Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
консультация (младшая группа) на тему

Титова Анастасия Леонидовна

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».

В ходе работы, мною  изучены и проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в группе, оформление группы и раздевалки. Развивающая, предметно-пространственная  среда спроектирована в соответствии с программой,  реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников.

В группе рационально используется пространственные возможности помещений - раздевалка, групповая  комната, спальня; в группе созданы центры, зоны и уголки для разных видов деятельности детей, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.

В нашей, средней  возрастной группе создана благоприятная развивающая  предметно- пространственная  среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую. При создании  развивающей предметно – пространственной  среды, я ориентировалась на следующие принципы:

• принцип  рациональности,

• принцип доступности и открытости,

• принцип соответствия возрасту.

• принцип активности, самостоятельности и творчества;

• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

• принцип комплексирования и зонирования;

• принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка;

• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предметно-пространственная  среда в  группе  организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.

Качественно преобразованные групповое помещение красиво, уютно, привлекательно, так как каждый ребенок находит для себя интересное дело.

В оформлении группового  помещения  соблюдается единый стиль, и используются светлые тона окраски стен, белые потолки, яркое освещение, что оптически расширяет пространство.

Развивающая среда привлекательна, интересна, выразительна. Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группе  обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости.  Также, у нас есть  уголок  уединения («маленький дом») – то место, в котором можно побыть одному, имеющие сходство с домашней обстановкой.

Предметно- пространственная  среда спроектирована в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду, под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». При создании развивающей среды  я учитывала  индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной. В построении развивающего пространства учитывался принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. 

Хорошо освещенное место отведено центру художественного творчества, где воспитанники рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, создан уголок ЧХЛ.

Зона науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном центре размещен материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытом, стол для экспериментирования с водой и песком.

Зона ручного труда всегда активно работающая зона, способствующая формированию у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок. Материалы для ручного труда постоянно обновляются, собираются совместно с детьми на прогулках.

Зона «Познайка» - это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски.

Музыкально-театральная зона  представлена набором детских, музыкальных инструментов (некоторые шумовые инструменты сделаны как результат проекта родителей и детей, различными видами театра: би-ба-бо, пальчиковым, настольным, теневым. В группе имеется ширма для театрализации, мини – сцены. Группа  оснащена аудиотехникой, фонотекой.

Зона краеведения и патриотизма содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Знакомим  детей с символикой государства, с историей родного края, района, города.

Зона оснащена глобусом, картой, флагами России, Санкт-Петербурга , предметами быта, поделками, игрушками.

Оформлена «Зелёная и красная книги», в которых подобран материал животного и растительного мира, оформлены фотовыставки  родного города.  Физкультурно-оздоровительная уголок  размещен также в группе.  Он способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и задач их гармоничного развития. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Некоторый инвентарь изготовлен нашими  руками и родителей: коврики для массажа стоп, рукавицы.

 Также, создан уголок сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться.

Для конструктивной деятельности в группе создан строительный уголок . Он содержит строительный материал, который хранится на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, схем, фотографии, рисунки, модели транспорта.

Для игр по интересам и половым различиям созданы уголки для мальчиков и девочек.

Профессиональная компетентность, креативность, творческий подход, педагогическая импровизация  - позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании.

На участке имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой двигательной активности детей; мини-стадион, оборудованный баскетбольными щитами, полоса препятствий, тропа здоровья.

Организация среды на территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории детского сада разбиты цветники. Для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения на участке имеется возможность моделирования транспортной среды с использованием дорожных знаков.

Каждый день пребывания ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

 

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».

В ходе работы, мною  изучены и проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в группе, оформление группы и раздевалки. Развивающая, предметно-пространственная  среда спроектирована в соответствии с программой,  реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников.

В группе рационально используется пространственные возможности помещений - раздевалка, групповая  комната, спальня; в группе созданы центры, зоны и уголки для разных видов деятельности детей, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.

