Конспект занятия Тема: Кукла-кувадка, мастер-класс.
материал (подготовительная группа)
Цель: пробудить интерес и любовь к русской тряпичной куле как виду народного художественного творчества.
Задачи:
1. Дать представление о понятии «оберег», объяснить назначение обереговых кукол.
2. Познакомить с традициями и символикой Кувадки.
3. Научить традиционным приёмам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалами.
4. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.
Словарная работа: скрутка, кувадка, оберег.
Оборудование для педагога: куклы пеленашка, кукла-скрутка, кукла на выхвалку, кувадки, технологическая карта изготовления куклы кувадки.
Для детей: лоскуты ткани 10х10 см, 25х25 см, нитки-мулине, ножницы.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
— В старину на Руси говорили: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают, какое значение придавали куклам.
— А какие они были? (Кукол делали из тряпочек и ниток. У них нет лица. Куклы небольшие по размеру.)
— Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпичная кукла. Они бывают разные.
Тряпичная кукла — игрушка не простая, а заветная. Мы можем так сказать, потому что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки. Самую первую куколку — пеленашку — мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась (показ куклы). Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее — скрутку (показ куклы). А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку «на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было. Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать (показ куклы).
Сегодня мы с вами научимся делать вот такую куколку (показ куклы).
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
Называется куколка Кувадка. Повторите.
Кувадка — это кукла-оберег. А вы знаете, что обозначает слово «оберег»? (Оберег защищает людей от разных бед.)
Оберег — символ или предмет, наделённый способностью оберегать от различных бедствий, хворей.
Обереги были только на Руси. Обереги наносили абсолютно на все вещи — посуда, одежда, оружие, мебель, рабочие инструменты, даже дом и ворота превращали в оберег.
Кувадка (куватка) — куколка для магического обряда «кувады». Обряд производился мужчиной, который обязательно присутствовал на родах жены и отгонял нечистую силу. Считалось, что в эти куклы вселялись злые духи, которых выгонял мужчина. После родов кукол сжигали. Спустя годы обряд забыли, а куклу стали вешать над колыбелью младенца после крещения, чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребёнку погремушку.
Мягкие и безопасные для ребёнка, кувадки часто становятся любимой игрушкой.
Рассмотрите куколок. Из какого материала они сделаны? (Куклы сделаны из кусочков яркой ткани и ниток.)
— Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы? (Нам нужно два лоскутка.)
— Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)
— Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.)
— А для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки.)
— Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)
— А сейчас подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала - (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её)
2. Основная часть.
Первый этап.
Возьмите большой кусок ткани и сверните его по направлению к центру.
Второй этап.
Сложите ткань пополам. Отступив примерно два сантиметра от сгиба, туго перевяжите ткань несколькими витками нити. Обрежьте нить, оставив небольшие концы. Свяжите концы нити крепким узлом. Обратите внимание на цвет нитей. Эти цвета выбраны неслучайно: красный символизирует изобилие и плодородие, а белый — чистоту и порядок.
Третий этап.
Возьмите небольшой кусок ткани и также сверните его. Обвяжите получившуюся скрутку нитью с обеих сторон, отступив от краёв на один сантиметр. Это будут руки вашей куклы.
Четвёртый этап.
Вставьте руки в туловище и перевяжите талию куклы. Перевяжите грудь куклы крест-накрест нечётное количество раз. Крест — символ жизни и плодородия. Завяжите двойной узел. Кукла готова.
Завершение.
— Наше занятие подошло к концу. Пройдите со своими куклами на ковёр. Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле? (Кукла называется Кувадка. Это обереговая кукла. Она участвовала в обряде кувады. Кукла помогала отгонять злых духов во время рождения ребёнка. Её вешали над колыбелью малыша.)
— Что такое «оберег»? (Оберег — это символ или предмет, который защищает от различных бедствий и болезней.)
— Что вы чувствовали, когда делали куклу? (Я испытывала радость, потому что это была моя первая кукла из ткани.)
— Первую обереговую куклу, сделанную своими руками, не принято дарить или отдавать — это плохая примета. Поэтому первую куклу оставьте себе. Если хотите кому-то подарить, сделайте ещё кукол вместе с родителями.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка на тему: "Особенности проведения мастер – классов в детском саду".
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить эффективное проведение мастер – классов в детском саду....

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Использование современных методов и приёмов на занятиях коми разговорной речи (мастер-класс)
Демонстрация методов и приёмов использования социологических игр , основ безопасности и обозначений при обучение детей коми языку....

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)
Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....

НОД по конструированию. Тема:"Кукла-кувадка"
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной куле как виду народного художественного творчества.Задачи:Дать понятие «оберега», объяснить назначение обереговых кукол.Познакомить с т...
Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Конспект логоритмического занятия (NLGритмика) в рамках мастер-класса «Логопедическая ритмика в интегрированном обучении дошкольников с ТНР.
Конспект логоритмического занятия "Путешествие в загадочный лес" в рамках мастер-класса для участников МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

Конспект открытого занятия по теме «Космос» и мастер- класс «Объемная аппликация «Ракета» для детей подготовительной группы (вторым занятием)
Цель: уточнение и расширение знаний детей об истории развития космонавтики в нашей стране, о первом космонавте Задачи: - познакомить детей с первым космонавтом - закрепить названия и очередность ...
