Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
статья (средняя группа)

Кириллова Ирина Александровна

В этой статье рассказано, как создавалась мною РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

«О создании развивающей предметно-пространственной среды  в средней группе»

Краткая характеристика группы:

Среднюю группу посещают 25 детей  в  возрасте 4-5 лет, их них 15 девочек и 10 мальчиков.

1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания  детей.

  Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где у каждого ребёнка есть свой шкафчик. На стенах расположены информационные стенды, куда помещается необходимая информация по детскому саду, родительский уголок, меню и стенды с детскими рисунками ,поделками, аппликациями. Вся информация регулярно меняется.

   В группе создана комфортная предметно – пространственная развивающая среда, которая соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. В интерьере группы, в цветовом решении стен преобладают спокойные, светлые тона. На стенах располагаются детские рисунки и аппликации, что вызывает у воспитанников позитивное настроение.

   Предметно-пространственная среда  группы организована в соответствии с принципами ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО. Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Все пространство предметно-развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты, шкафы прикреплены к стене, столы промаркированы и углы закруглены, весь игровой материал и оборудование без повреждений наружных поверхностей, доска находится на уровне глаз.

В группе имеется свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности. Для этого имеются специальные стеллажи, шкафы с выдвижными ящиками, в которых находится необходимый материал .Это позволяет ребенку в любой  момент достать интересующий его материал.

Развивающая предметно- пространственная среда организована информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики и многообразием дидактического и информационного материала. В группе есть   технические средства обучения ( доска для рисования, магнитофон), расходные материалы ( карандаши, краски, альбомы, пластилин и т.д) , спортивное оборудование ( мячи, кегли, скакалки, обручи, мешочки с песком), игровой материал ( дидактические игры , настольно-печатные игры, кукольный уголок, конструктор, театрализованный уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр), материал для экспериментальной деятельности (песок, лупы, колбочки, емкости с крупам, весы, магниты, природный материал)

Игровой материал периодически меняется  в зависимости от тематики недели, появляются новые предметы, материалы, стимулирующие игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Вариативность пространства позволяет детям выбрать ту или иную игру в зависимости от настроения и интересов.

Игровой материал  размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их и использовать в качестве предметов заменителей в разных видах деятельности. Так например, дети могут взять из уголка экспериментирования шишки, воду  и использовать  в уголке «Хозяюшка». ( принцип полифункциональности).

Наличие ширм, подушек, кукольной мебели позволяет трансформировать пространство группы в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. Например, с помощью передвижных ширм  можно разнообразить сюжетно-ролевые игры, игры драматизации ,организовать кукольный театр со зрителями.

2. Учет возрастных особенностей детей.

 Отличительной чертой детей среднего возраста являются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а  ради смысла игры. В этом возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную активность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Вследствие этого предметно пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скучности детей.

Двигательная активность детей характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель размещены таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Данный возраст характеризуется тем, что у дошкольников появляется широкий интерес к языку, речи. Поэтому в группе создан уголок познания ( уголок экспериментирования, книжный уголок),мотивирующий детей к познавательной деятельности.

Предметно-пространственная среда используется детьми вариативно: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для игрового материала, столики.

3. Реализация развивающей предметно -  пространственной среды в соответствии ООП ДО (отражение образовательных областей)

В развивающей предметно - пространственной среде в средней группе отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- социально - коммуникативное развитие,

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие.

1.Центр физического развития:  

Уголок «Будь здоров!» В нем размещены мячи различной величины, кольцеброс, кегли, гири, обручи, мешочки с песком, детская баскетбольная корзина. В уголке представлен также материал о подвижных и малоподвижных играх, считалки для выбора водящего, также алгоритмы действия детей – одевание, раздевание, умывание.  Центр физического развития  подобран с учетом необходимости формирования представлений о здоровом образе жизни, воспитания культурно-гигиенических навыков, формирования потребности в двигательной активности.

2.Центр речевого развития:

Уголок «Здравствуй, книга». В этом уголке находятся книги  с художественными произведениями детских писателей, русские народные сказки, размещены фотографии наиболее известных писателей как А. Барто, С. Маршак,В. Сутеев. Все книги и иллюстрации периодически обновляются в соответствии с тематикой недели. Этот уголок способствует обогащению  активного словаря, позволяет знакомить детей с художественной литературой.

3.Центры социально-коммуникативного развития:

 «Уголок Хозяюшка» представлен  разнообразием  кукольной мебели: кроватка, куклы, кукольная коляска ,столик со стульчиком, плита. Есть разнообразные муляжи фруктов, овощей и продуктов питания.

 Уголок « Парикмахерская» состоит из трюмо и необходимых атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

В уголках «Больница», « Магазин» ,»Папин помощник» тоже есть соответствующие атрибуты.

Уголок « Автосалон» содержит  игрушечный транспорт крупный и средний .Машины грузовые, легковые, служебные машины, самолеты и т.д.

Театральный уголок «Куколка» представлен небольшой  настольной ширмочкой для настольного театра («Три поросенка», «Колобок», «Теремок», Волк и семеро козлят»); есть пальчиковый театр; диски для прослушивания песен и сказок

Уголок «Познавайка»  содержит настольно-печатные игры с правилами, есть домино, лото, пазлы, шашки.

Уголок по правилам дорожного движения »Сетофорик» представлен в виде переносного макета улицы с маленькими машинками, знаками дорожного движения. Этот уголок способствует ознакомлению с правилами дорожного движения через сюжетно – ролевую игру.

Уголок с домашними ,дикими животными и насекомыми позволяет детям  не только ознакомиться с животными и насекомыми, но и использовать для своих игр по интересам.

Игровой материал в этих центрах подобран в соответствии с возрастными, индивидуальными и гендерными особенностями детей. Материал обеспечивает освоение  различных социальных ролей, норм и ценностей, принятых в обществе. Позволяет заниматься детям по своим интересам и способствует самовыражению детей.

4.Центр познавательного развития:

Уголок природы «Незабудка» расположен непосредственно у окна. Основное место занимает календарь природы, который помогает им разбираться с временами года, их признаками, живой и неживой природой. В уголке природы размещены  цветы и инструменты по уходу за растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. Рядом находится уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментов с водой , песком, лупы, колбочки, емкости с крупам, весы, магниты, природный материал можно взять из уголка природы ( камни, ракушки, шишки); картотека игр-экспериментов. Уголок природы создан  с целью обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания  любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями.

5.Центр художественно-эстетического развития:

В уголке «Творческая мастерская» имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к  изодеятельности,  формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности: альбомы, цветной картон, цветная бумага, восковые мелки, карандаши, гуашь и кисти разного диаметра, трафареты, образцы для рисования, пластилин,  доски, стеки.

Музыкальный уголок  способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  так же различные музыкальные сказки, имеется магнитофон.

Уголок «Строители» представлен различного вида конструкторов: крупногабаритный (переносной), мелкий, конструктор типа «Лего», мозаики крупные и средние, строительный материал -  кубики ,кирпичики, призмы. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки самостоятельно или по схемам. Строительный уголок развивает пространственное мышление, совершенствует навыки работы по заданной схеме, чертежу или по собственному замыслу, предоставляет ребенку возможность к самовыражению.

Вывод: Развивающая предметно - пространственная среда в группе организована в соответствии с ФГОС ДО , что создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе работы, мною ...

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»

В справке перечислены принципы ФГОС ДО и общеобразовательной программы ДОО и их реализация в помещении группы....

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе»

Очень часто в портфолио педагога необходимо вложить аналитическую справку о создании предметно- пространственной среды....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о создании развивающей предметно-пространственной среды

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо создании развивающей предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду №4 Приморского района Санкт-Петербургав средней группе №2.В группе 28 человек, из них 14 мальчиков, 14...

Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды в группе № 9(младшего, среднего дошкольного возраста) ГБДОУ комбинированного вида детский сад № 8 Красногвардейского района Санкт - Петербурга

Цель: Оценка качества образовательной деятельности педагога через организацию развивающей предметно-развивающей среды (РППС)Задачи:определить уровень безопасности в созданной предметно-пространственно...