Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации
статья

Линёва Елена Викторовна

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии,что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. 

В материале представлен актуальный алгоритм действий по отбору средств обучения, игр и игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации

Актуальный алгоритм действий по отбору средств обучения, игр и игрушек состоит в следующем.

1. Выбор средств обучения и воспитания должен осуществляться в соответствии с возрастными потребностями и интересами воспитанников, основными направлениями их развития и спецификой дошкольного образования.

2. Должна учитываться возможность полифункционального использования оборудования, игрушек и материалов в соответствии с образовательными задачами и игровым сюжетом, соответствие педагогико-эргономическим требованиям к образовательным средствам и игрушкам.

3. Количество оборудования, игрушек и образовательных материалов в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации должно быть представлено в оптимальном количестве и исходить из его необходимого минимума. При наличии возможностей оно может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Однако все области развития и виды игр и материалов для свободных игр должны присутствовать в дошкольной образовательной организации.

Наиболее актуальной структурой формирования перечня средств обучения, игр и игрушек в предметно-пространственной среде дошкольной организации является структура, основанная на интеграции целей развития ребёнка, заложенных образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО, с основными видами деятельности детей дошкольного возраста, с учётом принципов Фрёбель-педагогики и теории развивающего обучения.

Количество оборудования, игрушек и образовательных материалов в группах дошкольной образовательной организации представлено с таким расчётом:

- дидактические игры и образовательные материалы – 1–2 ед. на группу;

- игрушки – 4–6 ед. на группу (1 ед. – на 4–5 чел.);

- средства для двигательной активности – 1–2 ед. на группу и по 1 ед. для каждого ребенка в подгруппе во время занятий физкультурой.

Наличие разнообразных игр и игрушек, образовательных средств позволит воспитателю организовать образовательный процесс в соответствии со стратегией развития дошкольного образования, его приоритетными целями и современными образовательными технологиями.

Представленный подход к наполнению развивающей предметно-пространственной среды соответствует требованиям вышеперечисленных нормативных актов, основан на подходах теории развивающего обучения, учитывает, что ведущей деятельностью ребёнка является игра во всех её проявлениях, подходит под любую из примерных образовательных программ дошкольного образования.  

Варианты дидактического материала и оборудования и сюжетно-образных игрушек для свободных (сюжетно-ролевых) игр девочек и мальчиков в помещении и на улице Для игр в помещении

Куклы (младенцы, девочки, мальчики, этнические, моделирующие профессии, герои книг и мультфильмов и т.п.)  

Куклы крупные в одежде (50-55 см).

Куклы средние (30-50 см).

Куклы младенец среднего размера.

Кукла голышек.

Мягкие антропоморфные куклы.

Фигурки человечков, объёмные, мелкие.

Фигурки, моделирующие профессии.

 Этнические куклы.

Фигурки сказочных персонажей.

Фигурки героев мультфильмов.

Набор солдатиков

Игрушки – образы животных, птиц, рыб и насекомых

Мягкие антропоморфные звери.

Фигурки, животных, птиц, насекомых объёмные.

Фигурки, животных, птиц, насекомых плоскостные

Одежда и аксессуары для кукол

Кроватки и люльки для кукол  

Коляски для кукол Люльки.

Прогулочные

Дома и мебель для кукол  

Транспортные игрушки  

Грузовик среднего размера. Автомобили разного размера и разного назначения. Корабли и лодки разного размера. Самолёты, вертолёты разного размера. Ракеты-трансформеры. Набор «Военная техника». Набор «Самолёты» (мелкие). Набор «Корабли» (мелкие). Ракета-робот (трасформер). Подъёмный кран. Сборно-разборные модели: самолёт, вертолёт, ракета, корабль и др. Автомобили мелкие (гоночные, легковые, грузовички и т.п.)

Тематические игрушки и игровые наборы  

Для уборки.

Для стирки и глажения.

Магазин.

Наборы различных видов посуды.

Наборы овощей, фруктов, продуктов, выпечки.

Кухня.

Больница.

Мастерская.

Парикмахерская.

 История, культура и развлечения.

 Железная дорога.

 Парковка.

Пожарная станция.

