"Логопедический твистер в работе логопеда"
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Использование игры «Твистер» в работе учителя-логопеда на занятиях
Напольная твистер-игра является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиям. По сравнению с другими видами игр имеет характерную особенность: способствуют формированию речи, развитию двигательных и познавательных способностей.
Цель: развитие и формирование всех сторон речи в процессе игровой деятельности.
«Логопедический твистер» - это логопедическое многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука в изолированной позиции и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать высказывания товарищей и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать логическое мышление детей, познавательный интерес, внимание, наблюдательность; развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Образовательные: совершенствовать знания детей и активизировать словарный запас по изученным темам; закреплять умения и навыки звукового анализа; Развивать фонематическое восприятие и звукопроизношение.
Назначение пособия: данное пособие представляет из себя поле для игры в твистер с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, на логопедических занятиях.
Направления работы:
- развитие крупной моторики и координации
- автоматизация и дифференциация звуков
- развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза
- развитие фонематического восприятия
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развитие связной речи
- пополнение словарного запаса
Ожидаемый результат: создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию у детей всех сторон речи.
Варианты заданий
1. Игра- чистоговорки. Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.
2. Слоговые ступеньки. Дети встают на дорожку определенного цвета. На первом круге изображено слово, которое необходимо пройти по кругам проговаривая по слогам. (Например бе-ге-мот). Ребенок останавливается на последнем слоге и считает, сколько слогов прошагал.
3. Сочини рассказ по серии картинок. На дорожке определенного цвета выкладывается серия картинок. Ребенок, по ходу рассказа двигается по картинкам к финишу.
4. Придумай предложение. На поле из картинок ребенок выбирает две, встает на них ногами и придумывает предложение.
5. Внимательные ушки. Упражнение направлено на дифференциацию звуков, схожих по звучанию. Если услышал [с] ставь руку на синий, если услышал [ш] на красный. Это упражнение можно использовать с любыми смешиваемыми звуками.
6. Звуковой анализ. Умение выделять звуки в словах и давать им характеристику, является основой для успешного обучения в школе. А закреплять навык звукового анализа слова лучше всего через подвижную игру - «Логопедический Твистер».
7. Звуковые дорожки. (Автоматизация звука в изолированной позиции). Для этой игры нам необходимы символы автоматизируемого звука. Например, самолет и облака для [Л]
8. Загадки. В соревновании участвует 4 ребенка, по количеству дорожек. За каждую разгаданную загадку ребенок переходит на следующий кружок.
9. Составляем слоги. В кармашках размещаются гласные и согласные буквы. Дотрагиваясь руками или ногами, ребенок составляет и читает слоги. Буквы можно заменить слогами и составлять слова.
10. Задания на лексическую тему. Огород. На поле от твистера расположены карточки с изображением овощей. Ребенок выбирает овощ и описывает его по схеме.
11. Ориентировка в пространстве. Ребенок встает на картинку в центре и называет по инструкции, что находится справа,слева и т. д.
Необходимо отметить, что чаще всего «Логопедический твистер» используется мною на подгрупповых занятиях. Соревновательный дух между ребятами в процессе игры на поле, значительно влияет на скорость решения педагогических задач.
Можно использовать твистер-игру на закрепление цвета, формы, понятий «Большой-маленький». При выполнении задания дети могут дотрагиваться ладошками до названных картинок, вставать на них. Так же карточки могут использоваться отдельно, без использования игрового коврика. Например, в играх «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Найди такой же».
Вывод
Сейчас можно подвести промежуточные итоги использования «Логопедического твистера». Необходимо отметить, что дети с большим желанием бегут на занятия и выполняют предложенные задания. Автоматизация звуков проходит быстрее и увлекательнее. Ребята научились лучше ориентироваться в пространстве.
С помощью «Логопедического твистера» можно заинтересовать даже самых больших «нехочух», а также стимулировать не только речь, но и двигательное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы по преодолению нарушений речи детей старшего дошкольного возраста (совместная работа логопеда и воспитателей логопедической группы).
Примерный план проведения бесед, диалогов и игр....
Дошкольный логопедический пункт. Особенности работы логопеда.
В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения ....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....

Родительское собрание в логопедической группе на тему: «Работа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности » Составила учитель-логопед Шурховецкая И.А.
Цель: Создать необходимые условия для общения педагогов с родителями для обмена информацией и успешного и результативного обучения ребёнка в дошкольном учреждении. Наладить ди...
Многофункциональное дидактическое пособие "Логопедический твистер"
ТВИСТЕР – это напольная подвижная игра, которая состоит из специального коврика и рулетки. На коврике нарисованы 4 ряда по 6 крупных одноцветных кругов (красного, желтого, синего и зеленого цвет...


