Статья Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, в рамках реализации требований ФГОС ДО
статья (младшая группа)

Грамотно структурированная развивающая среда, ориентированная на ребёнка,позволяет ему познавать мир в полном объёме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста,                    в рамках реализации требований ФГОС ДО

Лебедева Марина Владимировна,

                                                                                                воспитатель

                   ГБДОУ детский сад № 35 Колпинского района Санкт-Петербурга

Каждый ребёнок рождается со своим потенциалом и зависит от среды, в которой живёт. Именно ребёнку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения он обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию и способностями реализовать их. Маленькие дети обучаются прежде всего через собственные действия. Поэтому очень важно организовать среду, которая позволит ребёнку развиваться согласно его потенциалу. Именно в раннем возрасте всё то, что мы вкладываем в ребёнка, является фундаментом для его дальнейшего развития. Грамотно структурированная развивающая среда, ориентированная на ребёнка, позволяющая познавать мир в полном объёме, помогает заложить этот фундамент.

Одним из значимых условий организации развивающей среды являются принципы образования детей раннего возраста

  • Дети активно и по собственной инициативе познают окружающий мир;
  • Дети исследуют окружающий мир, исходя из своих индивидуальных задач;
  • Дети изучают мир разнообразными путями;
  • Дети познают мир при помощи всех органов чувств;
  • Дети познают мир самостоятельно, но сохраняют при этом тесную связь со своим окружением.

Требования к предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014,-32с].

  1. Развивающая предметно-пространственная среда должна проектироваться с учётом национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей, потребностей инклюзивного образования.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
  • реализацию различных образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении;
  • возможность общения и совместной деятельности детей;
  • реализацию детской потребности в активной двигательной деятельности;
  • возможности для уединения.
  1. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Организуя среду в своей группе, я исходила в первую очередь из особенностей своих воспитанников, их интересов, возможностей, потребностей. Старалась сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка.

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами. Вся наша группа - это яркий, насыщенный игровой центр для детей, в который входят материалы, помогающие их развитию в разных направлениях. Это материалы для освоения движений, навыков повседневной жизни и коммуникации, пособия для развития сенсомоторики, речи, музыкального слуха и художественного восприятия.

В нашей группе созданы условия для совершенствования навыков движения: спускаться и подниматься по лестнице, которая сделана с помощью сцены и матов; есть мягкие игровые модули, через которые можно перелезать; кататься на машинах, перевозить тележки и коляски, бегать, прыгать, отбивать и ловить мяч; тактильные сенсорные дорожки, горка.

Для познавательного и сенсомоторного развития вместе с родителями построили «Умную стену» - это открытая, меняющаяся «живая» система, постоянно обогащающаяся новыми предметами, обладающая огромными возможностями для развития сенсорного, творческого, коммуникативного опыта детей. На неё вешаются настенные модули, например : «Замки и задвижки», «Скаты для мяча и машинок», «Зубчатые колёса», «Вкладыши форм», «Лабиринты» и другие. На стене также есть магнитная доска для иллюстраций или магнитных фигур, доска для рисования, где ребёнок может заняться творчеством, ковролиновое полотно, для размещения мягких пособий, сказочных персонажей, центр «Ряженья» с зеркалами, где дети с помощью взрослого наряжаются в платочки, маски зверей. Панели меняются между собой местами, в зависимости от запроса детей и образовательной ситуации.

В своей работе я использую «Методический комплект программы «Вдохновение». Благодаря моему творческому подходу к образовательному процессу и инициативе родителей, для детей был изготовлен замечательный игровой и развивающий материал из бутылок и шлангов: к примеру, непрозрачные погремушки, путепровод из двух бутылок, жемчужный дождик, перемещение крупы с помощью чудесного шланга, лабиринт-восьмёрка и другие, подносы с банками, где можно научиться открутить и закрутить крышку, собрали  «Корзину сокровищ», в которой лежат вещи из взрослого мира и обладают притягательной силой. Они таят множество тайн и их хочется исследовать.

В свободном доступе для детей находятся игровые модули и атрибуты для игровых ситуаций «Приготовим куклам чай», «Мишка заболел», «Постираем зайчику платочек». Они представлены в виде легко передвигающихся тележек и у ребёнка всегда есть выбор для определения своей деятельности в игровом пространстве группы. Каждому ребёнку необходимо своё личное пространство, где он может побыть один, и это можно сделать в «Уголке уединения». В группе это купол с разноцветными полотнами и кресло. Там можно рассматривать книги, фотоальбомы.

Таким образом, развивающая среда предоставляет детям широкие возможности для исследования, осмысления новых понятий, а также помогает организовать совместную деятельность с детьми, является источником общения друг с другом.

Список литературы

  1. Хилтунен Е. А. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: методические рекомендации для педагогов / Е. А. Хилтунен, - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. – 96 с.: ил. – (Серия «Детский сад по системе Монтессори»).
  2. Бостельман, А. Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман, М. Финк; под. ред. С. Н. Бондаревой, - Издательство «Национальное образование»,             2015. – 120 с.: ил. – (Вдохновение)
  3. Бостельман, А.33 блестящие идеи для детского сада. Делаем игрушки своими руками: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман, М. Финк; под. ред. С. Н. Бондаревой, - Издательство «Национальное образование»,             2015. – 84 с.: ил. – (Вдохновение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста в рамках ФГОС

(автор: Миллер Мария Сергеевна, ГБДОУ детский сад 61 Приморского района г.Санкт-Петербург)Данная презентация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста в рамках ФГОС содерж...

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Статья на тему: «Развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ согласно требованиям ФГОС»

Раннее детство – особое время развития организма детей. Практически все механизмы в коре головного мозга не зависят от наследственности, а развиваются непосредственно в результате контакта орган...