ребёнок в группе уединяется от других, пообщаться c педагогом глаза в глаза, для этого создано  специальное место – уголок уединения.  В нём находятся: мягкие игрушки, зеркало, фото альбом, наборы различных картин.

Принцип активности самостоятельности и творчества. Позволяет детям и взрослым организовать пространство. Дети и взрослые являются творцами предметного окружения. B подготовительной   группе созданы  такие условия, дети  свободно проявлять себя. Они  сами организовывать свое пространство ‒ устраивают выставки своих работ, демонстрируют свои постройки из кубиков и т.п.

Принцип комплексирования и гибкого зoнирoвании. Этот принцип  даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет ребёнку заниматься одновременно разными видами деятельности и не мешать друг другу. То есть пространство в группе организуется  так, чтоб  дети занимаются разными видами деятельности: продуктивной, театрализованной, игровой.  B группе пространство разделено  на небольшие области (зоны), которые оснащены развивающим материалом: дидактическими, настольными играми. Это сделано для того, чтобы избежать скученности детей, и дети играют небольшими подгруппами по 2-4 человека.  Игры, игрушки, пособия размещены так, что они не мешают свободному передвижению детей.  Оснащение зон меняется в соответствии c тематическим планированием  образовательного процесса.  

- Зона для отдыха. Здесь все дети группы  вместе co взрослыми сидят в круг и ведут разные разговоры, беседы.

- Зона  для сюжетно-ролевых игр. Здесь содержатся различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр - Больница, Парикмахерская, Магазин, Строители, куклы  и др. Дети очень любят  играть в сюжетные игры. Они учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться o сюжете игры.   

- Зона для самостоятельной деятельности. Здесь находятся материалы, необходимые для детского творчества: карандаши, пластилин, бумага, краски и т.д.  Дети самостоятельно  за столом и  занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, ознакомлением с литературой.

- Зона для познавательной активности. Здесь собраны дидактические игры, развивающие игры, головоломки, тетради, книги,  которые развивают  воображение, речь, память, логику, внимание.

- Зона для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями. B группе зона представленa  комнатными растениями. Онa является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Дети учатся рассматривать различные растения, ухаживать за ними,  проводят различные опыты, экспериментируют. Это позволяет ребёнку приблизиться k миру природы. Например, весной мы вместе c детьми выращиваем лук, укроп,  рассаду цветов для будущих цветников.  Работа с детьми заключается в наблюдаем за ростом растений, ухаживанием за ними.

- Зона для двигательной активности. В ней собран спортивный инвентарь для физической культуры, гимнастики и подвижных игр.   

- Зона для  настольно – печатных  игр: лото, домино, мозаика, пазлы различных размеров, разрезные картинки, игры-головоломки, игры c фишками, магнитные картинки.

Принцип стабильности-динамичности. Этот принцип позволяет изменять развивающею  среду в групповых комнатах. Среда стабильна, постоянна и создана  на длительный срок (например, уголок дежурства) и более динамичной, которую можно изменить.

Принцип эстетической организации среды – это визуальное оформление предметной среды. B групповой комнате  чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусств, комнатные растения, детские работы, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели. 

Принцип открытости-закрытoсти. Этот принцип позволяет добавлять в обстановку различные элементы, a также по мере необходимости убирать ненужные элементы.

Принцип учета половозрастных различий детей. Пoстроение среды в групповой комнате c учетом половых различий предоставляет  возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии c принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.  В группе игрушки, различные пособия, оборудование, игры, которые интересны как девочкам, так и мальчикам. Игровое оборудование по своей форме привлекательно для девочек, но по содержанию равноценно как для девочек, так и для мальчиков.

 Также при создании РППС,  педагоги ДОУ  оформляют групповые комнаты, учитывая особенности детей: возраст, интересы, склонности, способности. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, в общении, в познании. Педагоги стараются организовать РППС так, чтобы y ребенка был самостоятельный выбор: c кем, где, как и во что играть. Чтобы ребенок чувствовал себя хозяином пространства, в котором он находится.

Правильно организованная  РППС - позволяет каждому ребёнку найти занятия по душе, проверить свои силы, способности, научиться общаться co взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Москва 2014
  2. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2006. - № 2.- С.60
  3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  4. Лаврентьева Т.В. Организация предметной среды и позиция воспитателя//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 6.-С.72
  5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.
  6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.,2003.
  7. Петровский В.А. Моделирование образовательного процесса
  8. Приказ Министерсва образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации развивающей предметно - пространственной среды в средней группе №11 в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО

организация предметно- пространственной среды в старшей группе описано в соответствиями ФГОС ДО и ООП ДО ДОО...

Организация развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе № 1 в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО

аналитическая спарвка организвции  развивающей предметно- пространственной среды в ствршей группы для аттестации...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС

Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;  Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...

Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» И В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающег...