Дидактические логопедические игры в работе логопеда
материал

Дидактические логопедические игры занимают особое место в коррекционной работе, поскольку позволяют объединить обучение и игру — естественную для ребёнка форму деятельности. Через игровое взаимодействие дети легче воспринимают новый материал, активнее включаются в процесс и демонстрируют более стабильные результаты в формировании речевых навыков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_logopedicheskie_igry_v_rabote_logopeda.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические логопедические игры в работе логопеда


Дидактические логопедические игры занимают особое место в коррекционной работе, поскольку позволяют объединить обучение и игру — естественную для ребёнка форму деятельности. Через игровое взаимодействие дети легче воспринимают новый материал, активнее включаются в процесс и демонстрируют более стабильные результаты в формировании речевых навыков.


Роль дидактических игр в логопедической практике


Основные задачи дидактических логопедических игр:

  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие связной речи;
  • активизация внимания, памяти, мышления.


Игра позволяет логопеду создать непринуждённую обстановку, снизить тревожность ребёнка и удерживать мотивацию на протяжении всего занятия. Дидактическая игра становится средством, которое помогает превратить сложные упражнения в интересную, понятную деятельность.


Виды дидактических логопедических игр


1. Игры на развитие фонематических процессов

Эти игры направлены на различение звуков, их позиционного анализа и синтеза.


Примеры:
«Узнай звук»: ребёнок должен определить, есть ли заданный звук в слове.
«Где спрятался звук?»: определение позиции звука (в начале, середине, конце слова).
«Волшебные слоги»: составление слов из предложенных слогов.


2. Игры для постановки и автоматизации звуков
Они помогают закрепить правильное произнесение звука в словах, фразах и связной речи.


Примеры:
«Повтори за зверушкой»: логопед использует игрушки, каждый персонаж «говорит» слова с нужным звуком.
«Собери картинку»: ребёнок получает часть пазла за правильное произнесение слова.
«Эхо»: повторение слов или коротких фраз разной громкостью и темпом.


3. Лексико-грамматические игры
Развивают умение классифицировать, обобщать, согласовывать слова в предложении.


Примеры:
«Назови одним словом»: объединение предметов в категории.
«Четвёртый лишний»: выделение лишнего предмета и объяснение выбора.
«Скажи наоборот»: употребление антонимов.


4. Игры для развития связной речи
Помогают формировать умение последовательно излагать мысли.


Примеры:
«Составь рассказ по картинкам»: создание рассказа по сюжетной серии.
«Продолжи историю»: логопед начинает фразу, ребёнок продолжает.
«Корректор»: поиск ошибок в предложениях.


5. Артикуляционные и дыхательные игры
Используются для развития артикуляционной моторики и правильного дыхания.


Примеры:
«Подуй на перышко»: тренировка воздушной струи.
«Весёлый язычок»: выполнение артикуляционных упражнений в игровой форме.
«Снежинки» или «Кораблики»: плавные длинные выдохи.


Методические особенности использования игр

  • Постепенность и индивидуальный подход.

Игра подбирается в соответствии с уровнем речевого развития ребёнка, его интересами и возможностями.

  • Чёткая коррекционная цель.

Даже самая увлекательная игра должна быть направлена на конкретный речевой навык.

  • Дозирование нагрузки.

Логопед регулирует длительность и интенсивность игрового задания, чтобы не вызвать переутомления.

  • Эмоциональная поддержка.

Похвала, доброжелательная атмосфера и элементы соревнования помогают поддерживать мотивацию.

  • Систематичность.

Игры становятся эффективными только при регулярном использовании, с постепенным усложнением задач.


Дидактические логопедические игры — это эффективный инструмент коррекционно-развивающей работы. Они помогают сделать занятие интересным и результативным, обеспечивают активное участие ребёнка в процессе обучения и ускоряют формирование речевых навыков. Через игру логопед добивается того, что даже сложные упражнения становятся доступными и привлекательными для детей, а коррекция речи проходит мягко, естественно и продуктивно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в работе логопеда

Хочу привести Вам несколько игр, которые я активно применяю в своей логопедической практике....

Дошкольный логопедический пункт. Особенности работы логопеда.

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения ....

Методическая разработка Дидактическая игра в работе логопеда"

                         Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов,  речи и мышления. Большое з...

Дидактическая логопедическая игра по краеведению "Чита -мемори"

Данное пособие включает в себя следуюший материал:-правила игры "Чита-мемори";-перечень достопримечательностей города Чита;-мини стихи о городе;-чистоговорки о городе Чита на автоматизацию з...

Консультация "Дидактические игры в работе логопеда"

Давно известно, что игра - это основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. Работая семь лет учителем - логопедом, я создала ни одну дидактическую игру или пособие, которые по сей день помогают вызы...