Главные вкладки

    Проект "Мнемотехника" — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
    материал

    Махмудова Мария Николаевна

    Мнемотехника

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_mnemotablitsa.docx18.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.

    Махмудова М.Н., Порутчикова А.А.

    Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

    Тип проекта: Долгосрочный.

    Срок реализации проекта: Сентябрь 2018 -май 2019 г.

    Цель: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

    Актуальность проекта:

     Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

    Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

    Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

    Значение метода мнемотехники.

    Возможность использования в нескольких областях – интеграция

    Использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат;

    Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;

    Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.

    Задачи проекта:

    1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

    2. Создать материальную базу для использования мнемотехники

    3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;

    4. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

    5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;

    Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи воспитанников младшей группы.

    Этапы реализации проекта :

    • I Подготовительный (октябрь -ноябрь)

    • II Внедренческий (декабрь-апрель)

    • III Результативный (май)

    Подготовительный (октябрь-ноябрь)

    • Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей

    • Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в МБДОУ.

    • Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)

    • Диагностика начальная

    Внедренческий (декабрь-апрель)

    • Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)

    План

    1 Тема «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). октябрь ННОД работа с микрогруппами

    2 Тема «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы.» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами  мнемоквадраты, мнемотаблицы

    3 Тема «Заучивание стихотворения «Рябинка» ноябрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица

    4 Тема «Пересказ сказки «Курочка Ряба» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты

    5 Тема «Заучивание стихотворения «Шапка» декабрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица

    6 Тема «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!» декабрь ННОД, работа с микрогруппами, индивидуально. мнемотаблица

    7 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка» январь ННОД, работа с микрогруппами мнемотаблица

    8 Тема «Составление рассказа о птицах» февраль ННОД, индивидуально мнемодорожка

    9 Изготовление и использование тактильных дорожек ноябрь-апрель Индивидуально.

    10 Тема «Составление рассказа о времени года весна» март ННОД мнемодорожки

    11 Составление рассказа о животных (домашних, диких) апрель ННОД, индивидуально мнемодорожки

    12 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса», апрель ННОД, работа с микрогруппами мнемодорожка

    • Разработка конспектов ННОД по развитию речи с использованием мнемотехники

    • Использование в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов,

    • Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников

    С воспитанниками

    Использование для обучения детей связной речи такие виды мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, мнемоквадраты.

    Работа с родителями

    • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

    • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»

    • Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

    • Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов

    Заключительный (Май)

    • Проведение итоговой диагностики

    • Обобщение и распространение полученных результатов

    В результате

    • Создана материальная база для использования мнемотехники

    • Разработаны конспекты непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

    • Повысился уровень педагогического мастерства

    • Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу, по правилам, по инструкции

    • У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира

    • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

    • Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей

    Вывод

    Использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

    Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

    Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

    «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

    Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

    "Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

    В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

    Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

    РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

       В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...