использование игры Твистер в работе логопеда
консультация по логопедии (подготовительная группа)
игра Твистер в работе логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.13 КБ | |
| 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения семинара:
- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».
- Практикум «Проверьте свою грамотность».
Часть I.
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:
- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
К речи педагога предъявляются следующие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Часть II.
Практикум «Проверьте свою грамотность».
Форма организации педагогов – малые группы по 4 человека.
Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
1.1 Грамматическая правильность.
- Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.
В каком случае используется форма глагола «бегите»?
- Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).
- Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
- Окна занавешены (тюль)
- Лицо скрыто (вуаль)
- Крышу кроют (толь)
- Вымою голову (шампунь)
- Голова покрыта (шаль)
- Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
- Я встала, сняв ребенка с (колени).
- В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
- Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
- Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
1.2 Орфоэпическая правильность.
- Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.
- Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.
- Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.
1.3. Лексика.
Исправить предложение:
- Он полный невежа в вопросах искусства.
- Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
- Коля является ведущим лидером нашей группы.
- Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
- Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
- Все дети своевременно выполнили заданное задание.
- Врачиха выписала детям лекарство.
1.4. Орфография.
Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.
Предварительный просмотр:
Камалова Лариса Юрисовна
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 6
2022-2023уч.год
ГМО №2
Тема: Использование игры «Твистер» в работе учителя-логопеда на занятиях
Напольная твистер-игра является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиям. По сравнению с другими видами игр имеет характерную особенность: способствуют формированию речи, развитию двигательных и познавательных способностей.
Цель: развитие и формирование всех сторон речи в процессе игровой деятельности.
«Логопедический твистер» - это логопедическое многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука в изолированной позиции и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать высказывания товарищей и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать логическое мышление детей, познавательный интерес, внимание, наблюдательность; развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Образовательные: совершенствовать знания детей и активизировать словарный запас по изученным темам; закреплять умения и навыки звукового анализа; Развивать фонематическое восприятие и звукопроизношение.
Назначение пособия : данное пособие представляет из себя поле для игры в твистер с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, на логопедических занятиях.
Направления работы:
- развитие крупной моторики и координации
- автоматизация и дифференциация звуков
- развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза
- развитие фонематического восприятия
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развитие связной речи
- пополнение словарного запаса
Ожидаемый результат: создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию у детей всех сторон речи.
Варианты заданий
1. Игра- чистоговорки. Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.
2. Слоговые ступеньки. Дети встают на дорожку определенного цвета. На первом круге изображено слово, которое необходимо пройти по кругам проговаривая по слогам. (Например бе-ге-мот).Ребенок останавливается на последнем слоге и считает, сколько слогов прошагал.
3. Сочини рассказ по серии картинок. На дорожке определенного цвета выкладывается серия картинок. Ребенок, по ходу рассказа двигается по картинкам к финишу.
4. Придумай предложение. На поле из картинок ребенок выбирает две, встает на них ногами и придумывает предложение.
5. Внимательные ушки. Упражнение направлено на дифференциацию звуков, схожих по звучанию. Если услышал [с] ставь руку на синий, если услышал [ш] на красный. Это упражнение можно использовать с любыми смешиваемыми звуками.
6. Звуковой анализ. Умение выделять звуки в словах и давать им характеристику, является основой для успешного обучения в школе. А закреплять навык звукового анализа слова лучше всего через подвижную игру - «Логопедический Твистер».
7. Звуковые дорожки. (Автоматизация звука в изолированной позиции). Для этой игры нам необходимы символы автоматизируемого звука. Например, самолет и облака для [Л]
8. Загадки. В соревновании участвует 4 ребенка, по количеству дорожек. За каждую разгаданную загадку ребенок переходит на следующий кружок.
9. Составляем слоги. В кармашках размещаются гласные и согласные буквы. Дотрагиваясь руками или ногами ребенок составляет и читает слоги. Буквы можно заменить слогами и составлять слова.
10. Задания на лексическую тему. Огород. На поле от твистера расположены карточки с изображением овощей. Ребенок выбирает овощ и описывает его по схеме.
11. Ориентировка в пространстве. Ребенок встает на картинку в центре и называет по инструкции,что находится справа,слева и т. д.
Необходимо отметить, что чаще всего «Логопедический твистер» используется мною на подгрупповых занятиях. Соревновательный дух между ребятами в процессе игры на поле, значительно влияет на скорость решения педагогических задач.
Можно использовать твистер-игру на закрепление цвета, формы, понятий «Большой-маленький». При выполнении задания дети могут дотрагиваться ладошками до названных картинок , вставать на них. Так же карточки могут использоваться отдельно, без использования игрового коврика. Например, в играх «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Найди такой же».
Вывод
Сейчас можно подвести промежуточные итоги использования «Логопедического твистера». Необходимо отметить что дети с большим желанием бегут на занятия и выполняют предложенные задания. Автоматизация звуков проходит быстрее и увлекательнее. Ребята научились лучше ориентироваться в пространстве.
С помощью «Логопедического твистера» можно заинтересовать даже самых больших «нехочух», а также стимулировать не только речь но и двигательное развитие.
11 января 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Выступление на педсовете. Тема: «Использование современных ИКТ в работе логопеда» (из опыта работы)
Современная действительность добавила нам ещё одно средство для успешной работы – это информационно- коммуникационные технологии. Информационные технологии в последнее время ст...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Цель тренинга: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД....

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приёмами, применя...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным.Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и вза...

