Мнемотехника как метода развития мышления.
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника как метода развития мышления.
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon- искусство запоминания) — «совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)». Принципом мнемотехники является замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в память различных типов для упрощения запоминания.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.
В. А. Козаренко дает определение, которое, по его мнению, наиболее точно отражает современную мнемотехнику. Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти».
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида:
‒ образную (воспринимаемые человеком зрительные образы);
‒ речевую (воспринимаемая устная речь и читаемые тексты);
‒ точную (сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью: телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения).
В детском саду трудно обучить детей рациональным приемам запоминания. Педагогу необходимо организовать образовательный процесс, используя основные правила мнемотехники в ее педагогическом потенциале:
‒ Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.
‒ Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.
‒ Запоминание лучше происходит в перекодированном виде, а не в том, в котором представлено.
‒ Лучше запоминается то, что хорошо осознано.
‒ Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать, принять как личностно значимое.
На сегодняшний день существует много методов мнемотехники.
Л. Е. Белоусова обобщила и сформулировала основные методы мнемотехники, используемые в образовательном процессе учебных заведений:
- метод «крокирования» (от франц. croquis — чертеж, схема, набросок);
- метод, использующий образное мышление — запоминание по образу и подобию (эйдетизм);
- метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
- метод трансформации (превращения);
- метод Цицерона;
- метод опор.
Разберём самые распространённые из них.
Метод Цицерона, или «Дворец памяти»
Это приём мнемотехники, в котором мысленно нужно разместить элементы информации в хорошо знакомом пространстве, например в своей квартире или на дороге до работы. Каждый предмет или угол становятся «якорем», к которому прикрепляется нужная информация.
Допустим, человеку нужно запомнить список продуктов: яйца, сыр, яблоки, молоко. Для запоминания можно представить их в собственной квартире:
● на коврике у входа лежит гигантское яйцо;
● на полке в прихожей — куб сыра;
● на подоконнике — яблоки вместо цветов;
● в ванной вместо воды — молоко.
Чем нелепее образ, тем сильнее он врезается в память. Эта мнемотехника особенно полезна для запоминания длинных списков, речей или сложных последовательностей.
Аббревиатуры и акронимы
Это упражнение предполагает создание слов, фраз или предложений из первых букв понятий, которые нужно запомнить. Приём особенно популярен в учёбе, IT и науке.
Пример такой мнемотехники: ABCD — алгоритм первой помощи. Аббревиатура используется, чтобы быстро вспомнить порядок действий при оказании экстренной медицинской помощи, например при остановке дыхания или потере сознания:
● A — Airway (проходимость дыхательных путей);
● B — Breathing (дыхание);
● C — Circulation (кровообращение);
● D — Disability (оценка неврологического статуса).
Иногда добавляют ещё E — Exposure (осмотр всего тела).
Рифмы и ритмы
Ритмичные строки или стишки легко запоминаются, потому что активируют слуховую память. Они хорошо работают даже в сложных темах, где важна последовательность или формулировка.
Например, такой стих помогает запомнить последовательность цифр в числе Пи (π = 3,1415926):
Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть:
«Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть».
Образные связки
Суть этого метода мнемотехники — соединять два элемента в образ: слово, термин, значение или визуальную ассоциацию. Чем ярче и нелепее сцена, тем лучше работает техника.
Допустим, французское слово pomme — «яблоко» — можно связать с таким образом: на помятом яблоке сидит крошечный гном с флагом Франции. Он поможет для запоминания слова на французском.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Рассмотрим процесс работы мнемотехники подробнее. Итак, информация кодируется, закрепляется, а потом при необходимости извлекается из памяти.
1. Кодирование. С помощью разных приёмов мнемотехника преобразует абстрактные данные в визуальные, звуковые или кинестетические ассоциации. Это своего рода конспектирование образами.
Пожалуй, самый известный пример буквенного кода — мнемоническая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которую применяют, чтобы по первым буквам слов запомнить расположение цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Ещё одна популярная мнемоническая фраза — «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». С её помощью можно быстро запомнить суть термина из геометрии — благодаря рифме и интересному образу.
2. Создание ассоциаций. Для успешного запоминания важно связывать новую информацию с уже известной. Чтобы сделать это, нужно создать яркий образ или эмоциональную связь.
3. Закрепление новой информации. После кодирования и создания ассоциаций информацию нужно закрепить, то есть сохранить в памяти. Для этого материал важно повторять и активно использовать. Ведь если время от времени не обращаться к выученному, мозг сочтёт его не слишком важным, и оно забудется.
4. Декодирование - извлечение информации из памяти. Воспоминание о закодированной информации происходит легче, если она была связана с сильными визуальными или эмоциональными образами. Это позволяет мозгу быстрее находить нужные данные в долговременной памяти.
Какая польза от мнемотехники для детей.
Преимуществ от данной техники множество, например:
Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Представления об окружающем мире расширяются.
Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
Раскрываются творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов дошкольных учреждений....

Мнемотехника как метод развития познавательно – исследовательской деятельности детей с ОВЗ
Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)....

Мнемотехника как метод развития речи ребенка
Мнемотехника - система методов и приемов, обечпечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизвведение информации....

Консультация "Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольников".
Консультация "Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольника"....

«Мнемотехника как метод развития речи дошкольников»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. На сегодня...

Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...
Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
