Доклад на педсовет: «Нейрогимнастика в дошкольном возрасте: простые упражнения для развития мозга»
материал
В условиях современного информационного общества всё острее встаёт вопрос о развитии когнитивных способностей детей с самого раннего возраста. Нейрогимнастика (или «гимнастика для мозга») — эффективный немедикаментозный метод, позволяющий стимулировать развитие мозговых структур через специально подобранные двигательные упражнения.
Нейрогимнастика — комплекс простых упражнений, направленных на:
- активизацию межполушарного взаимодействия;
- улучшение координации движений;
- развитие памяти, внимания и мышления;
- повышение умственной работоспособности;
- стабилизацию эмоционального фона.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Доклад на педсовет: «Нейрогимнастика в дошкольном возрасте: простые упражнения для развития мозга»
Воспитатель :
Кашина Е.А.
с. Кабанск
2023 год.
Введение
В условиях современного информационного общества всё острее встаёт вопрос о развитии когнитивных способностей детей с самого раннего возраста. Нейрогимнастика (или «гимнастика для мозга») — эффективный немедикаментозный метод, позволяющий стимулировать развитие мозговых структур через специально подобранные двигательные упражнения.
Нейрогимнастика — комплекс простых упражнений, направленных на:
- активизацию межполушарного взаимодействия;
- улучшение координации движений;
- развитие памяти, внимания и мышления;
- повышение умственной работоспособности;
- стабилизацию эмоционального фона.
Научно-методические основы
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции формируются на базе элементарных моторных и сенсорных процессов. Это означает: развивая телесную моторику, мы создаём предпосылки для становления речи и мышления.
Ключевые механизмы воздействия:
- стимуляция кровоснабжения мозга;
- укрепление нейронных связей;
- синхронизация работы правого и левого полушарий;
- снижение психоэмоционального напряжения.
Оптимальный возраст для начала занятий — 4–7 лет, когда мозг обладает высокой пластичностью, а межполушарные связи ещё формируются (у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8–8,5 лет).
Цели и задачи нейрогимнастики в ДОУ
Цели:
- гармоничное развитие мозговых функций;
- профилактика когнитивных нарушений;
- повышение адаптивных возможностей ребёнка.
Задачи:
- развитие мелкой и крупной моторики;
- улучшение пространственной ориентации;
- тренировка памяти и внимания;
- стимуляция речевой активности;
- снижение гиперактивности и тревожности.
Практические упражнения
Приведём подборку эффективных упражнений, адаптированных для дошкольников.
- «Колечки»
- Суть: поочерёдно соединять большой палец с остальными, образуя «колечки».
- Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
- Вариация: ускорять темп, выполнять двумя руками синхронно.
- «Кулак-ребро-ладонь»
- Выполнение: последовательно менять положения руки: кулак → ребро ладони → раскрытая ладонь.
- Цель: координация движений, концентрация внимания.
- Вариация: сначала одной рукой, затем двумя одновременно.
- «Ухо-нос»
- Действие: правой рукой взяться за кончик носа, левой — за правое ухо; по хлопку поменять руки.
- Цель: улучшение координации, переключение внимания.
- «Перекрёстные шаги»
- Техника: шагать на месте, касаясь правым локтем левого колена и наоборот.
- Цель: развитие бинокулярного зрения, координации, речи.
- Повторить 5–10 раз.
- «Рисование двумя руками»
- Материал: листы с симметричными контурами (например, бабочка, ёлка).
- Задача: одновременно обводить контуры обеими руками.
- Цель: синхронизация полушарий, подготовка к письму.
- «Кнопки мозга»
- Действие: одной рукой массировать ямочки над ключицами, другой — пупок.
- Цель: активизация мозгового кровотока, снижение утомляемости.
- «Энергетическая зевота»
- Техника: закрыть глаза, имитировать зевоту с массажем области челюстей.
- Цель: расслабление, улучшение слухового восприятия.
- «Моряк»
- Движение: одной рукой показать «козырёк», другой — знак «класс»; поменять руки.
- Цель: развитие переключаемости, мелкой моторики.
Рекомендации по внедрению
- Регулярность: 3–5 раз в неделю по 10–15 минут.
- Форма проведения: в виде игры, на утренней гимнастике, физкультминутках или прогулке.
- Атмосфера: спокойная, без принуждения.
- Постепенность: начинать с 1–2 упражнений, увеличивая сложность.
- Индивидуальный подход: учитывать особенности развития каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты
При систематическом применении нейрогимнастики наблюдаются:
- улучшение памяти и концентрации внимания;
- повышение качества устной и письменной речи;
- развитие координации и ловкости;
- снижение тревожности и гиперактивности;
- рост учебной мотивации;
- укрепление физического и эмоционального здоровья.
Заключение
Нейрогимнастика — доступный и научно обоснованный инструмент для всестороннего развития дошкольников. Её интеграция в образовательный процесс ДОУ позволяет:
- эффективно подготавливать детей к школе;
- предупреждать когнитивные нарушения;
- создавать условия для гармоничного развития личности.
Важно помнить: успех зависит от регулярности занятий, доброжелательной атмосферы и профессиональной компетентности педагога.
Список литературы
- Лурия А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в образовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. — М., 1996. — 64 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М.: Генезис, 2007.
- Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина [и др.]. — М., 2001. — 272 с.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2014.
- Кучугура Е. В. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста // Альманах педагога. — 2023. — URL:
- Мурадян Е. С., Богомазова Е. В. Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников: консультация для воспитателей // Совушка. — 2024. — № 2 (36). — URL:
- Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Актуальные исследования. — 2021. — № 50 (77). — С. 119–121.
- Пьянова Л. А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье». — 2018. — 237 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
Рекомендуется воспитателям как пособие по ФЭМП с использованием нестандартного оборудования-прищепок....

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
laquo;Методическое пособие по формированию элементарных математичес...
Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка. ( 31.05.2024)
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного...

Упражнения для развития мозга или нейрогимнастика
Упражнения для развития мозга или нейрогимнастика...

Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка.
В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность р...
