Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
статья на тему
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обеспечивает максимальную роль в организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она обогащает представления детей об окружающих их людях, помогает разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым воспитанники обретают собственный опыт, необходимый для их успешного вхождения в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_oragnizatsii_predmetno-prostranstvennoy_sredy1.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ».
Бегей Марина Владимировна, воспитатель
СП «детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка Сызранского района Самарской области
Тел. 89277799902
E-mail: begejmv@mail.ru
Педагогический коллектив нашей дошкольной образовательной организации уже многие годы уделяет большое внимание организации и содержанию развивающей предметно- пространственной среды, окружающей воспитанников.
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обеспечивает максимальную роль в организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она обогащает представления детей об окружающих их людях, помогает разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым воспитанники обретают собственный опыт, необходимый для их успешного вхождения в социум.
Воспитание культуры поведения на улице - актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому этот вопрос стал неотъемлемой частью воспитательного процесса нашего учреждения.
В структурном подразделении имеется комната по безопасности дорожного движения. Вся обстановка в ней способствует более серьезному, качественному усвоению знаний детей о безопасности в условиях дорожного движения. Здесь расположена целая улица с проезжей частью дороги, со светофорами, с тротуарами, пешеходными переходами, макетами домов и различных общественных учреждений. Возле железнодорожного переезда - шлагбаум, который, как настоящий выполняет свои функции: механически поднимается и опускается. Повсеместно размещены дорожные знаки, которые помогают ребятам учить дорожную азбуку. Стоящий в центре дороги постовой - «хозяин дороги» четко регулирует движение, следит за порядком, не допускает нарушений.
Дети любят бывать в комнате по изучению дорожных правил, просят после занятий еще немного поиграть, самостоятельно распределяя при этом, кто будет водителями, а кто - пешеходами, какой «транспорт» будет двигаться по «улицам». Взрослые в процессе игр ребят всякий раз напоминают, где и как можно проехать на машинах, а где - на велосипеде, а также уточняют правила перехода пешеходов через проезжую часть дороги, напоминают значение дорожных знаков. Детям - «водителям» рассказывают о том, что оставлять машины можно только в предназначенном для этого месте - на автомобильной стоянке.
Очень важно отметить, что дети могут самостоятельно прогнозировать дорожные ситуации, сами передвигая – трансформируя игровые атрибуты, тем самым находить возможность правильно действовать в условиях дороги, не нарушая правил.
Прививать у детей основы пожарной безопасности, воспитывать в них осознанное отношение к своей безопасности стараемся с детства. С этой целью в учреждении создан «Уголок юного пожарного». Дети наглядно узнают о средствах пожаротушения, о действиях при пожаре, учатся набирать номера экстренной службы (112), звонить на самый короткий номер «01». Педагоги проводят диалоги о ситуациях, приводящих к возникновению пожаров. В игровой ситуации с ребятами рассказывают, что нельзя сушить белье над газовой плитой, быть внимательным с электроприборами, а при пожаре, накрыв влажной тряпкой рот, бежать к выходу, звать взрослых. Дошкольники знают звук пожарной сигнализации, могут правильно без паники действовать, т.к. в детском саду систематически проводят тренировочные занятия по эвакуации на случай пожара.
Пожарные - спасатели охотно посещают детский сад, участвуют в тематических познавательных мероприятиях, физкультурно-досуговой деятельности. Воспитанники – всегда желанные гости в сельской пожарной части.
Ежегодное участие педагогов и детей в конкурсах и викторинах по безопасности дорожного движения и профилактике пожаров на различных уровнях, приносит неплохую результативность: грамоты и дипломы победителей.
Образовательная деятельность по изучению детьми дорожных и пожарных правил организуется нашими педагогами по парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой.
ФГОС ДО рекомендует обеспечивать учет национально-культурных условий. Мы считаем, что приобщать детей к культурному наследию необходимо с детства. С этой целью в детском саду создана система работы с детьми и организован музей «Русская старина».