Ферма.

Гараж

Игровые домики в рост ребёнка

Ширма-домик.

Теремок.

Домики из дерева.

Домики из пластмассы

Игровые горки  

Простые скаты.

Домики-горки

Детские автомобили (машины-каталки)

Тематические автомобили-каталки.

Велосипеды трёхколёсные.

Автомобили с педалями

Каталки  Деревянные.  Пластиковые

Конструкторы и строительные наборы  

А. Универсальные конструкторы (объёмные, плоскостные, магнитные):

− конструкторы блочные;  

− конструкторы сотовые;

− наборы пластмассовых кубиков;

− наборы строительных геометрических тел;

− конструкторы деревянные;  

− конструкторы напольные;

 − магнитные конструкторы.  

Б. Модельные конструкторы:

− конструкторы модельные тематические;

− модельные бумажные конструкторы без использования клея;

− конструкторы из мягкого полимера с деревянными элементами.  

В. Тематические конструкторы:

− деревянные тематические конструкторы: «Зоопарк», «Африка», «Транспорт» и др.;

− пластиковые тематические конструкторы и т.п.

Для игр на улице

Инструменты  

Лопаты для песка.

Лопаты для снега.

Совки.

Грабельки.

Лейки.

Тачки детские.

Водяные мельницы и т.п.

Ёмкости Формочки. Ведёрки различных форм и размеров. Сита. Ковшики и т.п.

Игрушки  

Кораблики. Лодочки. Игрушки для воды не тонущие. Аквапредметы из мягкого полимера и т.п.

Познавательное развитие

Сенсомоторное развитие  

Вкладыши в рамку    

Вкладыши один в другой    

Вкладыши в основу  

Игрушки для вкладывания  

Рамки-вкладыши. Планшеты с вкладышами (тематические).

Логические фигуры с набором вкладышей.

Доска-рамка с разрезанными вкладышами (не более трёх частей).  

Различные стаканчики (деревянные, пластмассовые) от 3 до 12 шт. в 1 с закрывающейся крышкой.

Матрёшки разных типов.  

Геометрические фигуры разных размеров и форм на основе.

Различные сказочные, природные фигурки разного цвета и размера

Нанизывание на мягкий стержень  

Нанизывание на твёрдый стержень  

Игрушки для нанизывания  

Различные типы геометрических фигур с деталями разного размера и форм.  

Пирамидки с широким стержнем и большим диаметром кольца (3-5 колец), отличающихся по размеру.

Пирамидки с меньшим по диаметру стержнем с большим колец.

Пирамидка-головоломка (верхнее и нижнее колечки маленькие, центральное – самое большое).

Пирамидки с парными по цвету колечками.

Пирамидки одноцветные. Пирамидки конусные. Стержни для нанизывания различных геометрических фигур.

Геометрические сортеры для нанизывания деталей разной формы на 1, 2, 3, 4 стержня.    

Круговое вращение  

Боковое вращение

Игрушки для вращения  

Неваляшки. Волчки.  

Геометрические фигуры с винтовой резьбой.

Хранится в зоне свободных игр

Наматывание

Вращение путём нажатия с усилением

Деревянная палочка с цветной веревкой для наматывания.

Деревянная катушка со шнурком.  

Юла с прямым широким стержнем.

Юла со спиральным металлическим стержнем.

Наборы для завинчивания

Операции с продеванием шнурка

Операции с пришнуриванием деталей к основе  

Вышивание шнурком  

Застегивание различных видов  

Игры-шнуровки/застежки  

Деревянные пуговицы (4-6 отверстий).

Шнуровка с парными деталями на цветном шнурке.

Основа и набор деталей для пришнуровывания разной степени сложности

Шнуровальный планшет с отверстиями, изображающими рисунок для вышивания и плотный шнурок.

Основы с разными видами застежек внутри кнопка, молния, петля, крючок и т.п). Рамка с застежками

Наложение деталей на поле

Втыкание деталей в отверстие на поле  

Магнитное соединение деталей с полем  

Соединение деталей типа пазл

Мозаика  

Мозаика с сотовым полем.  

Мозаика с  колышками.  

