Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Архипова Фируза Фаридовна

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная публикация на тему:

«Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ                                     Введение        3

Глава 1. Теоретические основы организации, развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении        5

  1. Значимость развивающей предметно – пространственной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении        6
  2. Основные характеристики развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении        8

Глава 2. Требования к развивающей предметно - пространственной среде в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО        10

2.1. Рекомендации по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста        11

Заключение        16

Список информационных источников        18

Введение

В современном дошкольном образовании, с принятием нового закона

«Об образовании», система получения знаний, существовавшая до этого момента, подверглась серьезным изменениям. [1]

Современный дошкольник, находясь в образовательном учреждении, проходит первую ступень образовательной системы.

Так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, все дошкольное образование подверглось огромным изменениям. В требованиях Федерального государственного стандарта, развивающая предметно - пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. [2] А создание развивающей предметно - пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей всех дошкольных организаций.

В связи с этими изменениями, данная работа является актуальной и значимой. С помощью нее мы подвергнем изучению систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды.

Объектом исследования является развивающая предметно - пространственная среда дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования ­ организация развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования:

Провести исследование особенностей организации, развивающей предметно - пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Задачи:

  • Изучить методическую и психолого - педагогическую литературу, посвященную проблеме исследования;
  • Провести теоретический анализ литературы по проблеме организации развивающей предметно - пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях;
  • Разработать рекомендации по организации развивающей предметно - пространственной среды.

Глава 1. Теоретические основы организации, развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

Предметно ­ пространственная среда ­ это совокупность педагогических и психологических условий для успешного протекания педагогического процесса. [4]

Среда должна быть рационально организованной в пространстве, актуальной по времени, насыщенной, а также разнообразной. В грамотно организованной среде ребенок активно развивается. В процессе познания и творчества задействуются его любознательность, воображение, коммуникативные навыки. Личность такого дошкольника развивается более гармонично. [7]

Развивающая предметно - пространственная среда в детском саду помогает проявлять у детей различные способности, развивает самостоятельность и инициативу. «Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю». [6]

Однако, основным видом следует считать все-таки игру. Именно игры строят фундамент для дальнейшего накопления знаний и умений. Игровая деятельность помогает подготовить ребенка к школе, сформировать личностные качества, необходимые каждому субъекту.

Можно сказать, что развивающая предметно - пространственная среда очень важный компонент в жизни каждого человека, особенно дошкольника. Ее качественное использование приводит к активному развитию творческого воображения, позволяя реализовывать их игровые замыслы. С помощью правильно организованной среды формируется культура человеческих отношений.

  1. Значимость развивающей предметно – пространственной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное учреждение является первым звеном в системе непрерывного образования человека. Поэтому качество дошкольного образования играет наиважнейшую роль в становлении личности.

Правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, отличающаяся рационализмом и насыщенностью, помогает в воспитании и формировании необходимых навыков у детей. [3]

Необходимость развивающей предметно – пространственной среды для дошкольника, прежде всего, требуется для того, чтобы удовлетворить потребности ребенка в определенный момент его развития. Когда дошкольника окружает обогащенная среда, он сам стремится к проявлению любознательности, познанию мира и творческим проявлениям. Также среда должна отвечать и возрастным особенностям детей.

Необходимость развивающей предметно – пространственной среды для воспитателей, прежде всего, идет в помощь педагогу в процессе развития дошкольников. При эффективно созданной среде, прежде всего, происходит становление индивидуальности, что является наиболее важным фактором в процессе становления личности.

Развивающая среда формируется таким образом, чтобы предоставить детям наибольшие возможности для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Она оказывает помощь педагогу в организации повседневной детской деятельности и делает воспитательный процесс захватывающим и интересным.

Роль воспитателя состоит в том, чтобы использовать развивающую среду, как средство формирования у дошкольника тех функций, которые присущи ребенку. Для этого при организации в группах развивающей предметно – пространственной среды следует особое внимание уделить ее построению. В правильно организованной предметной среде работник дошкольного учреждения организует педагогический процесс подобным

образом, чтобы были задействованы множественные приемы, методы и формы образовательного процесса.

  1. Основные характеристики развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

Рассмотрев программу «От рождения до школы» можно сделать вывод, что она не предъявляет каких-то особых специальных требований к организации, развивающей предметно - пространственной среды [9]

(как, например, в программе Монтессори) [13], помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО.

При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

Проанализировав методическую литературу, нами были выделены следующие характеристики развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

  • Развивающая предметно - пространственная среда в дошкольном учреждении должна быть: содержательно - насыщенной, развивающей; трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной; безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
  • Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
  • Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки
  • обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
  • Развивающая предметно - пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
  • В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи

программы и применять личностно–ориентированные технологии обучения.

  • Помещение группы должно быть разделено на небольшие пространства (так называемые центры активности, развития, оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.)).
  • Все предметы пространства должны быть доступны детям. [10]

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

При грамотной организации предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении можно увидеть гармонично развитую и творчески активную личность ребенка-дошкольника.

