Методическая разработка «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка

Соколова Альбина Михайловна

Методическая разработка

«Формирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 г.Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

«Формирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Автор:

Соколова Альбина Михайловна

воспитатель МБДОУ детский сад №15

г.Ярцево

2025 год

                Методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, методистов.

Место хранения методической разработки: методический кабинет ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении представляет собой специально организованное пространство, насыщенное разнообразными предметами, материалами и оборудованием, которое способствует развитию детей дошкольного возраста. Такая среда должна стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать формированию базовых представлений об окружающем мире, развивать сенсорику, моторику, речь, мышление и творческие способности.

Основные принципы формирования развивающей среды

  • Принцип активности: Ребенок должен иметь возможность активно взаимодействовать с окружающей средой, исследовать предметы, экспериментировать, строить, рисовать, играть.
  • Принцип вариативности: Предметно-пространственная среда должна включать разнообразные объекты, игрушки, пособия, оборудование, позволяющие детям выбирать занятия в зависимости от собственных интересов и потребностей.
  • Принцип доступности: Все элементы среды должны находиться в зоне досягаемости детей, соответствовать возрасту и уровню развития каждого ребенка.
  • Принцип эмоциональной привлекательности: Пространство должно вызывать положительные эмоции, интерес, желание действовать и познавать новое.
  • Принцип безопасности: Важно обеспечить безопасность всех элементов среды, исключить травмоопасные ситуации, соблюсти гигиенические нормы.
  • Принцип интеграции образовательных областей: Развивающая среда должна поддерживать развитие всех сторон детской личности: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.

Элементы развивающей среды

  • Игровая зона: наборы игрушек для сюжетно-ролевых игр (кухня, магазин, больница).
  • Зона творчества: краски, карандаши, пластилин, конструкторы, мозаики, бумага, ткани, природные материалы.
  • Физкультурно-развивающая зона: спортивный инвентарь, тренажеры, мячи, гимнастические палки, лестницы, туннели.
  • Научно-познавательная зона: карты, глобусы, календари природы, микроскопы, коллекции минералов, животных, растений.
  • Коммуникационная зона: дидактический материал для изучения букв, цифр, символов, книг, альбомов с картинками, пазлов.
  • Природная зона: аквариум, террариум, уголок живой природы, растения, календарь наблюдений за погодой.
  • Музыкальная зона: музыкальные инструменты, аудиозаписи детских песен, танцы, ритмические игры.
  • Информационно-технологическая зона: компьютеры, планшеты, интерактивные доски, мультимедийные устройства для презентации материалов.

Роль педагога в организации развивающей среды

Педагог играет ключевую роль в создании условий для полноценного развития ребенка. Его задача заключается в следующем:

  • Проектировать среду таким образом, чтобы она соответствовала возрастным особенностям детей.
  • Регулярно обновлять и пополнять материальное оснащение группы новыми пособиями и игрушками.
  • Создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.
  • Проводить наблюдения за поведением детей в среде, выявляя их предпочтения и потребности.
  • Организовывать совместные мероприятия, вовлекающие родителей в процесс воспитания и образования детей.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда становится важным инструментом реализации образовательной программы ДОУ, способствующим всестороннему развитию воспитанников детского сада.

Используемая литература:

1. «ФГОС ДО» от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

2.СаНПиН 2.4.1.3049-13; 

3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 

4. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Сост. Н.В. Нищева. - Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-128 с., ил.;

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.; 

6. Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007.;

7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;

8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для развития детей младшего дошкольного возраста в предметно-развивающей среде"

Развивающая  предметно-пространственная среда в младшей группе организована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ (созданы условия для всех образовательных областей: со...

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка: «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»...

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"...

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...

Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт до...