Мозаика с геометрическими деталями на мягких магнитах и металлическом поле.  

Мозаика настольная. Мозаика напольная.    

Работа с молоточком  

Работа с крючком  

Игрушки для действия с инструментами  

Стучалки с колышками и молоточком для забивания, молоточки мягкие с колокольчиком внутри.  

Бирюльки крупные тематические, магнитные рыбалки.

Действия одновременно двумя руками  

Игрушки для развития навыков сложно-скоординированной деятельности  

Пирамидки-качалки. Геометрические фигуры с винтовой резьбой.

Хоккей/футбол настольные.

Бильярд детский.

Игры с шариком и мишенью для закатывания (настольные).

Настольный кегельбан. «Блошки» (набор).

Настольные планшеты: скользящие фигуры-лабиринты    

Восприятие цвета и формы              

Осложнённое зрительное восприятие (по контуру, силуэту, ракурсу)  

Игрушки для развития зрительного восприятия  

Геометрические цветные наборы. Комплект таблиц «Цвет и форма», «Цвета и краски» и т.п. Лото геометрическое. Домино геометрическое. Набор объёмных геометрических фигур. Игровые наборы «Волшебный мешочек», «Геометрия». Набор цветных кубиков разных размеров. Цветные таблички. Цветные цилиндры. Геометрический комод. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Архитектура"». Настольно-печатные игры: «Калейдоскоп», «Палитра», «Сочетание цветов», «Цвет и форма», «Цвета и краски» и т.п.  

Игровые наборы с фигурами и их тенями или контурами. Домино с различными тенями. Разрезные печатные картинки.  Настольно-печатные игры: «Мир вокруг нас», «Предметы и контуры», «Тени», «Разноцветные узоры», «Цвет, форма, размер» и т.п.      

Для различения, узнавания и запоминания звуков по различным параметрам: силе, долготе, высоте, тембру

Игрушки для развития слухового восприятия  

Игровые наборы для экспериментирования со звуками. Шумовые коробочки. Шумовые  музыкальные инструменты. Звучащие игрушки. Звуковое лото.  

Для различения, узнавания и запоминания тактильных стимулов: шероховатость, вес, температура

Игрушки для развития тактильного восприятия

Игровые наборы для экспериментирования с различными поверхностями. Доски для ощупывания. Шероховатые таблички. Ящик с образцами тканей. Весовые таблички. Тепловые таблички. Сенсорные дорожки. Для различения узнавания и запоминания различных запахов и вкусов

Игрушки для развития обоняния  

Вкусовые баночки  Игровые наборы для экспериментирования  со вкусами Настольно-печатные игры: «Вкусные приключения», «Наши вкусы», «Что мы едим?» и т.п.  

Ознакомление с окружающим миром

Формирование естественнонаучных представлений

Представления о физических свойствах окружающего мира

Игровые наборы для экспериментирования со звуком Игровые наборы для экспериментирования со светом Игровые наборы для экспериментирования со водой Настольно-печатные игры: «Звук», «Свет», «Вода», «Мир вокруг нас» и т.п. Комплекты дидактических пособий по свойствам окружающего мира. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Эксперимент"».  

Развитие географических представлений  

Карта мира. Карта России. Карта региона. Детский глобус. Детский атлас. Географическое лото. Настольно-печатные игры: «Детская география», «Океаны и материки», «Страны и континенты» и т.п.  Комплекты дидактических пособий: «Наша планет Земля», «Россия наша страна» и т.п. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Мир вокруг нас"».  

Развитие представлений о природных явлениях        

Календарь природы. Фенологический календарь. Лото «Времена года». Настольно-печатные игры: «Лето. Времена года», «Зима. Времена года», «Весна. Времена года», «Осень. Времена года», «Природа». Демонстрационный материал по различным природным явлениям. Комплекты таблиц  по временам года. Комплекты дидактических пособий: «Времена года», «Родная природа» и т.п.  