Глава 2. Требования к развивающей предметно - пространственной среде в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

На основании проведённых исследований и выявленных проблем стало очевидным то, что помещения дошкольного учреждения, проекты которых были разработаны в 70-х – 80-х гг., в некоторых случаях не соответствуют современным требованиям к организации жизни детей в детском саду. [11]

Важным аспектом при организации среды, является создание дизайна, соответствующего современным требованиям организации пространства, реализации воспитательно - образовательных задач детского сада. В федеральном образовательном стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно - пространственной среде. [16]

В профессиональном стандарте педагога одной из компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающей специфику работы на дошкольном уровне образования, является участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. [14]

Таким образом, нормативно-правовые документы, применяемые в дошкольном образовании, прямо требуют участия педагогического коллектива в создании и обновлении предметного мира детского сада, в котором происходит социализация дошкольников.

  1. Рекомендации по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста

Основные составляющие при организации, развивающей предметно - пространственной среды в группе: пространство, время, предметное окружение. [15]

Пространство подразумевает под собой как разнообразие материала, так и гендерные различия. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и то же время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу. Среда также должна быть насыщена материалами, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.

Принцип времени подразумевает, что ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, его окружение не может быть застывшим, и также требует изменений. Поэтому развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Для этого организация среды должна быть изменяемой. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту. [5]

Предметное окружение, обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста. Также большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей. [12]

Организация среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. [8] Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Проанализировав методическую и психолого - педагогическую литературу были структурированы критерии для организации, развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна организоваться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволит детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрализованная деятельность, экспериментирование.

Центральное место занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие и дидактические игры, технические устройства и игрушки, модели предметы для опытно - поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и составления коллекций.

Так же должны иметься материалы учитывающие гендерные интересы (мальчиков и девочек), как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре для девочек необходимо создать уголки с предметами женской одежды, аксессуарами, сумочками, головными уборами и т. п., для мальчиков - детали военной формы, предметами обмундирования и вооружения рыцарей, а также разнообразные технические игрушки.

В группе старших дошкольников оборудуется уголок с материалами способствующие овладению чтением и математикой: печатные буквы и цифры, картотеки для отработка изученного материала, книги с крупным шрифтом, пособия для игр и занятий, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

Один из центров развития оборудован материалами, стимулирующими развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии и научные книги, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, объекты, отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, альбомы о достопримечательностях.

Освобождая центральную часть группы, необходимо предоставить условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды группы должна соответствовать возрастным особенностям детей, иметь разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивать детям игровую, познавательную, творческую и двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей, присоединения к ним вращающихся элементов). Создавая подобные условия у дошкольников, формируется психологический комфорт, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения.

Также необходимо использование мягких красочных модулей, которые        помогают        трансформировать        пространство,        а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть

барабанами, строительным материалом, средствами для плавания), ведь интересы маленького ребенка быстро меняются.

Такая среда будет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, развитие познавательной активности, а также будет иметь возможность для уединения.

В группе требуется создание спортивного уголка с различным спортивным инвентарем. Он служит удовлетворению потребностей дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивный уголок размещен таким образом, чтобы он способствовал проявлению двигательной активности детей и находился в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Уголок должен быть оснащен современным спортивным оборудованием: дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы и веса, обручами, скакалками, мячами, ребристыми дорожками для хождения.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, что развивающая предметно - пространственная среда старшей группы в группе детского сада направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантируя охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечивающая развитие познавательной активности. В группе должны создаваться условия, соответствующие формировании познавательной активности. Содержание РППС должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с ориентированием на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны

ближайшего        развития»,        на        неисчерпаемую        информативность        и индивидуальные возможности детей.

Заключение

Мы пришли к выводу о том, что развивающая предметно – пространственная среда ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования – Изучение особенностей организации, развивающей предметно -

пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ психолого – педагогической и методической литературы позволил нам разработать рекомендации по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста.

К выше изложенному следует добавить, что организация развивающей предметно - пространственной среды является основным средством формирования личности ребенка и является источником получения его знаний и накоплением социального опыта.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно - пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния развивающей предметно - пространственной среды с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка - дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.

Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, а задачи решены.

Список информационных источников

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/
  3. Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  4. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-

organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya

  1. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Изд. СФЕРА.- 2015. – 170 с.
  2. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: Детство- Пресс, 2004. — 120 С.
  3. Нищева Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.
  4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014.
  6. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн 2006 г., 350 стр. [Электронный ресурс]. URL: https://mybook.ru/author/georgij- panteleev/detskij-dizajn/read/?page=2
  7. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: учебник / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова; Москва: 1993.– 102 с.
  8. Полякова М. Н.: Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. Изд. Центр педагогического образования. – 2008. – с. 96.
  9. Программа Монтессори в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/programma- montessori-v-detskom-sadu.html
  10. Профессиональный        стандарт        «Педагог        (педагогическая деятельность                в        сфере        дошкольного,                начального        общего,        основного общего,        среднего        общего                образования)                (воспитатель,                учитель)» [Электронный                                ресурс].        URL:                https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/normativnye- dokumenty/professionalnyj-standart-pedagog-pedagogicheskaya-deyatelnost-v- sfere-doshkolnogo-nachalnogo-obshchego-osnovnog.html
  11. Развивающая среда в ДОУ по ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://academy-prof.ru/blog/razvivayutschaya-sreda
  12. Требования к развивающей предметно-пространственной среде        ДОУ        (ФГОС).        [Электронный        ресурс].        URL: https://docplayer.ru/60642267-Trebovaniya-k-razvivayushchey-predmetno- prostranstvennoy-srede-dou-fgos.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе работы, мною ...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

Статья на тему «Основы построение развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Основы построения развивающей предметно - пространственной  среды согласно требованиям ФГОС ДО....

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....