Консультация для воспитателей. «Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников».
консультация

Носоченко Наталья Анатольевна

Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников».

   Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития  социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.  

  Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления  с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

  Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей,  приобщение их  к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  В связи с этим  можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

   Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

- использование в практике работы здоровье сберегающих образовательных технологий;

- реализация общеобразовательной программы;

- обогащение предметно-пространственной среды.

  Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

  Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

1. Требования  к основным компетенциям педагога:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей;

- установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

- организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.

Младший дошкольный возраст

- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- организация сюжетных игр;

- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- игры с моделированием;

- литература и игра (чтение).

Средний дошкольный возраст:

- организация сюжетно-ролевых игр;

- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.  

Старший дошкольный возраст:

- ситуационные задачи, их широкая вариативность;

- использование метода проектов;

- использование метода коллекционирования;

- использование театрализованной деятельности;

- использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);

- самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями:

- совместные образовательные проекты, а также семейные;

- вечера вопросов и ответов;

- родительские гостиные;

- совместное творчество родителей, детей и педагогов;

- творческие выставки и фотовыставки;

- тематические вечера и викторины;

- совместные досуги;

- мультимедийные презентации;

- совместное создание мини-музеев.

  Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:

- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучение умению слушать и слышать другого;

- развитие умения использовать в общении мимику, голос;

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

- обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

- формирование чувства симпатии между участниками общения;

- объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;

- обучение  детей умению владеть собой;

- развитие умения анализировать ситуацию;

- целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

   Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников».

   Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития  социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.  

  Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления  с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

  Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей,  приобщение их  к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  В связи с этим  можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

   Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

- использование в практике работы здоровье сберегающих образовательных технологий;

- реализация общеобразовательной программы;

- обогащение предметно-пространственной среды.

  Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

  Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

1. Требования  к основным компетенциям педагога:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей;

- установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

- организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.

Младший дошкольный возраст

- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- организация сюжетных игр;

- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- игры с моделированием;

- литература и игра (чтение).

Средний дошкольный возраст:

- организация сюжетно-ролевых игр;

- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.  

Старший дошкольный возраст:

- ситуационные задачи, их широкая вариативность;

- использование метода проектов;

- использование метода коллекционирования;

- использование театрализованной деятельности;

- использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);

- самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями:

- совместные образовательные проекты, а также семейные;

- вечера вопросов и ответов;

- родительские гостиные;

- совместное творчество родителей, детей и педагогов;

- творческие выставки и фотовыставки;

- тематические вечера и викторины;

- совместные досуги;

- мультимедийные презентации;

- совместное создание мини-музеев.

  Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:

- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучение умению слушать и слышать другого;

- развитие умения использовать в общении мимику, голос;

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

- обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

- формирование чувства симпатии между участниками общения;

- объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;

- обучение  детей умению владеть собой;

- развитие умения анализировать ситуацию;

- целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

   Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)

Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...

Семинар-практикум: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями  ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей. Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников.

Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников....

Консультация для воспитателей. Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные ...

Активная консультация для педагогов "Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников".

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...