Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная мастерская»
материал (старшая группа)

Рымарева Крестина Эдуардовна

Кружок по прикладному творчеству развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, воспитанники смогут углубить знания и умения по интересующему их делу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_masterskaya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 «Ягодка» города Смоленска

приказ от № 135-ОД

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №38 «Ягодка » Протокол от 29 августа 2025 года №1

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ

«Детский сад №38 « Ягодка »

_________Е.Г.Агеева

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Волшебная мастерская»

Рассчитан на детей 5-6 лет.

Срок реализации – 1 год.

Программу разработала:

Воспитатель:

Рымарева Крестина Эдуардовна

Смоленск 2025 г

Пояснительная записка

«Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В.А. Сухомлинский.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Декоративно-прикладное творчество».

Кружок по прикладному творчеству развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, воспитанники смогут углубить знания и умения по интересующему их делу.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

В программу кружка входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Рукоделие из ткани и ниток», «Работа с подручным и бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Работа кружка «Волшебная мастерская» нацелена на общее развитие ребѐнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

Кружок рассчитан для детей от 5 -6 лет.

Выделяются три раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с бросовым материалом.
  3. Работа с пластилином.

Содержание занятий кружка «Волшебная мастерская» по каждому разделу составлено с учѐтом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения для успешного развития детского творчества.

«От простого-к сложному» - девиз данной программы.

Цель кружка:

Развития у детей творческих способностей путѐм создания поделок с использованием различных материалов и оборудования, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

Задачи кружка:

  1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
  3. Развивать у детей мелкую моторику, чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  4. Осуществлять работу с учѐтом индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  5. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

Основным условием реализации программы кружка «Волшебная мастерская» является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе.

Материальное оснащение занятий кружка «Волшебная мастерская» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.

Используемые материалы: пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, шишки, жѐлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, кусочки ткани, кожаныекусочки, пуговицы, проволока и пр.

Инструменты и приспособления: ножницы, карандаши, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеѐнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок,пяльца.

Работа с бумагой и картоном.

#1056;абота в технике «Оригами».

Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.

Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлѐнности. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой».

В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребѐнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребѐнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую.

Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

2. Работа с мятой бумагой.

Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев. Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами, складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления реализации их творческих возможностей.

#1048;зготовление объѐмных картинок.

Изготовление аппликации – достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу.

Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя.

Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

  1. для игр детей;
  2. для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
  3. их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определѐнные требования:

  1. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
  2. тщательно промытым и высушенным;
  3. доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с природным материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъѐмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приѐмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даѐт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путѐм примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребѐнка.

Рукоделие из ткани и ниток.

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно - тематический план

п/п

Название раздела/модуля

Количество часов

Формы контроля

1

Волшебная мастерская

36

Анализ процесса и результата деятельности

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной Программы в конце каждого учебного года

- открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей;

- фотовыставка с занятий; выставки продуктов деятельности воспитанников;

- выступление перед коллективом ДОУ с отчетом об итогах и результатах реализации Программы (методический день ДОУ);

Время занятия может быть изменено в связи с непредвиденными обстоятельствами (карантин, мероприятие в ДОУ, праздничный день и пр.). Занятия с праздничных дней переносятся.

Примерное перспективно-тематическое планирование занятий по развивающей программе «Волшебная мастерская».

(старший возраст).

Дата

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

«Краски осени». Ежик из природного материала. Вводное занятие.

Познакомить детей с правилами работы кружка; формировать умение работать коллективно; закрепить умения работы с природным материалом; воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Лист» в технике макраме.

Познакомить детей с искусством узелкового плетения, развивать творческое воображение, способствовать развитию мелкой моторики.

«Тучка и дождик». Работа с бросовым материалом.

Продолжать знакомить с различными видами материалов; формировать умение работать коллективно; способствовать развитию мелкой моторики.

Аппликация фоамирант, ленты и бумага.

«Цветок» в технике «изонить»

Работа с нитками

Развивать мелкую моторику рук, отрабатывать точность движений, учить ориентироваться на листе, работать с ножницами и иголкой, развивать творческие способности.

Ноябрь

«Гусеница». Работа с бросовым материалом.

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами; закрепить умение пользоваться ножницами; воспитывать умение радоваться результату своего труда.

«Веселый человечек». Работа с нитками.

Учить детей делать брелок, в технике макраме - ознакомление с приемами плетения узлов в этой. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях.

«Свитер для мишутки ». Вышивка крестиком на картоне

Научить выполнению вышивки крестом на картоне, развивать аккуратность, усидчивость, глазомер

Декабрь

«Зимний лес». Аппликация с использованием ткани.

Познакомить детей со свойствами ткани; учить создавать простые коллажи из разнообразных кусочков ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

«Снеговик». Конструирование из бросового материала.

Повторить и обобщить понятия об объёмных фигурах; закреплять навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение.

«Ёлочные игрушки».

Работа с бросовым материалом.

Учить детей делать новогодние игрушки, используя разный материал; развивать творчество, фантазию; воспитывать самостоятельность.

«Дед Мороз». Работа с бросовым материалом.

Учить детей дополнять поделку ватой, аккуратно намазывать клеем определённое пространство; воспитывать аккуратность.

