Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
статья (старшая группа)

Коровина Юлия Андреевна

В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение тематического содержания в игре с макетами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korovina_yua.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

Коровина Ю.А., Воспитатель МБДОУ – детский сад № 189

Уклад жизни ребенка изменился за последние годы. По исследованиям специалистов приблизительно 40% дошкольников в свободное время вообще не играют. Это происходит из-за того, что компьютер, телевизор, планшеты и прочие современные гаджеты прочно вошли в жизнь детей, вытеснив игру с реальными игрушками, сюжетно-ролевую игру, мамины сказки и разговоры с отцом.

В то же время ребенок по-прежнему любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно – играть, т.е. ориентирован на самоценные виды детской деятельности. В играх дети воспроизводят то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, начинают чувствовать себя членом коллектива, могут справедливо оценивать свои действия и поступки других ребят. Немаловажную роль в поддержке детских видов деятельности играет предметно- пространственная среда, которая окружает ребенка в детском саду и дома.

При проектировании предметно-игровой среды в группе я исходила из подходов современной педагогики и требований ФГОС ДО. В старшем дошкольном возрасте дети играют преимущественно мелкими игрушками, сюжетная игра становится многообразной, режиссёрской, отличается богатым содержанием, качественным исполнением и многократной сменой ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению – развертыванию разнообразных комбинаций событий, а не просто выполнению предметно-ролевых действий. Я ориентировалась на создание среды для таких игр, в которых каждый ребенок сможет создавать игровой сюжет и реализовать его, проявлять индивидуальные особенности. Создать такие условия помогли универсальные игровые макеты, которые обеспечивают и поддерживают игры с мелкими игрушками, востребованы старшими дошкольниками, способствуют развитию игровой деятельности и целостного представления об окружающем мире.

Макеты – это уменьшенные объекты, отображающие определенные части окружающего мира. В своей работе я использовала макеты-модели и макеты-карты. Макеты мы создавали с детьми сами, в ходе продуктивной совместной деятельности, из картона, бумаги, бросового и природного материала. Затем подбирали фигурки-персонажи (пригодились игрушки из «Киндер-сюрпризов»), полифункциональный предметный материал. В итоге получилось очень привлекательное для детей игровое пространство. Оборудование для сюжетно- ролевых игр мы комплектовали в коробки с названием игры и картинкой, обозначающей ее тематику. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам.


Вместе с детьми мы создали макеты сюжетно-ролевых игр «Путешествие на северный полюс», «МЧС», «Конкурс красоты», «Телевидение», «Автосалон»,

«Супермаркет», «Театр», «Лес».

Самой востребованной игрой у детей стала «Пекарня». Макет пекарни был создан в рамках проекта «Хлеб – всему голова». В ходе проекта проводились  беседы о том, как выращивают и перерабатывают зерновые культуры, рассматривание иллюстраций, показ презентаций для знакомства детей с трудом пекарей и кондитеров. Вместе с детьми мы составили коллекцию разнообразных этикеток от различных хлебобулочных изделий. Была создана картотека заданий  для изготовления хлебобулочных изделий. Изготавливали с детьми из соленого теста хлеб, калачи, пряники, булочки, печенье разной конфигурации.

В   сюжетно-ролевой   игре   «Пекарня»   дети   учились   распределять  роли:

«пекари»  выпекали  хлеб,  «кондитеры»  -  торты  и  пирожное,  «фасовщики» после

«выпечки» фасовали печенье и вафли в пакеты. Далее «продукция» шла на продажу. Покупателями становились дети, которые до этого выполняли роли кондитеров или пекарей. Родители принимали активное участие в нашем проекте. Одна из родительниц работает в пекарне. Она пришла в гости к детям в специальной одежде, принесла с собой разнообразные хлебобулочные изделия, а также рассказала о работе пекаря.

В игре с использованием макета «Пекарня» формировалось целостное представление детей о взаимосвязи людей разных профессий в достижении общего результата. У детей совершенствовалось умение читать карточки и выполнять задания по ним («список покупок для пекарни», «накладные», «рецепты для тестомесов», «карточки для изготовления хлебобулочных изделий», «список покупок для семьи»). Активизировалась диалогическая и монологическая речь. Обогатился словарный запас, дети узнали такие слова, как «закваска», «дрожжи»,

«опара», «конфитюр», «тестомес» и многие другие. Игра способствовала развитию коммуникативной инициативы (в игре дети договаривались, словесно объясняя исходные замыслы, планировали начало игры, достигали взаимопонимания), воспитанию нравственных качеств - щедрости, гостеприимства, трудолюбия.

Игра с макетами помогает ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых. Традиционные методы и приемы не вызывают такого активного познавательного интереса. По моим наблюдениям репертуар детских игр, отражающих профессии, очень скуден. «Повар», «воспитатель»,

«пожарный», «водитель», «пилот», «врач» - вот, пожалуй, все профессии, которые отражают дети в играх. Между тем представление о современных профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственной будущей профессии. Узость представлений в дошкольном возрасте может привести к проблемам профессионального выбора в юности. Поэтому с помощью макетов я постаралась разнообразить игры детей, отражающие профессии. Так, например, игра «Стройка» позволяет познакомить детей с такими профессиями как архитектор, инженер, геодезист, каменщик, плотник, крановщик, маляр. О каждой из этих профессий мы беседовали, читали стихотворения, проводили дидактические игры, а вместе с родителями дети проводили наблюдения за строительством дома, торгового центра, автосалона. И параллельно с этим мы изготавливали макет «Стройка», где дети сами выступали в роли архитекторов, инженеров и каменщиков.


В игре «Фотостудия» дети делали настоящие фотографии любимых кукол. Девочкам нравится играть роль стилиста, они подбирают куклам наряды и делают прически. Мальчики - «фотографы». Мальчики и девочки вместе выступают в роли дизайнеров и с увлечением придумывают, создают и обновляют интерьер макета

«студии».

Макет развивает пространственные представления, воображение и детское творчество. Дети недолго играют одним макетом, через некоторое время игровые замыслы меняются, макеты дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Так, например, игру «Семья» дети объединяют с игрой

«Супермаркет», «Конкурс красоты» с «Телевидением». Педагог при этом не принимает непосредственного участия в игре, а выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. Воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось»?

Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры с макетами. Диагностируя игровую деятельность ребенка, в конце года я отметила положительную динамику в ее развитии. Дети научились самостоятельно отбирать, придумывать и комбинировать разнообразные сюжеты для игры; находить необходимую атрибутику, реквизиты, пользоваться ими; взаимодействовать с товарищами в игре, согласовывать свои действия друг с другом. У воспитанников расширились представления о различных видах деятельности взрослых, современных профессиях и их взаимосвязях. С помощью макетов дети перешли от проигрывания отдельных ситуаций к разыгрыванию сложных комбинированных сюжетов.

Игра с макетами способствовала развитию конструктивных умений. Мои воспитанники принимали участие в городском фестивале конструирования «Юный архитектор», конкурсе книжек-малышек «Инженером стать хочу – пусть меня научат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития экологического сознания дошкольника

Если рассматривать данный вопрос именно с позиции становления экологического сознания дошкольника, то необходимо отметить некоторые элементы РППС, безусловно способствующие этому. Сразу отметим, что и...