Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Консультация для родителей

«Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»


«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

Речевое развитие - это одно из важных направлений образовательнойдеятельности,стержень полноценного формирования личности. Овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач всестороннего развития ребенка в максимально сензитивный период.

Младший дошкольный возраст- это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

На четвертом году жизни в речевом развитии ребенка наблюдается:

  • стремительное увеличение объема как пассивного, так и активного словарного запаса (не только количества существительных и глаголов, но и других частей речи);
  • особый интерес и чувствительность к слову (внимательное прислушивание к новым словам, осознание звукового состава речи и элементов грамматического строения);
  • стремление правильно произносить слова, свободно строить простые предложения.

Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, получает возможность общаться с другими людьми.

Проблема речевого развитиядетейдошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, имеетпрактическую значимость, так как процент детей с различными речевыминарушениямистабильновысокий. Анализ реальной ситуации в аспекте речевого развития  детей  младшего дошкольного возраста показывает типичные проблемы:

  • недостаточный словарный запас;
  • низкий уровень речевой активности;
  • недостаточно развиты навыки связной речи;
  • недостаточно развиты психические процессы (мышление, память, воображение и др.);
  • отсутствиенавыковкультуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость и темп голосаи т.д.;

Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Передпедагогами стоит важная задача - сделать образовательную деятельность по развитию речи интересной, занимательнойи, конечно же, развивающей.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике.Использованиепедагогических технологий открывает новые возможности развития детей. Одной из таких технологий является «Мнемотехника».

«Мнемотехника» от греческого «mnemonikon» - означает «искусствозапоминания».«Мнемотехника»- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, хранение и воспроизведение информации. Мнемотехника основана на замещении реальных объектов абстрактными, обобщенными графическими моделями, графиками, чертежами, условными знаками.

Кроме того, младший дошкольный возраст - это возраст   чувственного   познания окружающего,период яркого восприятия речи. Ребенком продуктивно усваивается то,чтозатрагиваетего эмоции, что интересно ему. 

Таким образом,для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово с содержанием,связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями, что и позволяет сделать «мнемотехника».

Мнемотехника предполагаетзнакомствососновнымиэлементами:

  • мнемоквадратами;
  • мномодорожками;
  • мнемотаблицами;

Работа  с детьмивыстраиваетсяот простого  к  сложному – от работы с простейшими мнемоквадратамидо последовательного перехода до мнемодорожеки далее мнемотаблиц. Начинать занятия следует с самых простых мнемоквадратов с изображением понятных для восприятия картинок. Выглядят они, как простые изображения, означающие предмет или действие, характеристику предмета или события.В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются мнемоквадраты, обозначающие игрушки, животные, овощи, фрукты, времена года, посуда и т.д.

Далее мнемоквадратывыстраиваютсявмнемодорожку.


Наиболее эффективным методом  при знакомстве детей с мнемоквадратами и мнемодорожкамиявляется игра. Детям предлагаются игры: «Подскажи словечко», «Найди пару» и др.

Мнемодорожкиможно выстроить по любой лексической теме (о животных, игрушках, одежде, овощах и фруктах, о временах года и т.д.)

Мнемодорожкиэффективно использовать при разучивании потешек, стихов, загадок. Так же при помощи мнемодорожек, малышам наглядно демонстрируютсяалгоритмы процессов умывания и одевания. Глядяна схемы, дети воспроизводят полученную информацию, легко ее запоминая.

При знакомстве с более содержательным материалом (составлениеэлементарныхописательных рассказов, пересказ сказок, разучивание стихов, правил и др.)эффективно использование мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, состоящая из последовательно расположенных изображений, символов, в которых зашифровано содержание текста.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её

помощью;
- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
- соответствовать уровню развития детей;

- для детей младшего дошкольного возраста рекомендуемое количество мнемоквадратов в мнемотаблице - шесть.

        Мнемотаблицы могут быть:

        - предметные;

        - предметно-схематические;

        - схематические.

Работасмнемотаблицамиосуществляетсяв два-триэтапа:

1 этап - рассматриваниетаблицыи разбор того, что на ней изображено.

2 этап - перекодирование информации (предметно-схематическая, схематическая мнемотаблица), т.е., преобразование абстрактных символов в образы.

        3 этап - пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (в младшей группе с помощью воспитателя).

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Еще одна разновидность мнемотехники - это коллаж.

Коллаж - это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки.Главная задача - соединить, т.е. связать все картинки между собой. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.Далее составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст- с помощью педагога).Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Этот учебный материал позволяет решить задачи:

- закрепление различных методов запоминания;

- развитие фотографической памяти;

- расширение словарного запаса, образного восприятия;

- развитие связной речи.

Использование мнемотехники - это, прежде всего, начальная «пусковая», значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. В комплексе необходимо проводить и другую работу по развитию речи, например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Преимущество  «мнемотехники» -  возможность использования методов и приемов как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и всамостоятельнойдеятельности воспитанников (пересказ, инсценировки, игры-драматизации и др.).

«Мнемотехнику» можно использовать:
- для ознакомления детей с окружающим миром;
- при заучивании стихов;
- при пересказах художественной литературы (знакомых сказок);
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- для обогащения словарного запаса;
- при воспитании культурно-гигиенических навыков;
- при воспитании навыков самообслуживания;
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Необходимость использования «мнемотехники» в развитии детей младшего дошкольного возраста неоспорима. Использование приемов данной технологии открывает для педагогов огромные возможности для творчества в образовательной деятельности, даёт возможность детям усваивать материал легко и быстро.

Целенаправленное систематическое использование «мнемотехники» в образовательной деятельности обеспечивает положительную динамику речевого развития воспитанников.

У  воспитанников    наблюдается  интерес  к  заучиванию  стихов  и  фольклорных  произведений, расширился  круг  знаний  об  окружающем  мире.  У большинства детей отмечаетсяпреодолениеробости,застенчивости, появилась  уверенность, развиваются  коммуникативныенавыки. Достаточно  хороший  уровень  развития  речи воспитанников помогает  общению, облегчает процесс социализации.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ.Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как ...