Целью работы музея является формирование у детей интереса и уважения к культуре и традициям народа, проживающего в нашем старинном, красивейшем селе Старая Рачейка, к их труду, жизни посредством действенного познания. Благодаря музейной обстановке дошкольники имеют возможность не просто рассматривать предметы старины, но и «играть в историю».
Отрадно, что наши педагоги, воспитанники и родители оказались очень активными и заинтересованными участниками процесса пополнения фондов музея. Только так дошкольники чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого…
Сейчас наш музей насчитывает более 40 подлинных предметов крестьянского быта, изделий народных промыслов, ремесел и рукоделия.
Вся обстановка музея разделена на несколько секций: «сельское подворье», «жилище и быт», «руками мастеров». Предметы народной старины помогают дошкольникам вживаться в народную культуру, формировать способность прогнозировать изменения предметов. У ребят появляется интерес к познанию и исследовательской деятельности, развивается логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
Для успешной работы музея старины соблюдаются следующие условия:
- пополнение музея новыми экспонатами;
- бережное отношение, хранение экспонатов;
- ведение описаний фондов музея.
На каждый экспонат имеются сведения (учет фондов) в которых указывается:
- дата приобретения,
- количество экземпляров,
- Ф.И.О. лица, передавшего экспонат,
- владелец экспоната,
- описание предназначения.
Организация работы музея заключается и в получении полной информации о предметах, переданных в музей, т.е. сбор библиографического материала, подбор конспектов занятий, пословиц и поговорок, загадок для детей. Эта работа – сложный, творческий и технологический процесс, который требует новаторского подхода, усилий коллектива единомышленников. Мы постарались как можно больше собрать сведений, историко-энциклопедических справок, конспектов занятий по каждому экспонату. Информационный сбор во многом улучшил качество самообразования педагогов, теперь они ярче подают дошкольникам материал о музейных предметах – экспонатах.
В музее «Русская старина», кроме занятий и экскурсий, часто проходят народные праздники, посиделки на которые приглашаются родители воспитанников и частый гость - настоятель местного храма о. Алексий (Бормотов). Ответственным педагогом организована в музее работа кружка по изготовлению обрядовых кукол «Василинка». Здесь прививают детям познавательный интерес к прикладному творчеству через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Ребята узнают, что каждая из кукол (Кувадка, Пеленашка, Зернушка, Кубышка-травница) имела свое предназначение.
Планирование работы в музее и кружке организовано на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам рукой народной культуры» О.О.Князевой, М.Д. Маханевой.
В учреждении оформлена экспозиция семейных родословных. Составление родословной вызывает не только уважение к прошлому, любовь и интерес к окружающему, но и дает возможность воспитанникам ориентироваться в мире прошлого. Совместная творческая работа взрослых и детей развивает познавательный интерес ребят, расширяет их представления о семье, как о большом роде. Дошкольники усвоили такие понятия как предки, поколение, обычаи. По экспозиции семейных родословных наши дети проводят «экскурсии» друг для друга, для воспитателей и родителей.
В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Мы уверены, что наши дети научатся не только ценить и беречь наследие предшествующих поколений, но и приумножать их.
К юбилею Сызранского района для воспитанников организована тематическая выставка - композиция. Выставочный материал знакомит о многих селах района, о том, какую роль они играют в жизни района, чем его прославляют (п.Варламово - центр деловой и культурной жизни района, п.Балашейка - знаменит песчаными карьерами, в с.Троицкое родовое поместье русского поэта Дмитриева с уникальным вековым парком с кедрами, пихтами и лиственницами. В с. Заборовка сохранился памятник архитектуры - усадьба князей Гагариных и находится районный музей с экспонатами мебели и утвари бывшего имения. С.Рамено славится минеральной столовой водой, с.Кошелевка - плодовыми садами). Наше село Старая Рачейка всегда славилось чистым воздухом, вкусная родниковой водой, а самое главное богатство нашего красивейшего села - многовековой лес! Северной сказкой зовут заповедные Рачейские места, где с соснами, березами, дубами и вязами соседствуют северные растения: клюква, черника, брусника, мох.
