Деловая игра «Конфликтные ситуации»
консультация
Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработал воспитатель МБДОУ
«ДС № 267 г. Челябинск»
первой квалификационной категории
Колосова О.Н.
Деловая игра «Конфликтные ситуации»
Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.
СИТУАЦИЯ 1.
Воспитатель обращается к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - мол, он «за это зарплату получает».
Комментарий воспитателя. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.
Психолог. Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно с другим воспитателем стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
СИТУАЦИЯ 2.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.
Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий воспитателя. Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения.
Психолог. Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».
СИТУАЦИЯ 3.
Родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий воспитателя. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
Психолог. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей' к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я - сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка. Ведь один от одного слова человек может прийти в ярость, от другого – успокоиться.
СИТУАЦИЯ 4.
В семье ребенка, где существовал конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.
Если девочка жила у бабушки, его приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках режима детского сада. Если ребенка забирала мама, то ребенка привозили в , время, когда все занятия подходили к концу, и оставалась только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Группа подготовительная, логопедическая. Забирала его бабушка рано после полдника.
Воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут, Мама пожаловалась заведующей, что воспитатель их учит. Комментарий воспитателя.
Комментарий воспитателя. Совершенно недопустима установка на родителя, как на соперника, поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенных родителей. Помните, родители и воспитатели - сотрудники в деле воспитания ребенка.
Психолог. Утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и остро необходимо в дошкольном возрасте. Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!
СИТУАЦИЯ 5.
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время даёт ему еду с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело. Комментарий воспитателя. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях санитарно-гигиенических правилах дошкольного учреждения.
Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости «не по правилам»
СИТУАЦИЯ 6.
Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
Комментарий воспитателя. Важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но, если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что, создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.
Вывод: поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Игра «Ассоциации»
Ведущий поясняет, что сложности в налаживании взаимодействия с семьей связаны с уникальностью каждой семьи, особенностями построения меж поколенных, супружеских, родительско-детских отношений.
Кроме того, само восприятие и понимание семьи, как социального института - у каждого сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Чтобы помочь осознать это, ведущий предлагает сыграть в «Ассоциации». После игры проходит совместное обсуждение: предлагаемые понятия неосознанно ассоциируются с собственной семьей, понимание педагогом специфики каждой семьи поможет ему строить доверительные партнерские отношения с семьей.
Игра «Ассоциации»
Ведущий: Я буду начинать фразу о том, с чем у меня ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди.
Например, я говорю: если семья — это постройка, то она... (а вы продолжаете: крепость, общежитие...): итак, ...
- если семья — это постройка, то она - ... (кооперативная квартира, только не дача, шалаш на двоих);
- если семья — это цвет, то она... (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует: нежно-ротовая; черно-белая как зебра)
- если семья — это музыка, то она... (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; цыганщина: романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; «форте»);
- если семья — это геометрическая фигура, то она ... (круг, вектор, треугольник, зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);
- если семья — это название фильма, то она... («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);
- если семья — это настроение, то она ... (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со слезами на глазах).
Анализ:
- Вы сейчас приводили ассоциации из своего жизненного опыта, или выбирали принятые в нашем обществе ассоциации?
- Удалось ли Вам через призму шуточных ассоциаций выявить какие-либо личные проблемы или противоречия?
- Насколько важно, на Ваш взгляд, понимать восприятие человеком своего состояния, чтобы общаться, взаимодействовать с ним?
Упражнение «Рюкзак»
Цель: формирование позитивного само восприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении
Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общении)
Упражнение «Кто эта маска»
Предлагаю командам разыграть образы родителей.: Рубаха-парень, вечно недовольный,
сомневающийся, интересующийся.
Каждая команда выбирает образ, и команда соперников угадывает его.
Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы у упр. Что проще создать образ или угадать.
Появились ли у вас воспоминания при виде этих образов.
1. Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки:
Воспитатель детского сада — это:
а) «Добрая лошадка всех свезет»
б) «Без матки пчелки - пропащие летки»
в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».
Работа с родителями — это:
а) «Бумага накупленная, письмо домашнее»
б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»
в) «По способу пешего хожденья»
Воспитать детей — значит:
, а) «Служить семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет»
б) «Перемелется - все мука будет»
в) «Наказом воевода крепок».
Обучать детей — это значит:
а) «Что посеешь - то и пожнешь»
б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка»
в) «В дорогу идти - пятеры лапти сплести»
Упражнение «Объявление»
- Составьте яркое, шуточное объявление или приглашение для родителей
-Составьте объявление для родителей с просьбой помочь убрать группу после дезинфекции.
-Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»
-Составьте приглашение для родителей на субботник.
-Составьте объявление для родителей с просьбой помочь оформить группу к Новогоднему празднику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...

Презентация к семинару «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...

Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций
Конфликтный ребенок. Игры и упражнения для разрешения конфликтных ситуаций....