Статья "Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении".
статья

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду помогает решить такие задачи, как гуманизация процесса воспитания и обучения, охрана и укрепление психо-физического здоровья детей,  полноценное развитие  ребенка. Развивающая среда помогает воспитаннику  проявить себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  

СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 Иващенко В.Ю., Таранцова В.Н,

воспитатели МБДОУ «Ровеньский детский сад №3

комбинированного вида Белгородской области»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду помогает решить такие задачи, как гуманизация процесса воспитания и обучения, охрана и укрепление психо-физического здоровья детей,  полноценное развитие  ребенка. Развивающая среда помогает воспитаннику  проявить себя.  

В нашем детском саду педагоги оформляют групповые комнаты в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН, а так же с учетом особенностей детей, посещающих группы: учитываются способности, склонности, возраст, интересы дошкольников, особенности психо-физиологического развития детей, гендерный подход.

Организация  развивающей предметно – пространственной среды в групповых комнатах детского сада реализовывается на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области», разработанной на основе Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.В. Васильевой.

Так как у  воспитанников дошкольного возраста возникает потребность в общении, движении, познании, в созданной нами среде ребенок сам выбирает с кем играть и во что играть.

В групповой комнате подготовительной логопедической группы имеются следующие центры:

- центр дорожного движения;

- центр  ролевой игры;

- центр  искусства;

- центр  природы и экспериментальной деятельности;

- физкультурно-оздоровительный центр;

- центр театрализованной деятельности;

- центр  математического развития;

- центр  уединения;

-центр  книги;

- центр музыки.

        При организации и оформлении  развивающей предметно-пространственной  среды в подготовительной логопедической  группе,  нами были учтены такие составляющие, как:

- эстетика оформления;

- социальная среда развития;

- материальные условия, направленные на развитие и воспитание личности ребенка.

Дети должны не просто общаться в развивающей предметно-пространственной среде, они должны ощущать себя полноправными владельцами  пространства, в котором находятся, и только тогда они становятся создателями своего окружения. Поэтому, в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда яркая, познавательная, эстетичная, поучительная, гармоничная, доступная, подобрана с учетом потребностей и интересов детей.

Так как подготовительную логопедическую группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, а также имеется ребенок с расстройством аутистического спектра, в  нашей группе создан центр с Монтессори – оборудованием. Данное оборудование используется для организации игр детей, занятий.  

Ребенок, занимающийся в Монтессори-среде, становится самостоятельным, способным контролировать себя, развивает в себе такие качества, как: ответственность, терпимость, умение конструктивно решать конфликты, умение работать в паре, лидерский потенциал. Ребенок стремится к знаниям. У него развиваются творческие способности.

В нашей группе «центры» превращаются в видоизменяемое, полуфункциональное  рабочее место, которое легко можно изменить и усовершенствовать.

Считаем, что полноценное развитие, воспитание и образование детей могут выполняться только при определенных условиях:

- рядом с воспитанником должны быть любящие, понимающие, ответственные и безупречные педагоги;

- воспитаннику необходимо организовать развивающую среду не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек;

-развивающую среду важно наполнить   комфортом,   теплом, весельем и гармонией;

- важно принимать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем воспитанников.

       В Концепции построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (В.А.Петровский, Л.М.Кларина и др.) подчёркивается, что "среда, окружающая детей в детских садах…, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья… Непременным условием построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия "  [5].    Воспитатель должен помочь ребенку открыть в себе и развить то, что ребенку органично присуще.

Для обучения и саморазвития личности воспитанника, его умений, самостоятельности и инициативности творчества, нами, педагогами, ставятся следующие задачи:

-создавать и обновлять  развивающую предметно-пространственную среду соответствующим содержанием;

-обеспечивать эффективность использования развивающей предметно-пространственной среды.

Место для игр имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям, а также положительно влияют на дошкольника.

              Считаем, что если среда создана неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития мышления, фантазии, желания играть. Такая среда создает внутреннюю скованность, создает ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает как система материальных объектов деятельности ребенка, моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности [3].

Грамотно организованная предметно-пространственная среда дает возможность непринужденно построить педагогический процесс, избежать

монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезной  и интересной работой [4].

Таким образом, для того чтобы воспитателю  грамотно  создать  развивающую предметно-пространственную среду в группе и на участке,  нужно суметь организовать быт  так, чтобы тесно увязать все компоненты повседневной жизни с развитием, обучением, игровой деятельностью и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойный и доброжелательный климат в группе и в детском саду.

Список литературы:

1.Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М., 2004. – 302с.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/ О. Артамонова  // Дошкольное воспитание. – 2005, №4.- с.3-12

3.Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова [Текст]/ С.Л.Новоселова. – М.: Айресс - Пресс, 2007. – 119 с.

4.Петровский В.А., Кларина Л.М. [и др.] Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]/ В.А. Петровский, Л.М. Кларина [и др.]. - М., 1993. – с.76

5.Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. A.M. Прохорова. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1263 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...