Дидактические логопедические игры в работе логопеда
материал
Дидактические логопедические игры занимают особое место в коррекционной работе, поскольку позволяют объединить обучение и игру — естественную для ребёнка форму деятельности. Через игровое взаимодействие дети легче воспринимают новый материал, активнее включаются в процесс и демонстрируют более стабильные результаты в формировании речевых навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические логопедические игры в работе логопеда
Дидактические логопедические игры занимают особое место в коррекционной работе, поскольку позволяют объединить обучение и игру — естественную для ребёнка форму деятельности. Через игровое взаимодействие дети легче воспринимают новый материал, активнее включаются в процесс и демонстрируют более стабильные результаты в формировании речевых навыков.
Роль дидактических игр в логопедической практике
Основные задачи дидактических логопедических игр:
- развитие фонематического слуха;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие связной речи;
- активизация внимания, памяти, мышления.
Игра позволяет логопеду создать непринуждённую обстановку, снизить тревожность ребёнка и удерживать мотивацию на протяжении всего занятия. Дидактическая игра становится средством, которое помогает превратить сложные упражнения в интересную, понятную деятельность.
Виды дидактических логопедических игр
1. Игры на развитие фонематических процессов
Эти игры направлены на различение звуков, их позиционного анализа и синтеза.
Примеры:
«Узнай звук»: ребёнок должен определить, есть ли заданный звук в слове.
«Где спрятался звук?»: определение позиции звука (в начале, середине, конце слова).
«Волшебные слоги»: составление слов из предложенных слогов.
2. Игры для постановки и автоматизации звуков
Они помогают закрепить правильное произнесение звука в словах, фразах и связной речи.
Примеры:
«Повтори за зверушкой»: логопед использует игрушки, каждый персонаж «говорит» слова с нужным звуком.
«Собери картинку»: ребёнок получает часть пазла за правильное произнесение слова.
«Эхо»: повторение слов или коротких фраз разной громкостью и темпом.
3. Лексико-грамматические игры
Развивают умение классифицировать, обобщать, согласовывать слова в предложении.
Примеры:
«Назови одним словом»: объединение предметов в категории.
«Четвёртый лишний»: выделение лишнего предмета и объяснение выбора.
«Скажи наоборот»: употребление антонимов.
4. Игры для развития связной речи
Помогают формировать умение последовательно излагать мысли.
Примеры:
«Составь рассказ по картинкам»: создание рассказа по сюжетной серии.
«Продолжи историю»: логопед начинает фразу, ребёнок продолжает.
«Корректор»: поиск ошибок в предложениях.
5. Артикуляционные и дыхательные игры
Используются для развития артикуляционной моторики и правильного дыхания.
Примеры:
«Подуй на перышко»: тренировка воздушной струи.
«Весёлый язычок»: выполнение артикуляционных упражнений в игровой форме.
«Снежинки» или «Кораблики»: плавные длинные выдохи.
Методические особенности использования игр
- Постепенность и индивидуальный подход.
Игра подбирается в соответствии с уровнем речевого развития ребёнка, его интересами и возможностями.
- Чёткая коррекционная цель.
Даже самая увлекательная игра должна быть направлена на конкретный речевой навык.
- Дозирование нагрузки.
Логопед регулирует длительность и интенсивность игрового задания, чтобы не вызвать переутомления.
- Эмоциональная поддержка.
Похвала, доброжелательная атмосфера и элементы соревнования помогают поддерживать мотивацию.
- Систематичность.
Игры становятся эффективными только при регулярном использовании, с постепенным усложнением задач.
Дидактические логопедические игры — это эффективный инструмент коррекционно-развивающей работы. Они помогают сделать занятие интересным и результативным, обеспечивают активное участие ребёнка в процессе обучения и ускоряют формирование речевых навыков. Через игру логопед добивается того, что даже сложные упражнения становятся доступными и привлекательными для детей, а коррекция речи проходит мягко, естественно и продуктивно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в работе логопеда
Хочу привести Вам несколько игр, которые я активно применяю в своей логопедической практике....
Дошкольный логопедический пункт. Особенности работы логопеда.
В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения ....

Методическая разработка Дидактическая игра в работе логопеда"
Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое з...
Дидактическая логопедическая игра по краеведению "Чита -мемори"
Данное пособие включает в себя следуюший материал:-правила игры "Чита-мемори";-перечень достопримечательностей города Чита;-мини стихи о городе;-чистоговорки о городе Чита на автоматизацию з...
Логопедические игры (презентация для логопедов и воспитателей лгопедических групп)
Логопедические игры ...

Консультация "Дидактические игры в работе логопеда"
Давно известно, что игра - это основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. Работая семь лет учителем - логопедом, я создала ни одну дидактическую игру или пособие, которые по сей день помогают вызы...