В нашей, средней  возрастной группе создана благоприятная развивающая  предметно- пространственная  среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую. При создании  развивающей предметно – пространственной  среды, я ориентировалась на следующие принципы:

• принцип  рациональности,

• принцип доступности и открытости,

• принцип соответствия возрасту.

• принцип активности, самостоятельности и творчества;

• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

• принцип комплексирования и зонирования;

• принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка;

• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предметно-пространственная  среда в  группе  организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.

Качественно преобразованные групповое помещение красиво, уютно, привлекательно, так как каждый ребенок находит для себя интересное дело.

В оформлении группового  помещения  соблюдается единый стиль, и используются светлые тона окраски стен, белые потолки, яркое освещение, что оптически расширяет пространство.

Развивающая среда привлекательна, интересна, выразительна. Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группе  обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости.  Также, у нас есть  уголок  уединения («маленький дом») – то место, в котором можно побыть одному, имеющие сходство с домашней обстановкой.

Предметно- пространственная  среда спроектирована в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду, под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». При создании развивающей среды  я учитывала  индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной. В построении развивающего пространства учитывался принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности.  

Хорошо освещенное место отведено центру художественного творчества, где воспитанники рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, создан уголок ЧХЛ.

Зона науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном центре размещен материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытом, стол для экспериментирования с водой и песком.

Зона ручного труда всегда активно работающая зона, способствующая формированию у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок. Материалы для ручного труда постоянно обновляются, собираются совместно с детьми на прогулках.

Зона «Познайка» - это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски.

Музыкально-театральная зона  представлена набором детских, музыкальных инструментов (некоторые шумовые инструменты сделаны как результат проекта родителей и детей, различными видами театра: би-ба-бо, пальчиковым, настольным, теневым. В группе имеется ширма для театрализации, мини – сцены. Группа  оснащена аудиотехникой, фонотекой.

Зона краеведения и патриотизма содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Знакомим  детей с символикой государства, с историей родного края, района, города.

Зона оснащена глобусом, картой, флагами России, Санкт-Петербурга , предметами быта, поделками, игрушками.

Оформлена «Зелёная и красная книги», в которых подобран материал животного и растительного мира, оформлены фотовыставки  родного города.  Физкультурно-оздоровительная уголок  размещен также в группе.  Он способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и задач их гармоничного развития. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Некоторый инвентарь изготовлен нашими  руками и родителей: коврики для массажа стоп, рукавицы.

 Также, создан уголок сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться.

Для конструктивной деятельности в группе создан строительный уголок . Он содержит строительный материал, который хранится на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, схем, фотографии, рисунки, модели транспорта.

Для игр по интересам и половым различиям созданы уголки для мальчиков и девочек.

Профессиональная компетентность, креативность, творческий подход, педагогическая импровизация  - позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании.

На участке имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой двигательной активности детей; мини-стадион, оборудованный баскетбольными щитами, полоса препятствий, тропа здоровья.

Организация среды на территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории детского сада разбиты цветники. Для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения на участке имеется возможность моделирования транспортной среды с использованием дорожных знаков.

Каждый день пребывания ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»

В справке перечислены принципы ФГОС ДО и общеобразовательной программы ДОО и их реализация в помещении группы....

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе»

Очень часто в портфолио педагога необходимо вложить аналитическую справку о создании предметно- пространственной среды....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о создании развивающей предметно-пространственной среды

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо создании развивающей предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду №4 Приморского района Санкт-Петербургав средней группе №2.В группе 28 человек, из них 14 мальчиков, 14...

Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды в группе № 9(младшего, среднего дошкольного возраста) ГБДОУ комбинированного вида детский сад № 8 Красногвардейского района Санкт - Петербурга

Цель: Оценка качества образовательной деятельности педагога через организацию развивающей предметно-развивающей среды (РППС)Задачи:определить уровень безопасности в созданной предметно-пространственно...

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»

В этой статье рассказано, как создавалась мною РППС в соответствии с ФГОС ДО....