Формирование представлений о растительном и животном мире

Набор фигурок и их детёнышей (также с магнитами). Игровые наборы  «Кто, где живёт?». Комплект таблиц «Лес», «Луг», «Озеро», «Горы», «Овраги», «Поле». Комплекты таблиц «Животный и растительный мир». Комплекты дидактических пособий: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные мира», «Растения» и т.п. Домино с изображением различных представителей животного и растительного мира. Лото: «Животный и растительный мир», «Биологическое лото», «Зоологическое лото», «Дикие животные».  Настольно-печатные игры: «Дары природы», «Деревья и плоды», «Рыбы». «Птицы», «Сад и огород», «Кто где живёт», «Малыши», и т.п.  

Элементарные представления о Солнечной системе    

Комплекты дидактических пособий: «Земля и Солнечная система», «Космос» и т.п. Комплект таблиц о Солнечной системе. Настольно-печатные игры: «Путешествие в космос» и т.п. Карта звёздного неба. Игровые наборы  о космосе.  

Формирование представлений о техническом прогрессе  

Игровые наборы для экспериментирования  с различными инструментами Комплекты дидактических пособий: «Техника», «Транспорт», «Как это было раньше?» и т.п. Настольно-печатные игры: «Тайны науки и техники», «Транспорт» и т.п.  

Познавательно- исследовательская деятельность  

Развитие основных интеллектуальных умений  

Выделение признаков, сравнение, обобщение, классификация          

Игровые наборы для экспериментирования по выделению признаков, классификации и т.п. Настольно-печатные игры: «Найди различия», «Сравни и подбери», «Одним словом», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Логика», «Четвёртый лишний» и т.п.  

Реконструкция целого из частей и разделение целого на части    

Игровые наборы для экспериментирования по восстановлению целого из частей, по разделению целого на части. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Части и целое"». Настольно-печатные игры: «Разрезанные картинки», «Части и целое» и т.п. Игровые наборы «Кубики».  

Формирование умозаключений на основе индукции, дедукции и по аналогии  

Игровые наборы для экспериментирования на основе основных логических операций  Логическое домино. Настольно-печатные игры: «Что не так?», «На что это похоже?», «Найди по описанию», «Логические таблицы», «Ассоциации», «Что к чему» и т.п.  

Развитие комбинаторного и стратегического мышления

Настольные игры: −  «Морской бой» − «Кораблики» − «Шашки»; − «Шахматы» − «Русское лото»; −  «Мемори» − «Крестики-нолики» − Головоломки: «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Танграм» и др.  

Развитие элементарной исследовательской деятельности

Наборы для экспериментов:  − лупа;  − компас; − водяные мельницы и лабиринты; − микроскоп; − калейдоскоп  и т.п. − набор для экспериментов «Мой огород».  − наборы  для экспериментирования «Эко-Знайка»  

Развитие математических представлений

Формирование представлений о количестве и обучение элементарным математическим операциям

Демонстрационные наборы со счётными материалами. Наборы счетных досок с пальчиковыми фигурами. Детские счёты. «Игровые дары Фребеля» для формирования представлений о количестве и обучение элементарным математическим операциям. Счётные палочки в футляре. Карточки с цифрами и знаками. «Геометрия для малышей – геоборд». Кубики с цифрами и знаками. Комплекты таблиц «Количество».  «Измерение. Длина». «Считаем до 20». «Геометрия для малышей» и т.п. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Математика"». Настольно-печатные игры: «Магические кружочки», «Количество», «Домики чисел», «Мои первые цифры» и т.п. Веер на пластиковой основе с цифрами и знаками. Лото математическое. Игровые наборы для экспериментирования на основе магнитно- цифровых элементов.  

Ознакомление с единицами измерения

Весы. Линейки. Равновесы. Игровые наборы с денежными знаками Игровые наборы для экспериментирования «Считаем, взвешиваем, сравниваем».  

Формирование представлений о пространстве и времени

Освоение понятий о расположении и движении предметов  

Настольно-печатные игры: «Ориентирование», «Лабиринт» и т.п. Настольные игры-ходилки с правилами движения по игровому полю (по типу «гусек»).  

