Проект "Мнемотехника" — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
материал

Махмудова Мария Николаевна

Мнемотехника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotablitsa.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Махмудова М.Н., Порутчикова А.А.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Тип проекта: Долгосрочный.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2018 -май 2019 г.

Цель: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

Актуальность проекта:

 Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Значение метода мнемотехники.

Возможность использования в нескольких областях – интеграция

Использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат;

Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;

Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.

Задачи проекта:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2. Создать материальную базу для использования мнемотехники

3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;

4. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;

Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи воспитанников младшей группы.

Этапы реализации проекта :

• I Подготовительный (октябрь -ноябрь)

• II Внедренческий (декабрь-апрель)

• III Результативный (май)

Подготовительный (октябрь-ноябрь)

• Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей

• Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в МБДОУ.

• Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)

• Диагностика начальная

Внедренческий (декабрь-апрель)

• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)

План

1 Тема «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). октябрь ННОД работа с микрогруппами

2 Тема «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы.» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами  мнемоквадраты, мнемотаблицы

3 Тема «Заучивание стихотворения «Рябинка» ноябрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица

4 Тема «Пересказ сказки «Курочка Ряба» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты

5 Тема «Заучивание стихотворения «Шапка» декабрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица

6 Тема «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!» декабрь ННОД, работа с микрогруппами, индивидуально. мнемотаблица

7 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка» январь ННОД, работа с микрогруппами мнемотаблица

8 Тема «Составление рассказа о птицах» февраль ННОД, индивидуально мнемодорожка

9 Изготовление и использование тактильных дорожек ноябрь-апрель Индивидуально.

10 Тема «Составление рассказа о времени года весна» март ННОД мнемодорожки

11 Составление рассказа о животных (домашних, диких) апрель ННОД, индивидуально мнемодорожки

12 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса», апрель ННОД, работа с микрогруппами мнемодорожка

• Разработка конспектов ННОД по развитию речи с использованием мнемотехники

• Использование в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов,

• Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников

С воспитанниками

Использование для обучения детей связной речи такие виды мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, мнемоквадраты.

Работа с родителями

• Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»

• Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

• Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов

Заключительный (Май)

• Проведение итоговой диагностики

• Обобщение и распространение полученных результатов

В результате

• Создана материальная база для использования мнемотехники

• Разработаны конспекты непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

• Повысился уровень педагогического мастерства

• Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу, по правилам, по инструкции

• У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира

• Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

• Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей

Вывод

Использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ.Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как ...