История нашего села показана на выставке в старинных открытках с 19 века. Экспозиция разделена на темы: «Прошлое села», «Достопримечательные и исторические места», «Развитие родного села».
На видном месте выставки четыре книги краеведа-энтузиаста Журловой Г.Г. о нашем любимом селе Старая Рачейка и его жителях на основе исторических фактов, рассказов старожил. Стараниями педагогов собран материал о развитии дошкольного образования в нашем селе, а также знакомящий с историей создания школы и сельской библиотеки. Материал выставки способствует познавательному развитию дошкольников, учит любить родной край, правильно использовать природные ресурсы, гордиться земляками.
К 70-летию Великой Победы 1945 года в учреждении оформлена тематическая выставка. По фотографиям дети узнают, что во время войны в нашей Старой Рачейке функционировал эвакуационный госпиталь, где проходили лечение раненые бойцы и командиры. О том, что на территории нашего села находится единственное в районе братское захоронение умерших от ран воинов. А в центре села на высоком постаменте стоит гранитный солдат - памятник погибшим воинам-односельчанам. Фотографии земляков-героев войны на видном и почетном месте. Среди них Герой Советского Союза Теплов Сергей Тимофеевич. Его имя скоро будет носить наша школа, на фасаде на которой в январе этого года установлена мемориальная доска.
На выставке представлен сделанный руками работников детского сада макет блиндажа. На стене «блиндажа» - карта ведения боя, стоит самодельный стол, пенек вместо стула, лежат фляжки, старый портсигар, алюминиевая кружка, саперная лопата. Хранятся настоящие солдатские письма-треугольники с фронта, офицерский планшет, бинокль, солдатская шинель и сапоги. Фотоматериал выставки разбит по секторам «Война», «Дети войны», «Великая Победа», «Герои-односельчане». Велико значение данной выставки, особенно в наше время, дети должны помнить, какой ценой была достигнута Победа, кто подарил нам мир.
Участие педагогов и детей в конкурсах по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, имеет результативность: грамоты и дипломы победителей.
Наш сельский детский сад расположен недалеко от живописной лесной зоны, вблизи знаменитого Рачейского лесного хозяйства, на территории которого находятся под охраной государства девять памятников природы. Поэтому с учетом климатических и природных условий, для познавательного развития и исследовательской деятельности, мы создали эколого-экспериментальную лабораторию «Родничок» по названию родников, бьющих в нашей местности. Ребятам прививают умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, бережно относиться к ее ресурсам, находить взаимосвязь с ней, совершая доступные эксперименты и опыты.
Дошкольники принимают активное участие в экологических конкурсах: участвуют в эколо- познавательных викторинах, рисуют плакаты о сохранении родной природы, энергоресурсов, получают грамоты и дипломы разных уровней.
Быстро меняющиеся условия современной жизни, подталкивают нас, педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно- пространственной среды в нашем учреждении. Мы стремимся, чтобы насыщенная разнообразная по тематике среда была всегда основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника, каждого дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. [Текст]: принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: Детство-Пресс, 2009.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. -М., 2003.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
- Журлова Г.Г. Звалась когда-то ты Ручейкой… О малой родине с любовью. Сызрань: Ваш взгляд, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Снегирева Н.В. Особенности создания предметно-развивающей среды в детском саду//http://festival.1september.ru/articles/502889/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....
Инновационные формы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
В статье автор представил новое современное средство обучения в дошкольной педагогике –лэпбук.Ключевые слова: лэпбук, активное познание, эксперименты, творческая деятельность, исследовательская ...
Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....
Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....