МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»
методическая разработка на тему

Матуняк Татьяна Петровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

        МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

                                                                 Автор: Матуняк Татьяна Петровна,               воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 102

        

Красноярск – 2014г.

Аннотация

Методическая разработка элемента развивающей предметно-пространственной среды представляет опыт работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. В разработке описаны создание и использование элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий» в организационном компоненте непосредственно образовательной деятельности, поэтому может быть полезна воспитателям и узким специалистам детских садов.

Содержание

        Описанный в методической разработке элемент развивающей предметно-пространственной среды используется для создания мотивационного момента, который формирует стойкий интерес и положительный эмоциональный настрой детей к деятельности. Особенностями «Станции событий» являются эффекты «гудка паровоза» и «паровозного дыма», которые выступают в роли сигнала и мотива к действию.

Введение

        Методическая разработка создана в контексте реализации педагогического опыта по внедрению в педагогический процесс понятия «Образовательное событие», сущность которого заключается в том, что педагог в группе организует специальные условия для мотивации детей к деятельности.

Цель педагогического опыта: создание условий для мотивации и активизации детей к действию в рамках организационного компонента непосредственной образовательной деятельности.

Задачи педагогического опыта:

- снижение эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста;

- развитие инициативности дошкольника;

- развитие у детей познавательной активности и коммуникативной компетентности;

- совершенствование умений договариваться, действовать согласованно, в команде.

Актуальность

Актуальность методической разработки связана с тем, что в современном мире для детей существует много разнообразного игрового материала, который может быть использован для организации образовательной деятельности, но современного ребенка сложно чем-то удивить или заинтересовать, тем более в детском саду, где все игрушки уже знакомы и восторга не вызывают. Поэтому педагоги детских садов часто сталкиваются с проблемой организации детей и вовлечения их в образовательную деятельность. В связи с этим возникает потребность в обновлении развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть полифункциональной, доступной, трансформируемой и интересной детям.

Новизна

Новизна методической разработки заключается в том, что в создании элемента развивающей предметно-пространственной среды использован современное игровое оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, способное заинтересовать как мальчиков, так и девочек.

Особенностью элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий» является универсальность в применении: его можно адаптировать под любую тематику образовательной деятельности, возраст детей.

Основная часть

«Дарите людям доброту»

 Цель – воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к ней.

 Задачи:

 - учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи,

 - развивать речь, внимание, память;

 - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова;

 - закрепить у детей понятие «вежливость», «доброта»;

 - обратить внимание детей на то, как добрые поступки помогают преодолеть трудности;

 Участники: дети старшей группы.

Предварительная работа: беседа об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», «доброте».

 Материалы и оборудование:

 - клубочек ниток,

 - разноцветные лепестки цветочков,

 - карточки к игре «Добрые поступки»,

 - сундучок с половинками сердечек, на которых написаны добрые пожелания.

 Описание деятельности

Педагог:

– Добрый день! – тебе сказали,

 – Добрый день! – ответил ты

 Как две ниточки связали –

 Теплоты и доброты!

 Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.

Дети  по-очереди приветствуют друг друга.

После приветствия слышен звук и гудок паровоза.

Педагог и дети обращают внимание на паровоз, подходят, рассматривают. В вагоне лежит конверт, внутри записка, написанная сказочным персонажем.  Педагог читает содержание записки:  – Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?

Дети: Да, конечно.

– У меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» открытки – сердечки с пожеланиями. Я хотела эти открытки прислать сегодня вам. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно выполнить добрые задания. Дорогие мои, одной мне не справиться, вы поможете мне?

 Дети: Да, конечно, поможем!

 Педагог: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.

 Звучит музыка: шум ветра.

 Педагог: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Может попробуем исправить это, давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.

 Игра «Соберите цветочки» – дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.

 Педагог: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.

 Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.

 Педагог: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.

 Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за плечи. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!

 Игра «Клеевой дождь» – дети, держа друг друга за плечи, двигаются по залу, стараясь обойти препятствия – цветы.  

 Педагог: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до лесочка. Пока мы шли, клей успел высохнуть и мы с вами можем отклеиться друг от друга.

 Мы попали с вами в волшебный лес, давайте на время превратимся в деревья.

Физминутка: «Деревья»

 В поле дерево стоит.

 (Поднимают руки над головой)

 Ветер ветви шевелит.

 (Покачивают руками)

 Весной набухнут почки

 (Сжимают пальцы в кулаки)

 Раскроются листочки

 (Разжимают кулачки, шевелят пальцами)

 Чтоб деревья подрастали,

 Чтоб они не засыхали,

 Корни дереву нужны

 (Опускают руки, разводят пальцы в стороны)

 Корни дереву важны

 (Поднимаются, распрямляются) .

 Педагог: Хорошо. Немного отдохнули. Я вижу на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке). Надо закончить фразы…

 Игра «Доскажи слово» – педагог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.

– Растает даже ледяная глыба

 От слова теплого – спасибо.

– Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит – добрый день.

– Если больше есть не в силах, скажем маме мы – спасибо.

– Дети вежливые и развитые, говорят при встрече – здравствуйте.

– Во всех странах на прощание говорят все – до свидания.

 Педагог: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!

 Смотрите, ребята, а здесь еще какие-то листочки разбросаны. Давайте наведем порядок, соберем их. Ой, а на этих листочках что-то нарисовано.

Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!

Педагог: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.

 (Дети, сидя на стульчиках, закрывают глаза, в это время, педагог незаметно выставляет на стол сундучок).

 Педагог: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем! (Открываем сундучок).

 – А в нем как раз и половинки сердечек, которые мы с вами искали. Давайте достанем их и склеим их, объединяя их по цвету. (Дети выполняют задание.)

 – Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные. Педагог читает пожелания и раздает детям сердечки.

 Желаю вам:

 - Добра и улыбок!

 - Радости и удач!

 - Веселья и успехов!

 - Верных друзей!

 - Хорошего настроения!

 - Счастья и тепла!

 Педагог: Ребята, пора прощаться и я предлагаю вам попрощаться по разному.

Дети встают парами.

Педагог. Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

 До свидания! До новых встреч!

Заключение

Проблема организации детей к деятельности актуальна для всех детских садов. Данный опыт можно применять в любом детском саду и в любой возрастной группе. Создание элемента развивающей предметно-пространственной среды не требует полной реорганизации среды, а так же серьезной подготовки.

В результате использования элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий» наблюдается возникновение стойкого интереса и организованности к образовательной деятельности.

С помощью использования «Станции событий» решаются задачи развития инициативности, познавательной активности и коммуникативной компетентности дошкольников; снижается эмоциональное напряжение; совершенствуется умение договариваться, действовать согласованно, в команде.

        

Используемая литература:

1. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, № 1, 2002.

 2. Кудрявцев В. Инновации дошкольного образования: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. 1999. № 1.

3. Кудрявцев В. Инновации дошкольного образования: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004.

 5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   ...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...

Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития и коррекции речи в рамках экологического воспитания

Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития и коррекции речи в рамках экологического воспитания...