Безусловное принятие
консультация

Зянгильдяева Марина Юрьевна

Конспект семинара-практикума для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezuslovnoe_prinyatie.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Безусловное принятие в воспитании

Конспект для педагогов МАДОУ «Детский сад «Колобок»

 Продолжительность: 45 минут
Формат: семинар-практикум.

Цель: сформировать у педагогов осознанное отношение к принципу безусловного принятия как основе эффективного воспитания и взаимодействия с детьми.

Задачи:

  • Раскрыть сущность понятия «безусловное принятие», разграничить его с понятиями «вседозволенность» и «условное принятие».
  • Научить распознавать признаки собственного эмоционального напряжения в общении с детьми.
  • Освоить техники конструктивного реагирования на «сложное» поведение.

  •  Вводная часть (3 мин)

Приветствие, обозначение темы и целей занятия.

Упражнение «Что я чувствую»:

  • Когда ребенок дерется я чувствую…
  • Когда ребенок не слушает меня…
  • Когда ребенок убегает от меня…
  • Когда ребенок кричит в группе…
  • Когда ребенок не спит в тихий час…
  • Когда ребенок играет…
  • Когда у   ребенка не получается рисунок..
  • Когда ребенок играет на прогулке…
  • Когда ребенок жалуется родителям…
  • Когда ребенок выступает на утреннике…
  • Когда ребенок не хочет заниматься…
  • Когда ребенок плачет…
  • Когда ребенок обнимает вас…
  • Когда ребенок не хочет кушать…
  • Когда ребенок улыбается…
  • Когда ребенок спит…
  • Когда ребенок грубит…
  • Когда ребенок старается…

Теоретическая часть (10 минут)

Сегодня тема нашего занятия «Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении». Конечно есть много факторов эмоционального благополучия детей в ДОУ, но сегодня хочется поговорить о безусловном принятии. И поэтому мы начали наше занятие с упражнения «Что я чувствую», ведь наши чувства напрямую связаны и с эмоциональным благополучием ребенка и с  безусловным принятием, которое является   фундаментом, началом, того, на чем потом будет построено взаимное уважение.

Безусловное принятие — признание ребёнка как уникальной личности вне зависимости от его поступков, успехов или недостатков; любовь и уважение к нему «просто за то, что он есть».

Безусловное принятие - это любовь к ребёнку такой, какой он есть, без условий.

Условное принятие зависит от успехов и может вызвать неуверенность, показывая сложность воспитательных чувств и правил.

Часто некоторые поступки детей вызывают раздражение и злость педагога. Можно злиться на детей за их поступки, их характер, за то, что они не соответствуют ожиданиям, но чем это заканчивается? Мы страдаем, а дети продолжают быть собой. Может быть осознать, что они не могут не быть собой.  Как стул не может перестать быть стулом, так и человек не может мгновенно изменить свою природу, характер, привычки.

В воспитании детей нет ничего более важного, чем связь с ними. Если мы связаны с ними, то сможем передать им свою систему ценностей, повлиять на их решения.

Каждый ребенок -совершенное создание, независимо от его физического или психического состояния. Он приходит к нам, чтобы мы учились друг у друга и совершенствовались.

Дети хотят быть успешными. Ни один ребенок не может быть счастлив, если им манипулируют или о нем забыли.

Поведение детей – это показатель их эмоционального, физического или психического состояния. Чтобы повлиять на него, необходимо понять их внутреннее состояние, принять, а затем действовать соответствующим образом. Некоторые дети могут вести себя не так как принято.

Что  происходит с ребенком, Почему, он так себя ведет? Чем я могу ему помочь? У вас есть выбор, либо понимать ребенка, либо бороться с ним до выпуска в школу. Но заметьте, что в последующем к вам в группу придет  похожий ребенок.

Дети могут заставить нас проявить себя с худшей стороны. Когда нас переполняет гнев, чувство безысходности, негодование или обида, мы не можем быть нормальными педагогами и не можем или не хотим понять чувства детей, принять их точку зрения и реагировать объективно. А наши негативные эмоции, это наша проблема, а не ребенка. Этот негатив не только мешает эффективно выполнять свои обязанности, но и разрушает нас изнутри.

Различают четыре фазы непринятия:

Закипание

Кипение

Сильное кипение

Взрыв

А какие  поступки детей могут вывести вас из терпения и запустить закипание? А ведь еще раз повторюсь, как только включаются эмоции, разум перестает работать. «Плохое» поведение — не цель, а симптом. Чтобы изменить его, нужно понять, что скрывается за внешними проявлениями.

Без доверительной связи любые воспитательные воздействия теряют эффективность. Дети копируют поведение значимых взрослых. Ребёнок не примет ценности, правила и нормы от человека, с которым у него нет эмоциональной близости. Только в атмосфере принятия ребёнок готов слышать замечания и работать над ошибками. Связь превращает внешние требования («надо») во внутренние установки («я хочу так поступать»).

Как выглядит непринятие? 5 верных признаков

  1. Категорическое прерывание любой детской активности: «Не бегай, не кричи, не шуми, не делай». В итоге – «не живи».
  2. Риторические вопросы «В кого ты такой уродился?», «Почему ты такой странный?», «Смерти ты моей хочешь, что ли?» и пр. Воспринимается так же: «Мне нельзя жить».
  3. Осуждение болезни или слабости – так, как будто это сознательный и злонамеренный выбор ребенка: «Сам ударился, сам и реви теперь, никто тебе не виноват!»
  4. На этапе приучения к горшку – активное осуждение в ситуациях проколов и неудач.
  5. Сравнение с нелюбимыми родственниками (обычно с ушедшим или недостойным отцом).

