Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
АННОТАЦИЯ.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь- диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabota.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Речь это форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает формирование и формулирование мыслей, а также восприятие языковых конструкций.
Но, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют определенные проблемы в данном разделе работы. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, это неспособность построить грамматически правильно распространенное предложение, это бедность речи.
Театрализованная игра является самым доступным для ребенка по овладению и развитию речи, так как игра - ведущий вид деятельности, ребенок в игре познает мир. Театрализация дает возможность раскрепоститься, ликвидировать стеснение, развивает память, учит диалогу речевого общения и межличностным отношениям
В данной работе рассматриваются вопросы по развитию речи у младших дошкольников через театрализованную игру.
Воспитатель
МДОУ «Детский сад № 94»
Емцева Татьяна Николаевна
г. Санкт-Петербург
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. АННОТАЦИЯ
2. ВВЕДЕНИЕ
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АННОТАЦИЯ.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
ВВЕДЕНИЕ
Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Конечно общению нужно обучать и не как принято в более старшем возрасте, а начиная уже с младшего дошкольного возраста и конечно в этом поможет игра. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. В ней формируется эмоционально-насыщенная речь, развивается творчество.
Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны воспитанников. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
Театрализованная деятельность организована: в утреннее и вечернее время;в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.); как специальные занятия по развитию речи и чтению художественной литературы.
Чтобы работа по развитию диалогической речи проходила более эффективно, желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
В зоне театрализованной деятельности есть разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения, шапочки, маски героев сказок, хвостики и ушки животных для театрализации знакомых сказок.
При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Из многообразия средств выразительности рекомендуется имитировать характерные движения сказочных животных. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
При обучении детей средствам речевой выразительности используем знакомые и любимые сказки.
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи
Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда при нас. Ребенок одевает кукол на пальцы, и действует сам за персонажа, находящегося на руке. В процессе действия ребенок двигает пальцами, проговаривая текст сказки, потешки или стихотворения.
Театр Петрушки часто называется театр бибабо. В нем используются куклы перчаточного типа: кукла внутри полая, она одевается на руку, при этом в голову куклы можно поместить указательный палец, а в рукава костюма - средний и большой палец. Остальные пальцы находятся прижатыми к ладони.
Магнитный театр - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.
Шагающие куклы - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать.
Настольный театр (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки.
Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу.
Наборы резиновых игрушек – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок.
Сюжетные матрешки – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказок: «Три медведя», «Колобок», «Репка» и др. Ключевым аспектом деятельности воспитателей в процессе приобщения ребенка к театрализованным играм, является планомерное расширение игрового опыта путем освоения разновидностей театра.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Большое влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно-эстетическое восприятие и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»
Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...
Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка:«Мнемотехника – метод развития речидетей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...