Представление о времени и временных отрезках  

Настольно-печатные игры: «Всё о времени», «Часы», «Дни недели», «Распорядок дня», «Временные отношения», «До и после» и т.п. Модели часов. Дидактическая игра «Распорядок дня». Комплекты таблиц: «Дни недели», «Время», «Год» и т.п. Дидактические пособия: «Всё о времени», «Дни недели», «Распорядок дня» и т.п. Модели часов  

Речевое развитие

Овладение устной речью русской и родной  

Освоение звукового строя речи русской и родной    

Настольно-печатные игры: «Звонкий-глухой», «Звуковое домино», «Весёлые звуки» и т.п. Логопедическое лото. Игровые материалы с чистоговорками, скороговорками, загадками. Игровые материалы, стимулирующие звукоподражание.  

Обогащение словарного запаса русской и родной речи

Набор предметных картинок: «Фрукты, ягоды, орехи», «Посуда», «Бытовая техника», «Профессии», «Транспорт», «Мир в картинках», «Мебель. Предметы интерьера» и т.п. Домино «Противоположности». Домино «Игрушки». Домино «Сказки». Домино «Транспорт». Настольно-печатные игры: «Вещи, которые нас окружают», «Что есть что», «Любимые сказки» и т.п. Комплекты дидактических пособий для обогащения словарного запаса.  

Развитие грамматически правильной и связной русской и родной речи  

Комплекты дидактических пособий: «Рассказы по картинкам». «Грамматика в картинках» и т.п. Конструкторы по сказкам с фигурками животных и людей. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Сказки"». Настольно-печатные игры: «Истории в картинках», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Короткие истории», «Расскажи сказку» и т.п.  

Овладение письменной речью  

Изучение букв русского и родного языка    

Комплекты таблиц «Подготовка к обучению грамоте».  Алфавит в загадках, пословицах, скороговорках», «Азбука в картинках» и т.п. Лото «Азбука». Алфавит магнитный.  

Подготовка к  обучению грамоте

Касса букв. Кубики деревянные с буквами.

 Кубики пластмассовые «Азбука». Настольно-печатные игры: «Расшифруй слово», «Слоги, слова фигуры», «Найди слово», «Эрудит», «Читаем сами»  и т.п. Дидактические пособия: «Набор складовых картинок», «Звукобуквенная лента».    

Подготовка руки к письму  

Обводка фигур разной сложности разными инструментами      

Геометрические рамки-вкладыши. Трафареты.  

Тренажёры для подготовки руки к письму

Линейка с буквами и цифрами для обводки. Волшебный экран с зеркальным отображением. Дидактические наборы: «Клетка линейка», «Азбука» и т.п.  

Знакомство с иностранными языками  

Формирование языкового представления и обогащение словарного запаса    

Лото на четырёх языках. Логические карточки на иностранных языках

Театральная зона (оборудование и игрушки для театрализованной деятельности) Кукольные театры Пальчиковый театр по сказкам (деревянный). Пальчиковый театр по сказкам (вязанный). Пальчиковый театр по сказкам (тканевый). Перчаточные (бибабо) куклы (основные персонажи сказок). Набор резиновых фигурок для настольного театра. Шагающий театр. Ростовые куклы. Куклы-марионетки. Шапочки-маски для театрализованных представлений. Комплект театральных костюмов для взрослых и детей.  

Оборудование для детских спектаклей

Дом-футляр для пальчикового театра. Ширма напольная. Ширма настольная для кукольного спектакля. Подставки для перчаточных кукол. Ленты. Воздушные ткани. Декорации.  

Зона мини-библиотеки Книги для чтения взрослыми детям, книжки-малышки и т.д. Рамки-вкладыши по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Крошечка- хаврошечка» и т.д. Рамки-вкладыши по мотивам сказок зарубежных авторов: Братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перо «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Дюймовочка» и т.д. Рамки-вкладыши по мотивам сказок  А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Я. Маршака, К.И. Чуковский, Е. Пермяка и т.д.

Пазлы по мотивам русских народных сказок. Пазлы по мотивам сказок зарубежных авторов. Пазлы по мотивам русских и советских писателей и поэтов. Домино по мотивам русских народных сказок. Лото по мотивам русских народных сказок.

Настольно-печатные игры по изучаемым произведениям

Художественно-эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)  

Материалы для рисования. Материалы для лепки.