Все эти привычные, сами слетающие с языка конструкции – не что иное, как атаки на ядро личности человека: «Ты не нужен нам такой, какой ты есть, ты негодный, неправильный, ты нам не подходишь».

А что же делать?

  1. Разделять человека и его поступки. Сердимся не на ребенка, а  на его плохое поведение. Это на уровне эмоций.
  2. Стараемся обучать ребенка жить в обществе. А в нашем обществе не принято, допустим, ломать чужие вещи, обижать других людей, срывать уроки. И наша обязанность как педагогов – доносить эти социальные нормы до сознания ребенка.

Постарайтесь понять:

  • Что именно мешает принять вам сделать ребенка?
  • Какие требования вы предъявляете ему?
  • При каких условиях вы могли бы сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».
  • Присмотритесь, может быть он похож на кого-то близкого и приятного вам, ребенка, зайчонка, мышонка, может быть тогда будет легче принять его.
  • А может быть наоборот, он похож на человека, который нам неприятен, и мы переносим негативные чувства на ребенка. Или у малыша скандальные родители, и происходит перенос непринятия родителей на непринятие ребенка.
  • Бывает так, что чувствуя раздражение, мы, пытаясь скрыть свои чувства, говорим какие-то правильные слова, но наши невербальные знаки говорят о другом и ребенок может считывать это послание и не верить вашим словам.

В течение дня (а лучше двух – трех дней), постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно. Каким образом можно выразить своё безусловное принятие? Делать это можно разными способами: приветливыми взглядами, ласковыми прикосновениями, прямыми словами.

«Шаги к принятию»:

  •  Перед замечанием делать паузу на 10 секунд;
  • Хвалить за усилия, а не только за результат;
  • Использовать фразу „Я вижу, ты старался“ при ошибках";
  • Сделайте день похвалы для ребенка, т.е. дайте себе слово, что сегодня до обеда будете только хвалить, не делая замечаний. Найдите, за что похвалить.

Практическая часть (25минут).

Разделить педагогов на 2 группы. Сегодня мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Комаров» 1975г.  Конечно, в этих кино-отрывке, все преувеличено, но нам необходимо посмотреть, ошибки воспитателя, что с ней происходит, как можно поступить иначе.

В стремлении держать в группе дисциплину, педагоги часто общаются с детьми в приказном тоне: «Прекратили игру, все идем на обед», «Хватит разговаривать, пора одеваться на прогулку», «Быстро пошли мыть руки». Дети устают от бесконечных требований воспитателей и бесконечных «нельзя», а зачастую этот прием и вовсе «не работает». Получается, таких детей, как Комаров, мы называет трудными просто потому, что для нас, взрослых, они неудобны, они требуют к себе индивидуального подхода и особого внимания. А у педагога может быть усталость, болезнь, домашние неприятности, что тоже иногда мешает, правильно реагировать на поведение, проступки и шалости воспитанников, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Рефлексия (5мин)

Какие положительные качества мальчиков – главных героев фрагментов   вы бы отметили? (Возможные ответы педагогов: любознательность, живой интерес к окружающему миру, к природе, активность, непосредственность, жизнерадостность.)

Подумайте, может быть, мальчик по фамилии Комаров научил чему-то каждого из нас? И продолжите фразу «Во время кинотренинга я поняла, что…». (Ответы педагогов.)

Уважайте личность в каждом ребенке.

Вместо того, чтобы наказать ребенка, высмеять, навесить на него ярлык, что в принципе недопустимо, анализируйте причины его поступков, учитесь понимать детские потребности, ставить себя на место ребенка и реагируйте исходя из этого. Всегда опирайтесь на хорошие качества детей. Спасибо за плодотворную работу!

Для нашего кинотренинга готовила несколько фрагментов, но решила остановиться на мультфильме «Комаров». А вот другой фрагмент посмотрите сами и попробуйте найти, что же можно было сделать по другому. Фрагмент из фильма «Маленькие красные цветы» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Безусловное принятие ребенка»

в данном тексте в легкой доступной форме описан главное правило воспитания детей - принятие ребенка таким, какой он есть. также содержится презентация к родительскому собранию...

Безусловное принятие

Безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Причин...

Родительское собрание на тему "Безусловное принятие ребёнка".

Родительское собрание для родителей детского сада, которое формирует у родителей адекватную позицию по отношению к ребёнку в системе "мы и наш ребёнок"....

Родительское собрание на тему "Безусловное принятие ребёнка".

Родительское собрание для родителей детского сада, которое формирует у родителей адекватную позицию по отношению к ребёнку в системе "мы и наш ребёнок"....

Стендовая консультация для родителей "Безусловное принятие"

В консультации рассказывается о том, что такое безусловное принятие и как его правильно проявлять....

Консультация для родителей на тему: "Позитивное общение с ребенком и безусловное принятие ребенка"

Консультация для родителей на тему: "Позитивное общение с ребенком и безусловное принятие ребенка"...

Консультация для родителей "Безусловное принятие"

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!  Нередко можно слышать...