Доклад на педсовет: «Нейрогимнастика в дошкольном возрасте: простые упражнения для развития мозга»
материал

В условиях современного информационного общества всё острее встаёт вопрос о развитии когнитивных способностей детей с самого раннего возраста. Нейрогимнастика (или «гимнастика для мозга») — эффективный немедикаментозный метод, позволяющий стимулировать развитие мозговых структур через специально подобранные двигательные упражнения.

Нейрогимнастика — комплекс простых упражнений, направленных на:

  • активизацию межполушарного взаимодействия;
  • улучшение координации движений;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • повышение умственной работоспособности;
  • стабилизацию эмоционального фона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnas.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Доклад на педсовет: «Нейрогимнастика в дошкольном возрасте: простые упражнения для развития мозга»

                                                                              Воспитатель :

Кашина Е.А.

с. Кабанск

2023 год.

Введение

В условиях современного информационного общества всё острее встаёт вопрос о развитии когнитивных способностей детей с самого раннего возраста. Нейрогимнастика (или «гимнастика для мозга») — эффективный немедикаментозный метод, позволяющий стимулировать развитие мозговых структур через специально подобранные двигательные упражнения.

Нейрогимнастика — комплекс простых упражнений, направленных на:

  • активизацию межполушарного взаимодействия;
  • улучшение координации движений;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • повышение умственной работоспособности;
  • стабилизацию эмоционального фона.

Научно-методические основы

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции формируются на базе элементарных моторных и сенсорных процессов. Это означает: развивая телесную моторику, мы создаём предпосылки для становления речи и мышления.

Ключевые механизмы воздействия:

  • стимуляция кровоснабжения мозга;
  • укрепление нейронных связей;
  • синхронизация работы правого и левого полушарий;
  • снижение психоэмоционального напряжения.

Оптимальный возраст для начала занятий — 4–7 лет, когда мозг обладает высокой пластичностью, а межполушарные связи ещё формируются (у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8–8,5 лет).

Цели и задачи нейрогимнастики в ДОУ

Цели:

  • гармоничное развитие мозговых функций;
  • профилактика когнитивных нарушений;
  • повышение адаптивных возможностей ребёнка.

Задачи:

  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • улучшение пространственной ориентации;
  • тренировка памяти и внимания;
  • стимуляция речевой активности;
  • снижение гиперактивности и тревожности.

Практические упражнения

Приведём подборку эффективных упражнений, адаптированных для дошкольников.

  1. «Колечки»
  • Суть: поочерёдно соединять большой палец с остальными, образуя «колечки».
  • Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  • Вариация: ускорять темп, выполнять двумя руками синхронно.
  1. «Кулак-ребро-ладонь»
  • Выполнение: последовательно менять положения руки: кулак → ребро ладони → раскрытая ладонь.
  • Цель: координация движений, концентрация внимания.
  • Вариация: сначала одной рукой, затем двумя одновременно.
  1. «Ухо-нос»
  • Действие: правой рукой взяться за кончик носа, левой — за правое ухо; по хлопку поменять руки.
  • Цель: улучшение координации, переключение внимания.
  1. «Перекрёстные шаги»
  • Техника: шагать на месте, касаясь правым локтем левого колена и наоборот.
  • Цель: развитие бинокулярного зрения, координации, речи.
  • Повторить 5–10 раз.
  1. «Рисование двумя руками»
  • Материал: листы с симметричными контурами (например, бабочка, ёлка).
  • Задача: одновременно обводить контуры обеими руками.
  • Цель: синхронизация полушарий, подготовка к письму.
  1. «Кнопки мозга»
  • Действие: одной рукой массировать ямочки над ключицами, другой — пупок.
  • Цель: активизация мозгового кровотока, снижение утомляемости.
  1. «Энергетическая зевота»
  • Техника: закрыть глаза, имитировать зевоту с массажем области челюстей.
  • Цель: расслабление, улучшение слухового восприятия.
  1. «Моряк»
  • Движение: одной рукой показать «козырёк», другой — знак «класс»; поменять руки.
  • Цель: развитие переключаемости, мелкой моторики.

Рекомендации по внедрению

  1. Регулярность: 3–5 раз в неделю по 10–15 минут.
  2. Форма проведения: в виде игры, на утренней гимнастике, физкультминутках или прогулке.
  3. Атмосфера: спокойная, без принуждения.
  4. Постепенность: начинать с 1–2 упражнений, увеличивая сложность.
  5. Индивидуальный подход: учитывать особенности развития каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты

При систематическом применении нейрогимнастики наблюдаются:

  • улучшение памяти и концентрации внимания;
  • повышение качества устной и письменной речи;
  • развитие координации и ловкости;
  • снижение тревожности и гиперактивности;
  • рост учебной мотивации;
  • укрепление физического и эмоционального здоровья.

Заключение

Нейрогимнастика — доступный и научно обоснованный инструмент для всестороннего развития дошкольников. Её интеграция в образовательный процесс ДОУ позволяет:

  • эффективно подготавливать детей к школе;
  • предупреждать когнитивные нарушения;
  • создавать условия для гармоничного развития личности.

Важно помнить: успех зависит от регулярности занятий, доброжелательной атмосферы и профессиональной компетентности педагога.

Список литературы

  1. Лурия А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в образовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. — М., 1996. — 64 с.
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М.: Генезис, 2007.
  3. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина [и др.]. — М., 2001. — 272 с.
  4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2014.
  5. Кучугура Е. В. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста // Альманах педагога. — 2023. — URL:  
  6. Мурадян Е. С., Богомазова Е. В. Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников: консультация для воспитателей // Совушка. — 2024. — № 2 (36). — URL:  
  7. Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Актуальные исследования. — 2021. — № 50 (77). — С. 119–121.
  8. Пьянова Л. А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье». — 2018. — 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка. ( 31.05.2024)

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного...

Упражнения для развития мозга или нейрогимнастика

Упражнения для развития мозга  или нейрогимнастика...

Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка.

В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность р...