Главные вкладки

    Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении
    консультация на тему

    Калюжная Анна Семеновна

     

    B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   среды  и   игровых материалов,  в частности   наличие   предметов - заместителей.

    Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный-предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие  предметы  замещают  необходимые  для игры  настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные   ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

     Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_igrushki_zamestiteli.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ    

    Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

    Известно, что на развитие ребенка в значительной степени оказывает среда, которая способна либо замедлить  развитие  ребенка, так и стать мощным стимулом его развитие.

    Так на основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает развивающую предметно - пространственную среду, которую в течение года необходимо поэтапно изменять дополнять и реорганизовывать ее.

    Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,  инициативу, творческие способности,  формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру  здорового и безопасного образа жизни. Статья 64 Дошкольное образование п.1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

    Именно грамотно организованная предметно - пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

    B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   среды  и   игровых материалов,  в частности   наличие   предметов - заместителей.

    Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный-предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие  предметы  замещают  необходимые  для игры  настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные   ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

     Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

    Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Так же вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр - вырезать из картона, пенопласта, из мелко нарезанного цветного поролона,  используя  все  это  в  играх,  имитирующих  трудовой  процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем  ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Особая ценность этой игрушки в том, что дети постепенно смогут самостоятельно оперировать условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим. Когда ребенок использует предметы -  заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, что уже свидетельствует о значительно более высоком уровне развития ребенка, о его креативности.I

    Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание  детской игры. Здесь очень важна роль взрослого, который может, например, поняв игровой замысел,  из подручного материала создать нужный для игры предмет, предложить новое направление развития сюжета, включить нового участника, наделив его интересной ролью и т.д.

    Необходимо отметить, что возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями. Родители должны знать о возможностях игрушек-заместителей, их значении для умственного развития ребенка, в частности, его воображения. Ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

    Источник: Алешина И.Н., Онощенко СВ. Влияние игрушки на формирование личностного потенциала ребенка-дошкольника//Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй всероссийской конференции. 17-19 июня 2003г. /Отв. Ред. Е.А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003, С.3-7..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

    «Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

    «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

    Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....

    Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

    С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

    СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. Поэтому одна из ключевых задач  дошкольного учреждения б...

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»  (в соответствии с ФГОС ДО...

    Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды детского дошкольного учреждения

    В презентации представлен научно-практический опыт организации РППС в условиях детского дошкольного учреждения. Описаны теоретические основы и принципы создания среды....