Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"
статья

Евдокимова Елена Николаевна

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей; максимальной реакции  ребенка  на  предметное  содержание РППС через смену игрушек, оборудования и прочих материалов. Без замены элементов РППС интерес ребенка к ним постепенно угасает. Изменять структуру РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и постоянной и целенаправленной смены  местоположения  для более внимательного отношения к пространству и осуществления поиска нового, более интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozaika_mnogofunktsion_shirma.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад комбинированного вида №26 «Росинка»

(МБДОУ «Детский сад №26»)

141077, Россия, Московская область.,                                                                                      телефон:  8(495) 511-43-97

город Королёв, пр-т Королёва д. 7В                                                                                e-mail: mdou26-rosinka@mail.ru                                                                      

_______________________________________________________________________________________________________

«Многофункциональная

ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста»

Разработали:

заместитель заведующего по воспитательной и

методической работе Евдокимова Е.Н.,

 воспитатель Туманова О.В., педагог-психолог Гуленко Е.Г. 

«Среда воспитывает человека…

 Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»

                                                                                                                   Л.С. Выготский

     Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Качество образования, социальная адаптация и поведенческая культура современных детей обусловлена той предметно-пространственной средой, в которой они пребывают большую часть своего времени. Образовательная среда ДОО выполняет важную функцию – помощь и поддержка при вхождении воспитанников в мир социального опыта.

Научные основы развития образования и основы организации развивающей предметно-пространственной среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого

столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это движение продолжено в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.

Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим, психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (Леонтьев А.Н.). Д.Б. Эльконин рассматривал взаимодействие субъекта со средой как процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Таким образом, подчеркивая значение трансформируемости, полифункциональности и доступности развивающей среды.В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, в частности, требования к развивающей предметно-пространственной среде. ФГОС ДО определяет Развивающую предметно- пространственную среду как часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

СанПиН устанавливает санитарно-гигиенические требования к организации пространства, к оборудованию и его содержанию.

Федеральный институт развития образования предлагает методические      рекомендации        для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно- образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.

Таким образом, среда, окружающая дошкольника, исторически признана ведущим фактором и условием его развития.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в современной дошкольной организации определяются особенностями личностно- ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. А основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды (согласно п.3.3.4.ФГОС ДО): полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности, безопасности.

Предметно-пространственная развивающая среда в возрастной группе детей третьего года жизни в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно: достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении. Для создания условий в  удовлетворении потребности в активном движении, мобильности, зонирования и гибкого проектирования пространства РППС группы раннего возраста мы используем некрупные передвижные напольные ширмы. Каркас наших ширмы изготовлен из полипропиленовых водопроводных труб, которые являются экологически чистым материалом. Использование этих труб позволяет изготовить ширму любых размеров и разных вариаций: модули ширмы могут быть одного размера, либо разного. Конструкция ширмы очень легкая. Ширма устойчиво стоит на полу. «Одежда ширмы» закреплена на липкой ленте, либо на ленточках и крючках разной, яркой расцветки, подобранной в один цвет с групповыми стеллажами для игрушек. Ткань легко снимается и стирается. Для хранения ширма складывается в плоское состояние.

Для обеспечения трансформируемости и полифункциональности РППС по ФГОС мы создали многофункциональную ширму «Наш дом». Она оформлена с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований, она сделана в соответствии с возрастными особенностями для детей данного возраста.

Цель данного пособия:

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.

Задачи:

1. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.

2. Формировать элементарные математические представления.

3. Работать над звукопроизношением и связной речью.

3. Развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.

4. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

Многофункциональная ширма изготовлена из различных ярких текстур тканей со множеством разнообразных креативных элементов. Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий.

Различные части ширмы обучают выделять цвет, форму и величину, группировать предметы по сенсорным признакам, находить лишнее, обобщать и классифицировать. Задача ребёнка - выбрать из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретному заданию, подумать и найти место расположения объекта и способ его крепления к основе. Дети пристегивают кнопки и пуговицы, шнуруют, прикрепляют на «липучку», застегивают молнию, плетут косички, застёгивают ремни. Это пособие научит определять настроение, познакомиться с эмоциями. Играя с ширмой, дети не только тренируют свои пальчики, но и узнают много нового, получают первоначальные сведения о морских обитателях, об их особенностях, повадках, питании.

С помощью ширмы, можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, найти, что изменилось, чего не стало, определить лишний предмет, определить на ощупь и многое другое.

Ширма дает возможность детям не только развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, изучение цвета и счета, она дает хорошую почву для самостоятельности, активной позиции, коммуникативного толчка, взаимопомощи и поддержке в затруднительных ситуациях. С помощью ширмы возможна организация коллективного творчества, индивидуальной работы. Она может служить как игровое поле, как место для уединения, и как часть игровой среды.

Дидактическое пособие ширма «Наш дом»

Принципы создания модульного элемента

Безопасность – ширма исключает травмирование об острые углы, удары и ушибы в результате неустойчивости;

Насыщенность -        наличие                кармашков        обеспечивает        достаточную заполняемость ширмы разнообразными атрибутами для игр;

Трансформируемость –        ширма        помогает        изменить                предметно- пространственную                среду                в                зависимости                от                ситуации,                зонировать пространство, а также дает возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды;

Полифункциональность – наличие ширмы позволяет использовать предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления;

Вариативность – для обеспечения вариативности ширма имеет панно, которые закрепляются на липучках и могут легко сменять друг друга, обеспечивая свободный выбор детей, а наличие кармашков дает возможность периодически менять атрибуты для игр;

Доступность – все дети имеют свободный доступ к ширме.

Реализуемые образовательные области

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое

развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Реализуемые виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно- исследовательская

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная активность

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Конструирование из различных материалов

Трудовая

Целевой возраст детей

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Авторы

Воспитатель Туманова Оксана Владимировна, педагог-психолог Гуленко Елена Георгиевна

Таким образом, использование напольных ширм позволяет педагогу обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей; максимальной реакции  ребенка  на  предметное  содержание РППС через смену игрушек, оборудования и прочих материалов. Без замены элементов РППС интерес ребенка к ним постепенно угасает. Изменять структуру РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и постоянной и целенаправленной смены  местоположения  для более внимательного отношения к пространству и осуществления поиска нового, более интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...