Консультация "Двигательная активность дошкольников"
материал
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы его здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность.
Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность дошкольников
Всестороннее развитие личности дошкольника происходит, когда ребенок проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т.д.). В результате этой активности появляются новые качества личности.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность является важным условием. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается, формируется его внимание, память, мышление.
Ведущей жизненной деятельностью ребёнка является игра. Это наиболее органичный путь познания окружающего мира и себя в этом мире. На функциональном уровне подвижные игры активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, развивают двигательные качества: скорость, силу, выносливость, координацию.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а двигательная активность детей благотворно влияет на физические двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма. Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и качеств.
Актуальность данной темы состоит в том, что современные дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, координации движений. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровья зависит от двигательной активности. Поэтому, именно в период дошкольного детства, когда закладываются все основы для будущей взрослой жизни, необходимо сформировать у детей осознанную позицию ценности здоровья, его значимости, учить сохранять укреплять своё здоровье.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы его здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность.
Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность.
Двигательная активность-необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей: по средствам движения они познают окружающий мир, в движении находят выход своей неуёмной энергии, фантазии; двигательная активность стимулирует эмоции, другие виды активности: движение- ребёнка, его стихия.
Двигательная деятельность -деятельность, основным компонентом которым является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребёнка.
Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым.
Общеизвестно, что игра представляет особую деятельность, которая с детских лет сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Для ребёнка дошкольного возраста игра-ведущий вид деятельности и, несомненно, эффективное средство оздоровительной физической культуры.
Существует несколько взглядов на игру. Первый – игра как удовольствие, забава для ребёнка. Мы знаем, что во время игры развивается психические способности, чувство товарищества, коллективные действия. Второй- игра как средство физического воспитания, улучшающее дыхание, кровообращение, укрепляет мышцы. Третий- игра как средство социального воспитания.
По мнению Э.Я. Степаненковой: « Подвижная игра- это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для играющих правилам».
К.Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания. Он рассматривал её как действительность ребёнка с его действиями и переживаниями, подчёркивал, что она более интересна ребёнку, чем окружающая его жизнь, потому что более понятна.
Преимущественно игры среди различных физических упражнений он видел в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств- смелости, дисциплины, находчивости.
Подвижные игры способствуют укреплению организма путём развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточенности и планомерности действий.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в большей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, координация.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Подвижные игры делятся на:
-сюжетные («Кот и мыши», «У медведя во бору»…);
-бессюжетные (Ловишки, Салки…);
-игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит до флажка», «Чье звено скорее построится»);
-бессюжетные с использованием предметов («кегли», «кольцебросы», …);
-игры-забавы, аттракционы («Бег в мешках», «Ложка с шариком»…);
-игры с элементами спорта (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол…).
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъём детей. Таким образом, благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, способствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Повышение двигательной активности при помощи подвижных игр обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду
Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1 Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...

Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...

Педсовет- "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"
Сообщение на педагогическом совете "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"
На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...