Материалы для аппликации и художественного труда. Трафареты и т.п.

Развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству

Игрушки и предметы народных промыслов (Гжель, Дымково, Городец, Жостово, каргопольская игрушка, мезенская роспись, филимоновская игрушка, хохлома). Набор «Керамика». Набор «Овощи». Набор «Фрукты». Набор «Предметы быта» и т.п.  

Печатная продукция – демонстрационные пособия: - «Народное творчество» (в двух частях); - «Гжель»; - «Городец»; - «Дымковская игрушка»; - «Жостовская роспись»; - «Коргапольская игрушка»; - «Мезенская роспись»; - «Филимоновская игрушка»; - «Хохлома» и т.п. Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Красота вокруг нас"». Настольно-печатные игры по народным промыслам.

Развитие музыкально- художественной деятельности

Комплект «Музыкальных шумовых инструментов»: − бубен; − барабан; − бубенцы; − кастаньеты; − колокольчики; − ксилофон; − колотушки; − маракас; − рубель; − треугольники; − трещотки; − цимбалы; − шаркунок; − погремушки; − деревянные ложки.  

Комплект «Детские музыкальные инструменты»:

− металлофон /ксилофон; − детское пианино; − дудочки; − свистульки; − бубенцы на ручку; − бубенцы на пояс; − тарелки; − детская арфа; − детские гусли; − детская труба; − гармошки детские. Набор русских музыкальных шумовых инструментов.  

Приобщение к музыкальному искусству

Дидактические наборы «Портреты русских и зарубежных композиторов», «Музыкальные инструменты» и т.п. Комплект таблиц «Музыкальные инструменты» Настольно-печатные игры: «Русские и зарубежные композиторы», «Музыкальные инструменты», «Музыка вокруг нас». Лото музыкальное

Социально-коммуникативное развитие

Социальное воспитание

Развитие представлений о семье, родословной    

Настольно-печатные игры: «Семья», «Родословная» и т.п. Набор фигурок по теме «Семья». Дидактические наборы по теме «Семья». Игровые наборы Фрёбеля «Серия "Вместе весело"».  

Ознакомление с историей и культурой (родного края, страны, зарубежных стран)

Настольно-печатные игры: «История России», «Флаги», «Народное творчество» и т.п. Домино «Флаги». Дидактические наборы: «Народы мира», «Народы России».  

Формирование и развитие патриотических чувств,  чувства принадлежности к мировому сообществу

Флаг России. Флаг края. Дидактические наборы: «День Победы», «Государственные праздники России», «Государственные символы России», «Великая Отечественная война в произведениях», «Защитник Отечества» и т.п.  

Знакомство с понятиями: страна, раса, национальность

Детский атлас мира. Настольно-печатные игры: «Народы России», «Народы мира» и т.п. Набор тематических кукол разных рас и возрастов24F25.  

Представление о профессиях

Настольно-печатные игры: «Я – водитель», «Я – доктор», «Я – спасатель», «Кем быть?», «Магазин», «Профессии». Дидактические наборы по различным профессиям. Могут храниться в зоне свободных игр

Ознакомление с различными эмоциями людей

Настольно-печатные игры: «Наши чувства и эмоции», «Домики настроения», «Зоопарк настроения», «Пойми меня»  и т.п. Домино «Чувства».  

Ознакомление с правилами и нормами поведения в обществе

Настольно-печатные игры: «Как правильно себя вести», «Правила этикета», «Наши поступки», «Как правильно себя вести» и т.п. Лото вежливости.   Дидактическое пособие «Права ребёнка».    

Правила дорожного движения

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения в качестве пешехода и водителя транспортного средства    

Настольно-печатные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Правила дорожного движения», «Законы улиц и дорог», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки» и т.п. Дидактические пособия по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. Детский игровой комплект «Азбука дорожного движения».  

Основы безопасности жизнедеятельности  

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности      

Комплекты таблиц, например: «Будь внимателен и осторожен», «Будь осторожен с незнакомыми людьми», «Правила противопожарной безопасности» и т.п. Настольно-печатные игры, например: «Азбука безопасности» и т.п. Лото осторожностей.  Детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности».

