Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для детей с ОВЗ
консультация
ФГОС ДО предъявляет ряд требований к организации развивающей предметно-прсотранственной среды (РППС) в дошкольной образовательной организации (ДОО). Помимо прочего РППС для детей с ОВЗ должна учитывать ряд индивидуальных и типологических особенностей развития воспитанников той или иной нозологической категории.
В материале представлены актуальные характеристики РППС ДОО, а также предложен перечень наполнения развивающей предметно-прсотранственной среды, организуемой для детей с нарушениями зрения (категории - слабовидящие, ФРЗ).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Важным требованием, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде (РППС) в дошкольной образовательной организации (ДОО), является такая организация пространства, которая позволит реализовывать цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО) с учётом типологических особенностей развития воспитанников той или иной нозологической категории. Вместе с тем в соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся с ОВЗ, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся друг с другом и в коллективной работе;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическим работниками, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся).
РППС ДОО создается для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной и динамичной - включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики обучающихся с ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными свойствами - подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения обучающихся;
- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей обучающихся;
- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной - обеспечивать свободный доступ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом уровня развития его познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую деятельность обучающегося с ОВЗ, создавать необходимые условия для его самостоятельной, в том числе, речевой активности;
- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической;
- эстетичной - все элементы РППС должны быть привлекательны, так, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка; приобщать его к миру искусства; РППС в ДОУ обеспечивает условия для эмоционального благополучия обучающихся различных нозологических групп, а также для комфортной работы педагогических работников.
РППС в группе помогает реализации основополагающего принципа Программы: ребёнок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия. Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребёнка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.
Кроме того, РППС способствует навыкам партнёрского общения, работы в команде, даёт практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Всё это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребёнка.
Требования к оснащению РППС для детей с нарушением зрения (слабовидящие, ФРЗ):
- Общее оборудование:
- Доска (фланелеграф) для фронтальной и индивидуальной работы
- Индивидуальные фоны
- Подставки
- Указки
- Перечень методической литературы по проблемам амблиопии и косоглазия
- Магнитная доска для фронтальной работы
2. Пособия на развитие зрительного восприятия (фронтальные, индивидуальные):
- на формирование сенсорных эталонов:
- по цвету (дифференцировка, соотношения, локализация, насыщенность, оттенки)
- по форме (объёмные, плоскостные)
- по величине
- алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию
- дидактические игры и пособия на формирование предметных представлений:
- натуральные предметы, муляжи, игрушки
- цветные картинки (предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки) разного размера в разных модальностях
- контурное и силуэтное изображение предметов
- трафареты внутренние и внешние
- пособия по развитию зрительной памяти
3. Пособия по ориентировке в большом и малом пространстве.
4. Пособия по развитию аналитико-синтетической деятельности мышления (кубики, разрезные картинки, танграммы и др.)
5. Пособия по развитию мелкой моторики (бусы, шнуровки и т.д.)
6. Световой планшет.
7. Специальные пособия на развитие зрительных функций.
8. Индивидуальные источники освещения при необходимости (на основе рекомендации офтальмолога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов....
Консультация на тему «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»
Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства...

О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

«Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по ФГОС"
laquo;Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"1. Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах2....

"Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи"
Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и ре...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей сред...

Требования к организации развивающей предметно- пространственной среды
Цель рекомендаций – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников....
