"Эффективные формы работы с родителями по воспитанию у детей с ОВЗ нравственно - патриотических чувств" (из опыта работы)
статья
"Эффективные формы работы с родителями по воспитанию у детей с ОВЗ нравственно - патриотических чувств" статья для сборника "эффективные практики реализации нравственно - патриотического воспитания детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое патриотизм? В словаре С.И. Ожегова: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В политическом словаре-справочнике: «Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов». В культурологическом словаре- справочнике отмечено, что патриотизм – нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества. Насколько многогранно это понятие! Сколько вложено в него важного и дорогого для каждого человека! Дом. Семья. Город. Страна. Родина. Любовь. Преданность. Отвага. Мужество. Честь. Понимая важность данного вопроса, мы в своей группе, выстраиваем работу по нравственно – патриотическому воспитанию с учетом всех составляющих компонентов. В данной статье хочется обратить особое внимание на опыт воспитание нравственно – патриотических чувств через_работу с семьей.
Л.Н.Толстой писал; "Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя"
Слова нашего знаменитого земляка особенно актуальны и в наше время Наши сегодняшние родители - это поколение 90х и нулевых. Дети 90-х были первым поколением, которое родилось после смены эпох и ценностей. С началом «перестройки» в стране стабильность образовательной системы была нарушена. Одним из примеров тому является разрушение системы патриотического воспитания молодежи после 1986 года. Понятие «патриотизм» потеряло свою значимость и силу, а на смену ему пришло понятие «гражданственность». Предполагалось формировать у детей и молодежи целостную картину окружающего мира, способствовать осознанию принадлежности каждого человека к единому человеческому обществу, транслировать из поколения в поколение культурные ценности в общечеловеческом понимании. Всё это привело к тому, что на данном этапе, в патриотическом воспитании детей в условиях семьи заметны следующие недостатки:
1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей;
2) равнодушное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к пожилым людям, к охране природы, памятников истории и культуры, к благоустройству своих дворов, городов;
3) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.
Исходя из вышесказанного, мы, пришли к выводу, что, работа с семьёй, это одно из основных направлений работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Согласно п. 1.4 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ определяет родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Специфика нашей Организации в которой воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья предполагает, что для достижения устойчивых результатов процесс воспитания и образования должен быть непрерывным, а не ограничиваться только временем нахождения ребенка в детском саду. Поэтому, мы ставим перед собой решение следующих задач:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- объединение усилий, направленных на развитие и воспитание детей;
- создание комфортной атмосферы, в которой главенствуют взаимопонимание, взаимная поддержка и общие интересы.
Решение проблем воспитания основ нравственно –патриотического воспитания, требует новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Первое с чего мы начинаем, это информирование родителей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей, размещённая в родительском уголке, проведение консультаций и бесед на патриотическую тематику, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Современная реальность, облегчила обмен информацией, между воспитателем и родителями: мы буквально постоянно «на связи», посредством общения через мессенджер «Сферум». Это дает нам возможность оперативно довести до сведения наших пап и мам новую информацию, разместить на странице чата объявления, консультации, положения о предстоящих смотрах – конкурсах, пригласить их поучаствовать в областных и общероссийских он – лайн родительских собраниях; а также быстро получить «обратную связь». Также мы часто используем чат для выражения благодарности родителям за оказанную помощь, публикации поздравительных видеороликов (снятых самостоятельно, к тому или иному празднику), фотографий с общесадовских или групповых мероприятий. На страницах чата, папы и мамы имеют возможность задать вопрос и получить консультацию узких специалистов: учителя – дефектолога, педагога – психолога, учителя - логопеда Всё это создаёт условия для 100- процентной вовлеченности родителей в образовательный процесс, а также формирует отношение к группе, как своеобразной «семье» с общими интересами, проблемами, радостями. Родители более охотно откликаются на наши просьбы, активно участвуют не только в выставках и смотрах – конкурсах, проводимых на базе нашей Организации, но и в областных и общероссийских проектах. Благодаря активной поддержке и помощи родителей, наша группа неоднократно становилась лауреатом и дипломантом разнообразных конкурсов, викторин, выставок. Так, ежегодно мы принимаем участие в региональном конкурсе творческих работ воспитанников коррекционных – образовательных организаций Тульской области для детей с нарушениями зрения «Юный иллюстратор и умелец». И хотя мы отправляем на конкурс коллективные работы, выполненные в группе, но только активное участие в голосовании наших родителей, выводит нас в число лидеров. Только заинтересованность родителей и активная их помощь помогла воспитаннику нашей группы, сначала пройти отборочный тур, а потом занять призовое место в Конкурсе творческих работ обучающихся Тульской области «Загадки природы Тульского края, посвященного Дню защиты Земли. Его исследовательская работа «Летучие мыши Тульской области и правила взаимодействия с ними» заняла второе место. Несмотря на то, что в этом учебном году мы набрали новую группу и сейчас работаем с малышами, но нам уже удалось вовлечь наших новых родителей в жизнь нашей ОО. Всего полгода прошло, а мы уже плодотворно поучаствовали в конкурсе «Ценности нашей семьи», и теперь , в архиве группы победа в номинации «Газета», а также дипломы в номинациях «Медиа», «Плакат». Мы активно поддерживаем движение эколят, и, буквально, меньше месяца назад, работа наших родителей для всероссийского конкурса игрушек – кормушек «Эколята – друзья пернатых», успешно пройдя муниципальный этап, была отправлена на региональный.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития, поэтому находящийся рядом взрослый – родители и педагог - должен стать координатором информационного потока. Нравственное воспитание осуществляется с помощью различных средств и методов. Одним из таких современных средств является видеотехнология. В своей работе мы активно используем видеотехнологию для предъявления детям учебного материала: иллюстраций; фотографий; анимации; вопросов и заданий и т.д. Есть возможность самостоятельно создавать необходимые материалы, планировать их применение по личной программе, оптимизируя тем самым, познавательную деятельность старших дошкольников.
Одна из новых форм работы предполагает совместное создание видеороликов. Нам очень нравится эта форма работы, мы активно использовали её в работе со старшими детьми. Были отсняты ролики – поздравления для мам и бабушек к 8 марта, ролик ко Дню дедушек и бабушек. Поздравительный ролик ко Дню матери, мы сняли в форме интервью, причём в роли журналиста – интервьюера выступил тоже ребенок; был снят клип к Всемирному дню домашних животных, материал для которого предоставили не только все дети группы, но и мы, воспитатели. Совместно с музыкальным руководителем, мы приняли участие в просветительской акции «Великая поступь Победы» и сняли ролик под девизом «Победа в сердце каждого», И, конечно же, финальным нашим мини – фильмом, стал ролик «До свидания, детский сад», который был показан на выпускном утреннике родителям. Созданные совместными усилиями клипы, несут большой воспитательный потенциал, они способствуют воспитанию культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общения, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к семье, Родине, её истории; они способны дать наиболее сильный эмоциональный эффект, надолго отложиться в памяти детей, а главное получить педагогам максимально эффективную обратную связь. Нам было очень приятно, когда от родителей выпускников мы получили в подарок видеофильм «Однажды в Сказке», который был создан совместно с детьми, также в форме интервью.
Ещё одной из эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам нравственно- патриотического воспитания мы считаем проектный метод и активно используем его в своей работе. Проектный метод обеспечивает активное взаимодействие педагогов, родителей и детей. Он включает в себя совместную деятельность, что позволяет эффективно решать возникающие воспитательные задачи. В рамках проекта родители могут быть соучастниками в образовательном процессе, вырабатывать с педагогами общие цели и задачи, а также взаимодействовать в процессе реализации проекта. Данный метод способствует вовлечению семьи в жизнь дошкольной организации, развитию позитивной образовательной среды и партнерским отношениям между родителями, педагогами и детьми. А это в свою очередь, напрямую отвечает за формирование у ребенка таких нравственно - патриотических качеств, как любовь к своей семье, к детскому саду, к своей малой Родине, к своим товарищам по группе. Все вместе мы рисуем, клеим, проводим конкурсы семейного творчества («Новогодняя сказка», «Космические путешествия», «Осенние фантазии»; проекты «Герб моей семьи». «Рукотворная книга», «Профессии наших пап», «Профессии наших мам», и многие другие. Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.
Есть в нашей жизни события, которые переполняют душу радостью, гордостью и счастьем за всех людей, за свою страну. Главное из них – это День Победы. С целью воспитания у детей нравственно-патриотических чувств и гордости за подвиг своего народа, уважения и благодарности к ветеранам и героям войны в нашей ОО, всероссийская акция «Бессмертный полк» прошла в формате «Окна Победы». Семьи наших воспитанников изготовили и принесли штендеры с фотографиями ветеранов; подготовили рассказы о своих героях. На тематическом занятии, были выслушаны все истории, а затем, портреты героев, окаймленные летящими ввысь журавлями, украсили окна.
Любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, ее армией, людьми труда и науки. Уже традиционно, наши воспитанники принимают участие в физкультурно- образовательном фестивале «ДРОЗД» (Детям России Образование Здоровье Духовность), который воспитывает у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины: выдержку, находчивость, смелость, взаимопомощь, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях. Данное мероприятие проводится среди ДОО района в предверии празднования Дня Защитника Отечества. И здесь наши родители не остаются в стороне: предварительные тренировки по заданию инструктора ФК дома, подготовка и моральная поддержка во время соревнований. И как результат общих усилий, наша команда «Искорка» занимает призовое 3 место. Незабываемые моменты, которые останутся в сердцах на долгие годы.
В дошкольном возрасте закладывается основа физического развития, здоровья и характера человека в будущем, поэтому в прошлом учебном году, наши «подготовишки» подготовились и успешно сдали нормы ГТО в своей возрастной группе. К подготовке к этому важному мероприятию также привлекали родителей: выпустили консультацию о истории возникновения ВФСК ГТО, инструктор по ФК изготовила специальные информационные буклеты, которые мы также представили родителям для изучения. Программа ГТО вдохновляет и объединяет людей, способствуя укреплению здоровья нации и повышению уровня физической активности в обществе. Символично, что вскоре после проведения «Первого шага ГТО», бабушка одного из наших спортсменов также успешно прошла испытания в своей возрастной группе. И это тоже является дополнительной мотивацией для детей, дополнительным стимулом вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом, стремиться к победе и не сомневаться в своих силах. Мы хотим, чтобы наши дети выросли сознательными людьми, которые любят свою Родину, гордятся историческим прошлым своего народа, его культурой.
Выпускники нашей группы, это сегодняшние первоклассники. Теперь они учатся не только в разных классах, но и в разных школах района. Но, благодаря нашим родителям, группа «Сказка» продолжает жить!!!! Вот уже третий раз, во время школьных каникул, они организуют «встречи выпускников», на базе проводимых в городе детских мастер – классов. Ребята получают возможность не только встретиться и весело провести время, но и провести его познавательно и с пользой, учась готовить пиццу, расписывая пряники, нанося рисунки на футболки. И эти встречи происходят не по принуждению, а по потребности: дети скучают по друзьям, по детскому саду, а родители поддерживают их в желании встретиться со «старыми» друзьями. Это позволяет нам думать о том, что наши усилия не пропали даром, мы достигли поставленной перед собой цели: воспитание любви к родителям, близким, семье, дому, детскому саду, малой Родине. А результатом проводимой нами работы для родителей стало то, что в лице педагогического коллектива родители обрели важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления компетентного родительства в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами воспитания любви к семье;
родители пришли к выводу, что совместная с ребенком деятельность, будь то участие в тематических выставках, совместных детско – родительских проектах и т.д) способствует установлению доверительного общения, формирует гармоничные взаимоотношения в семье. Маленький ребенок осознает себя частью своей семьи, испытывает добрые и теплые чувства к своим родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...

Консультация для воспитателей.Форма работы с родителями по воспитанию у детей чувства- патриотизма
Консульация для воспитателей. Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства-патриотизма...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»
Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...

«Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»
консультация для воспитателей «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»...

