Консультация – диалог для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления и способности к научно - техническому творчеству дошкольников, начиная с младшего возраста, через Лего-конструирование»
материал

Кузнецова Александра Александровна

«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

А от латинского слова термин «конструирование» (construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – диалог для педагогов

«Развитие предпосылок инженерного мышления и способности к научно - техническому творчеству дошкольников, начиная с младшего возраста, через Лего-конструирование»

Подготовили: Кузнецова Александра Александровна

Герасимова Оксана Валерьевна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего-конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Задачи:

  • сформировать у участников мотивацию на использование лего - конструирования для развития предпосылок инженерного мышления;
  • вызвать у педагогов желание использовать в своей практической деятельности современные средства развития инженерного мышления детей.

Теоретическая часть.

Задачи: Обосновать актуальность данного направления работы как средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам и школьникам предстоит: – работать по профессиям, которых пока нет, – использовать технологии, которые еще не созданы, – решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.

По Т.В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии.

На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе:

1.Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.

2.Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе организации различных видов детской деятельности.

3.Необходимо осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Обратимся к толковому словарю русского языка:

«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь». А от латинского слова термин «конструирование» (construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

1.Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы: (пластины, кирпичики, полукубы, призмы, трехгранные, цилиндры, брусочки, арки, куб).

2.Что можно отнести к плоскостному конструированию (танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы).

3.Какой смысл вы вкладываете в понятие конструирование?

Ваше определение конструирования? (Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)

1.Какими способами конструирования из строительного материала владеют дети ваших возрастных групп? (накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину)

2.Какие виды заданий детям вы используете в работе? (постройка по образцу, постройка по условию, постройка по замыслу, теме, схеме, чертежу).

3.Какие методы и приемы способствуют развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности? (выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевой игре и др).

4.Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми)

Выделите основные приемы конструирования по возрастам:

Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.

Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото и чертежу, схеме.

Кроссворд «Знаток конструирования»

По горизонтали:

1. Головоломка, состоящая из плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

5. То, что построено; сооружение, здание, строение.

7. Чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия и соединения или связи между ними.

8. Игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.

9. Пробный, показательный экземпляр чего-либо.

По вертикали:

2. Это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета.

3. Нечто задуманное, замысленное, как цель работы, деятельности.

4. Детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов.

6. Серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов, популярный во всем мире.

Заключение: Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Интернет – источник:

  1. http://ds-chern.ekb.prosadiki.ru/media/2021/02/10/1247703470/Mil_kova_L.V._PEDSOVET_delovaya_igra.pdf 

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...

Взаимодействие с семьями обучающихся по развитию предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на районном семинаре по теме: Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»по теме: «Взаимодействие с се...

Программа «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»

Программа«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлеченияв научно – техническое творчество дошкольников,через образовательные модули»...

Проект «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»

Проект«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»...

Программа «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»

Программа«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлеченияв научно – техническое творчество дошкольников,через образовательные модули»...