«Карнавальные маски». Работа с бросовым и природным материалом.

Учить вырезать по заранее предложенному контуру, работать с бросовым и природным материалом; развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Январь

«Дерево в снегу». Работа с ватой.

Учить детей наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой; воспитывать эстетический вкус.

«Зайчик». Работа с ватными дисками.

Продолжать учить работать с бросовым материалом; развивать пространственную ориентировку детей, умение работать с ножницами; активизировать словарь детей.

«Пингвины». Работа с природным материалом.

Учить детей вырезывать по контуру и работать с хрупким материалом, создавать сюжетную композицию; развивать творчество.

Февраль

«Вот на ветках птички: снегири, синички». Работа с природным материалом.

Продолжать учить работать с природным материалом; развивать пространственную ориентировку, абстрактное мышление, воображение; обогащать словарь; способствовать развитию мелкой моторики.

«Валентинки». Работа с бумагой.

Учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их; развивать умение аккуратно намазывать клеем формы и приклеивать их на картон, составляя форму цветка; воспитывать терпение.

«Северный олень». Работа с природным материалом.

разрезания засушенных листьев по прямой линии; развивать мышление, внимание; воспитывать аккуратность; совершенствовать мелкую моторику.

«Самолёт». Работа с бумагой.

Продолжать учить делать поделки из природного материала, закрепить навыки Учить срезать углы по прямой линии; упражнять в склеивании цилиндра, нарезании узких полос; развивать мышление, внимание; воспитывать аккуратность, ответственность.

Март

Открытка для мамы «Лилия». Объёмная аппликация.

Учить детей делать объёмный цветок, вырезать детали по шаблону, закруглять кончики листьев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном; воспитывать желание сделать приятное близким.

«Матрёшка». Работа с тканью.

Учить переводить трафарет на ткань, совершенствовать умение работать с тканью; проявлять фантазию, смекалку; воспитывать аккуратность, терпение.

«Чебурашка». Работа с бросовым материалом.

Учить детей изготавливать сказочного героя из бросового материала; закрепить умение работы с ножницами; проявлять фантазию, смекалку.

«Утёнок». Аппликация из ниток.

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток; учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

«Рыбка». Работа с тканью.

Учить самостоятельно, выбирать необходимый материал в соответствии с замыслом. Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

Апрель.

«Ландыш». Пластилинография.

Продолжать учить детей создавать лепную картину в технике пластилинографии; развивать композиционные умения и навыки; расширять кругозор и знания детей о растениях леса.

«Космический корабль». Работа с тканью.

Учить создавать поделку из разнообразных кусочков ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

«Ветка мимозы». Работа из природного и бросового материала.

Закреплять умение работать с бумагой, скатывая её комочками между ладонями, делать объёмные поделки из мятой бумаги; учить планировать этапы создания поделки; воспитывать самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

«Декоративная тарелка». Работа с бумагой.

Закреплять умение выкладывать рисунок на плоскости; развивать познавательную активность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, стремление помогать товарищу.

Май

«Фигурка голубя». Конструирование из бумаги в технике «Оригами».

Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе; воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

«Паучки на паутинке». Работа с бросовым материалом.

Учить детей делать поделки из разного материала, видеть в нем сходство с отдельными частями, придавать паучку выразительность, составлять композицию, используя несколько паучков и дополнительные предметы; воспитывать желание изготавливать коллективные работы.

«Попугай». Объёмная аппликация.

Продолжать учить детей закручивать и склеивать заготовку в цилиндр, дополняя основу мелкими деталями; развивать умение аккуратно работать с ножницами и клеем.

«Цветы в горшочке». Пластилинография.

Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы; способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Планируемые результаты:

  1. Приобретение навыков работы в коллективе.
  2. Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  3. Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  4. Формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
  5. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
  6. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  7. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  8. Овладение навыками культуры труда.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально - техническое обеспечение программы

Для реализации Программы необходим отдельный кабинет, соответствующий нормам СанПиН (метраж, соответствующий количеству обучающихся, необходимое количество столов, стульев, соответствующих возрасту обучающихся, освещение, аптечка). Доска, дополнительный стол для размещения демонстрационного материала, материалы для работы на каждое занятие (в соответствии с тематикой) по количеству детей, ноутбук, экран, проектор, фартуки по количеству детей, полотенца для рук, салфетки.

#1053;аучно-методическое обеспечение программы

  1. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.— М.: АРКТИ, 2006
  2. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010
  3. Никитина А.В. Поделки в детском саду: Образцы и конспекты занятий. – СПб.: КАРО,2010
  4. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; 200

Организация развивающей предметно-пространственной среды

  1. Бумага разного формата, цвета, качества; цветной картон;
  2. Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;
  3. Природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.
  4. Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

III. Заключение

Кружок «Волшебная мастерская» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста. Творческая деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих поделках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, эта деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его способностей. Нетрадиционный подход к выполнению дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческой мастерской « ФАНТАЗИЯ »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческой мастерской « ФАНТАЗИЯ ».   Возраст обучающихся: 5 ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технического направления «LEGO-мастерская»

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. В ходе образовательной деятельности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» 17.01.2024 г.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Творческая мастерская» (далее – Программа) относится к программам художественной направленност...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская»

В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромна...