Семинар – практикум для педагогов. «Использование Кубиков Блума в педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Семенова Наталья Николаевна

Семинар - практикум посвящён изучению методики работы с кубиками Блума в образовательном процессе старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kubikov_bluma.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Ознакомление педагогов с основными приёмами работы со старшими дошкольниками через использование Кубика Блума в практической деятельности.

Задачи:

  • Повысить уровень профессионального мастерства педагогов через один из приёмов критического мышления «Кубик Блума».
  • Способствовать освоению организации занятий с использованием кубиков, направленных на развитие у детей коммуникативных навыков, воображения и способности решать нестандартные задачи.
  • Формировать практические рекомендации по интеграции игровых технологий в повседневную работу детского сада.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить с одним из приёмов технологии ТРИЗ.

Основным приоритетом образования является личностно – ориентированная направленность. Задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребёнка. На сегодня стоит актуальный вопрос, чтобы ребёнок был инициирован, мотивирован  на успех. Ребёнку необходимо ни столько передавать готовую информацию, а познакомить с методами её получения, извлечения знаний способами, необходимыми ему в дальнейшем для саморазвития.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании  мыслительной деятельности дошкольников,  является технология развития критического мышления. Умение мыслить критически – это способность анализировать информацию, объективно оценивать положительные и отрицательные стороны объекта, умение делать выводы, вырабатывать разнообразные аргументы, формировать собственное мнение, отстаивать свою позицию. Работая в таком режиме, педагог превращает обучение в совместный и интересный поиск. Именно такой приём разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум - автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности модели «Кубик Блума». Суть методики заключается в создании куба, каждая грань которого содержит определённый тип вопроса или задания, стимулирующего ребёнка задуматься, вспомнить материал, сделать выводы и обобщения. Вопросы и задания составлены таким образом, чтобы развивать разные уровни когнитивных процессов: от простого запоминания фактов до глубокого анализа и синтеза информации. Проще говоря, эти цели можно обознaчить блокaми "Знaю", "Творю" и "Умею", то еcть, ребенку предлaгaют не готовое знaние, a проблему. А он, иcпользуя cвой опыт и знaния, должен нaйти пути решения этой проблемы.

Что представляет модель «Кубик Бума»?

Это обычный картонный, бумажный кубик, на гранях которого написаны определённые вопросы.                  

 – Назови;                                                                                                                                                                                       – Объясни;                                                                                                                                                                           – Почему;                                                                                                                                                                        – Придумай;                                                                                                                                                                                 – Поделись;                                                                                                                                                                           – Предложи.                                                                                                                                                                                          Это опорные фразы, которые позволяют сориентироваться ребёнку для формулирования правильного ответа. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.                                                                                                                                                                                                          Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, название, срок, явление, термин, событие или иную общую информацию.                                                                                                                                                                                                                   Например:  Назовите сказку (главных героев сказки).                                                                                                                                                                                

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

                                                                                                                                                                                                                   – Грань  «Объясни» - направлена на развитие мышления, позволяет аргументированно выразить свою точку зрения по данному вопросу, рассматривая с разных сторон.                                                                              Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Например:  Объясни, почету героев так зовут (мышка-поскребушка…)?                                                                                         Объясни, почему все герои разбежались?

Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему герои так поступили? Для чего это им надо?

– Грань «Придумай» - активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые предполагают формирование выдумки  или предположения предмета обсуждения

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

– Грань «Поделись» - предполагает выражение собственного эмоционального отношения к предмету обсуждения. Вопросы этой категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте, на ощущениях, чувствах, эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например: «Как плохо, что звери зимой мерзнут», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»

– Грань «Предложи» - представляет возможность ребёнку предложить собственный вариант практического применения тех или иных знаний на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте деда и собачки?

        Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

           Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях                                                                      «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

- Выпавшая грань укажет, какого типа следует задать вопрос.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

На начальном этапе использования изучения блока материала,  работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

           Практическая часть:

На примере сказки «Колобок», я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.

1.НАЗОВИ

-Назови героев сказки

-Назови того, кто съел Колобка

2.ПОЧЕМУ

-Почему Колобок ушел от дедушки и бабушки

-Почему Колобок смог уйти от Зайца, Медведя, а от Лисы нет

3.ОБЪЯСНИ

-Объясни, почему Колобок попал в беду

4.ПРЕДЛОЖИ

-Предложи свой конец сказки

5.ПРИДУМАЙ

-Придумай Колобку способ защиты от Лисы

6.ПОДЕЛИСЬ

-Поделись своей оценкой поведения Колобка. Какую характеристику ему можно дать?

Практика показывает, что использование Кубиков Блума помогает воспитателю эффективно организовать образовательный процесс, делая его увлекательным и развивающим одновременно. Метод позволяет детям тренировать память, мышление, внимание и воображение, способствует развитию самостоятельности и ответственности.

Таким образом, включение данного приёма в повседневную практику работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень подготовки воспитанников к школе и создать основу для успешного освоения новых знаний и умений.

Приложение 1:

Модель 1

КАКОЙ?

ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?

        

Модель 2

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО (КТО) ДЕЛАЕТ        ТАК ЖЕ?

Модель 3

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

В нашем саду все педагоги при­меняют в своей работе нестандар­тное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво офор­мленного нестандартного физкультурно-спортивного...

выступление на семинар -практикуме "Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников" на тему:" Использование игр с математическим содержаниемв работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна и...

Семинар – практикум для педагогов «Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Существует множество возможных причин речевых нарушений, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц...