Современные требования к содержанию воспитания обучающихся в рамках реализации требований ФГОС
методическая разработка

Забурдаева Алевтина Юрьевна

статья Современные требования к содержанию воспитания обучающихся в рамках реализации требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._zaburdaeva.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к содержанию воспитания обучающихся в рамках реализации требований ФГОС

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы организации воспитательной работы с обучающимися младшего подросткового возраста (на примере организации воспитательной работы в конкретной образовательной организации). В работе анализируются психолого-педагогические характеристики младшего подросткового возраста, проблемы и возможности организации воспитательной работы.

Ключевые слова: младший подростковый возраст, воспитание, формы организации воспитательной работы, внеурочная деятельность, направления воспитательной работы.

Одним из негативных последствий глобализации во всем мире стал гуманитарный кризис духовно-нравственных ценностей, традиционных представлений о семье и браке, распространение культа потребления, разноценности в семье и школе. Зависимость российского сегмента Интернета от транснациональных цифровых платформ ведет порой к подрыву доверия к институтам государства, в особенности к системе образования. Все это отражается на молодом поколении: растет число участников деструктивных проявлений среди подростков, таких как скулшутинг и колумбайн, приверженность к криминальным субкультурам, дети и подростки вовлекаются в несанкционированные митинги и протесты, растет число суицидов. В связи с этим необходима «перезагрузка» системы воспитания.

Приоритетная задача национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. На решение данных задач направлен ряд документов.

Новые ФГОСЫ начального общего и основного общего образования акцентируют внимание на воспитательной функции современного образования  включают в себя все аспекты духовно-нравственного воспитания, но их принципиальная позиция – это единство образовательного пространства. То есть воспитание и обучение представляют собой целостный процесс, который реализуется во всех формах образовательной деятельности: урочной, внеурочной, внеклассной. Субъектами этой деятельности является не только школа, но и семья, церковь, организации культуры и иные институты воспитания. Система личностных результатов включает в себя гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2021 года воспитание обучающихся осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями самостоятельно на основе утвержденных примерных программ воспитания и общероссийского календарного плана воспитательных мероприятий.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. [1], предусматривает дальнейшее развитие детских общественных организаций: Российского Движения Школьников и «ЮНАРМИИ», а также поддержку ученического самоуправления. С этой целью в 2021 году при комитете образования и науки Курской области был создан Совет обучающихся [2].  

Также с 2021 года в регионе началась реализация Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», которым предусмотрено увеличение численности детей и молодежи до 30 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами. Для этого разработан и утвержден региональный план мероприятий, участие в которых является обязательным и влияет на выполнение показателей и достижение результатов.        

Вследствие этого можно заключить, что в настоящее время проблемам воспитания подрастающего поколения уделяется большое внимание, как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

В данной статье предлагается рассмотреть процесс воспитания, а также требования к его организации на примере взаимодействия  с обучающимися младшего подросткового возраста в рамках организации внеурочной деятельности в конкретной образовательной организации.

Цель исследования: на основе эмпирических и теоретических данных разработать программу организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: определить основные направления  воспитательные работы, исследовать психологическую и педагогическую характеристику обучающихся младшего подросткового возраста, изучить реализацию конкретных форм, методов воспитательной работы с младшими подростками в конкретной образовательной организации во внеурочной деятельности.

База проведения педагогического исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 46» г. Курска.

Итак, как уже упоминалось ранее, воспитание представляет собой процесс формирования базовой культуры личности. Причём этот процесс осуществляется по ряду направлений, а именно: философско-мировоззренческая подготовка школьников; воспитание патриотизма и гражданской позиции; трудовое воспитание; формирование нравственной культуры личности; профориентация и др. При этом воспитательная работа как вид деятельности носит системный, целенаправленный характер.

Наиболее яркие работы по данной проблеме представлены трудами Л.С.Выготского «Психология развития человека», П.П. Блонского «Память и мышление», А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» и др.

В ФГОС воспитательная работа рассматривается как «педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [3].

В условиях образовательной организации выделяют приоритетные направления деятельности воспитательной работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое воспитание. При этом в младшем подростковом возрасте (10-12 лет) все эти направления деятельности реализуются особым образом.

Младший подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Он характеризуется достаточно резкими, качественными изменениями. Центральным фактором психологического развития является становление нового уровня самосознания, желание познать себя, свои особенности и возможности. Характерными для этого возрастного периода становится имитация чьего-либо поведения, подражание. Как справедливо замечает Д.Б. Эльконин, в этом возрасте наблюдается также смена видов деятельности, психологический дисбаланс [4, с. 24]. Также в младшем подростковом возрасте создаются новые образы «Я», иначе «Я-концепции». И всё это необходимо учитывать при организации воспитательной работы.

В настоящее время существуют три типа форм организации воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. По времени проведения все формы можно разделить на кратковременные, продолжительные, традиционные. По видам деятельности – формы трудовой, учебной, художественной, спортивной деятельности; по способу влияния педагога – опосредованные и непосредственные.

Основные методы организации воспитательной работы в школе следующие: метод постановки перспективы, убеждения, требования, личный пример, стимулирования деятельности и другие.  При этом все эти методы и формы организации воспитательной работы успешно реализуются во внеурочной деятельности. Как отмечают исследователи, положительная сторона   внеурочной   деятельности   заключается   в возможности добровольного выбора мероприятий и направлений самим подростком [5, с 98].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Другими словами, внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока [6, с. 453].  И все эти формы работы успешно реализуются в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 46» г. Курска.

Со дня основания школы большое внимание уделяется эстетическому воспитанию. Эстетическое направления образовательно-воспитательной работы реализуется через уроки, профильное обучение и систему кружков. Реализация программ внеурочной деятельности по всем направленностям проводится за рамками учебного расписания в первой и второй половине дня после динамической паузы, занятия заканчиваются не позднее 20:00. Продолжительность одного занятия в творческих объединениях не превышает 2-х академических часов, перерыв между занятиями 15-20 минут. В школе организованы две группы продленного дня. Количество часов внеурочной деятельности не превышает нормативные требования (5 лет – не более 1750 часов; учебный год – не более 150, в неделю – не более 10 часов) [7].

Педагогический коллектив, опираясь на родительскую общественность, интересы и познавательные запросы детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 46» г. Курска реализует образовательно-воспитательную модель с преобладанием в содержании образования воспитательных мероприятий. В воспитательное пространство в школе входит внеучебная деятельность, учебная деятельность на уроке и элементы дополнительного образования в школе.

Внеурочная деятельность в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 46» г. Курска ориентирована на свободный выбор младшим подросткам видов и форм деятельности, формирование их собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, укрепления здоровья ребенка, умение ценить и создавать прекрасное, помощь для освоения школьных предметов.

Системообразующими видами деятельности учебно-воспитательной системы данной школы являются досуговая и познавательная деятельность. Поэтапно возрастает роль разнообразной трудовой и организационно-самоуправляющей деятельности самих школьников.

Кроме того, планируются и другие формы объединения детей по интересам и необходимости, например, создание группы разновозрастных детей для подготовки и проведению Дня туриста, военно-спортивной игры «Зарница», «Школа безопасности», участию в различных экологических акциях: «Наш цветущий город», «Экоколобок», «Сохраним планету Земля и наш город», «Цветущий город», сбор книг, игрушек для детей детского дома, участие в районных, городских командных соревнованиях и т.д. Названные типы разновозрастных коллективов развиваются в основном как постоянные, хотя право свободного перехода из одного коллектива в другой предоставляются каждому. Одновременно развивается и сеть временных коллективов.

Природные и предметно-эстетические компоненты способствуют созданию творческой образовательной среды. Учитывая наличие у школы территории для развития необходимой природной среды (большой пришкольный участок), на пришкольной территории создан остров цветов и растений.

Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика.

На основании изученной теории, полученных данных в ходе прикладного исследования, был разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.

Цель комплекса мероприятий: совершенствование организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.

Срок реализации предлагаемого содержания воспитательной работы: 6 месяцев.

Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками включает в себя четыре направления:художественно-эстетическое; эколого-биологическое; спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное.

В рамках реализации данных направлений работы с обучающимися младшего подросткового возраста были проведены следующие мероприятия (игры, конкурсы):  конкурс рисунков «Мое домашнее животное», творческое мероприятие «Путешествие по странам», ток-шоу «Урок чистоты», познавательная эколого-биологическая игра, спортивное мероприятие «Кто на свете всех смелее, всех быстрее и умнее», спортивный праздник «Тур в Сингапур», открытый «Урок мужества», праздник «День матери» и др. Это помогло создать условия для гражданского самоопределения, активной жизнедеятельности, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и культурном становлении обучающихся. Реализация комплекса занятий включена в план на следующий учебный год.

Таким образом,  на основании изученной теории, полученных данных в ходе прикладного исследования, было разработано примерное содержание модели воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности. Цель комплекса мероприятий: совершенствование организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности в школе. Комплекс включает в себя конференции, игры, самостоятельно-творческую работу, спортивные развлечения, классные часы и др. Всё это в совокупности способствует развитию личности ребёнка. Однако все проблемы, к сожалению, не решаются в одночасье. Для этого требуется большая системная работа в тесном межведомственном взаимодействии. И отправной точкой в данном случае, с нашей точки зрения, должна стать программа воспитания.

Список используемой литературы:

1. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [электронный документ] URL: https://docs.cntd.ru/document/566284989 (дата обращения 11.02.2022)

2.  Состоялось заседание Совета обучающихся при комитете образования и науки Курской области [электронный документ] URL: https://www.komobr46.ru/sobytiya/novosti/5119-sostoyalos-zasedanie-soveta-obuchayushchikhsya-pri-komitete-obrazovaniya-i-nauki-kurskoj-oblasti.html (дата обращения 11.02.2022)

3. Министерство образования и науки РФ, ФГОС от 17 мая 2012 г. URL http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 (дата доступа 10.02.2022)

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. М., 2013. С. 24-26.

5. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975 - 130 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. (изд. 2-е, 1946 г.). Серия: Мастера психологии. Издательство: Питер, 2002. – 781 с.

7. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 46» [электронный ресурс] URL: http://www.kursk-sosh46.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii/osnovnye-svedeniya.html (дата обращения 11.02.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Статья Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, в рамках реализации требований ФГОС ДО

Грамотно структурированная развивающая среда, ориентированная на ребёнка,позволяет ему познавать мир в полном объёме...

«Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и...

Самообразование" Использование современных педагогических технологий в детском саду для обеспечения реализации требований ФОП ДО"

Цель: 1) повышение качества учебного процесса;2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы воспитанниковЗадачи1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые услови...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему "Формирование личностных качеств у глухих обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО(ИН)"

Статья на тему "Формирование личностных качеств у глухих обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО(ИН)"....