Формирование экологического сознания

Формирование экологической культуры поведения

Дидактические наборы «Добро пожаловать в экологию». Настольно-печатные игры, например: «Земля и её жители», «Зелёный город» «Спасатели», «Экология», «Друзья природы».  Набор для экспериментов «Эко-Знайка», например: «Знакомство с почвенно-растительным покровом», «Наблюдение за атмосферными явлениями», «Наблюдения за загрязнением воздуха» и т.п.

Развитие трудовой деятельности детей

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде

Дидактические пособия, например: «Мы дежурим», «Уход за комнатными растениями». Оборудование для осуществления трудовой деятельности по уходу за собой и окружающими (щёточки, совочки, веники, тряпки, лейки и т.д.).  Игровые наборы серии «Я учусь».

Формирование здорового образа жизни 

Формирование понятия о здоровом образе жизни

Настольно-печатные игры о здоровье человека. Дидактические пособия: «Распорядок дня», «Здоровье человека». Детские анатомические атласы и карты.  

Воспитание культурно- гигиенических навыков

Настольно-печатные игры: «Валеология», «Олимпийские игры», «Витаминная корзина», «Виды спорта» и т.п. Дидактические пособия «Схема человеческого тела», «Валеология», «Олимпийский игры», «Виды спорта» и т.п.

Примерный перечень оборудования для двигательной активности и физкультурного зала дошкольной организации (при наличии ставки воспитателя по физической культуре)

Большие напольные пирамиды-качалки. Дорожки со следами (пятки и ручки) Коврики массажные с различными элементами в том числе и природными. Конусы. Различные виды балансиров. Тренажёр «Ребристая дорожка». Тканевая тактильная дорожка. Шнур короткий (длина от 75 см.)

Прыжки Мяч попрыгун (диаметром 45-55 см.). Скакалки гимнастические (короткие – 100-120 см).. Набор стоек для прыжков Катание, бросание и ловля   Ворота для мини-футбола. Дартс мягкий с шариками. Игровой набор «Городки».

Игровой набор «Детский кегельбан». Игровой набор «Кольцеброс». Игровой набор «поймай мяч». Игровой набор «Серсо».  Кегли. Мешочки с малым  (150 гр.) и большим грузом (500 гр.). Мячи для игры в футбол. Мячи для игры в баскетбол. Мячи резиновые большие (диаметром 20 см). Мячи-массажёры различных размеров. Набор для игры в хоккей.  Насос для накачивания мячей с иглой Обруч большой (диаметром 100 см). Ракетки с воланом. Ракетки с мячиком. Сетки для переноски  и хранения мячей. Стеллажи для хранения мячей. Щит баскетбольный игровой (комплект: щит с рамой – 2 шт., кольцо – 2 шт.,  сетка – 2 шт.). Щиты для метания в цель

Ползанье и лазанье Веревочная лестница. Дуги для подлезания. Канаты для лазания. Комплект мягких модулей (от 6 сегментов). Кронштейн навесной для канатов. Развивающий тоннель Общеразвивающие упражнения Гантели детские.

Игровые наборы для спортивных игр в помещении. Коврики с разметкой для игры в классики. Кольцо малое (диаметром 13 см). Ленты короткие (60 см.) и длинные (100 см). Лыжи детские в комплекте. Мячи резиновые (диаметром 10 см и 15 см). Мячи-фитболы с гладкой и массажной поверхностью. Обручи гимнастические (диаметр 60 см). Палки гимнастические. Платки шифоновые (30х30).

Разметочное оборудование: конусы, флажки, указатели, шнуры. Резинки гимнастические. Санки. Скамейка гимнастическая. Стенка гимнастическая. Сухой бассейн с разноцветными шариками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»   Подгот...

Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды детского дошкольного учреждения

В презентации представлен научно-практический опыт организации РППС в условиях детского дошкольного учреждения. Описаны теоретические основы и принципы создания среды....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Детский сад «Журавлик» прежде всего создаем как комфортную и безопасную для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения В дошкольной педагогике под т...

"Новые подходы к формированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций"

Использование образовательного пространства учреждения в работе педагога-психолога с дошкольниками....

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....