Проект на тему: "Новогодние чудеса"
методическая разработка (средняя группа)

Зиборова Наталья Викторовна

Проект разработан для детей 4 - 5 лет. В ходе реализации проекта, с детьми проводятся различные мероприятия. направленные на то, чтобы дети смогли ответить на такие вопросы:

Откуда приходит Дед Мороз?

Почему украшают ёлку?

Какие есть песни на Новый год?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novogodnie_chudesa.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Новогодние чудеса»

Новый год – долгожданный и волшебный праздник, которого ждут и взрослые и дети. Предновогодние хлопоты, праздничная суета, украшение елки, письма Деду Морозу и ожидание чуда надолго остаются в нашей памяти. Воспитанники средней группы № 8 очень часто задавали вопросы: где живет Дед Мороз? Кто помогает ему с подарками? Почему надо украшать елку? Какие есть сказки? Почему снежинки кружатся? Чем пахнет Новый год? Чтобы помочь воспитанникам больше узнать о новогодних чудесах и традициях, воспитатели совместно с музыкальным руководителем подготовили и реализовали творческий проект «Новогодние чудеса».  

Участие детей в проекте поможет расширить кругозор воспитанников, максимально обогатить знания и представления о зиме, о праздновании Нового года, развить связную речь, образное мышление, даст возможность проявить свои творческие способности, активизирует музыкальную деятельность, а также воспитает у детей чувство коллективизма.

Цель проекта: 

Создание оптимальных условий для формирования представлений о Новом годе как о добром, веселом и волшебном празднике.

Задачи:

  • создать у детей жизнерадостное настроение;
  •  формировать интерес к активной творческой и физической деятельности;
  •  формировать представление о новогодних традициях;
  •  развивать у детей творческие способности;
  •  воспитывать у детей любовь к чтению, музыке, а также помощи взрослым;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • развивать чувство товарищества, соперничества, умения сопереживать и поддерживать друг друга. 

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Ожидаемый результат:

  • Умение рассказывать о Дедушке Морозе и Снегурочке;
  • Знание стихотворений и песен на зимнюю тематику;
  • Знание о зимних играх на улице;
  • Знание советских мультфильмов;
  • Участие в конкурсе-выставке «Новогодняя игрушка моей семьи»;
  • Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ход реализации проекта:

1 этап - подготовительный.

1. Разработка плана по реализации проекта, подбор методической литературы, иллюстративного и музыкального материала по данной теме.

2. Формирование списка тематических бесед (консультаций) с родителями:

• информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию в выставке новогодних поделок;

• консультация по новогоднему празднику «В поисках ягоды Снежиники»;

• рекомендации для родителей «Как одевать детей зимой».

3. Опрос детей методом трёх вопросов. Анализ результатов.

Что мы знаем?

Дед Мороз приносит подарки,

Надо украшать елку,

Песню про маленькую ёлочку.

Что мы хотим узнать?

Откуда приходит Дед Мороз?

Почему украшают елку?

Почему снежинки кружатся в вальсе?

Какие есть песни про Новый год?

С помощью чего узнаем?

Спросим у воспитателя и музыкального руководителя.

2 этап - основной.

Формы и методы реализации проекта:

  • рассматривание иллюстраций, картин с изображением новогодних сказочных героев, советских открыток;
  • составление описательных рассказов;
  • чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
  • проведение новогоднего праздника «В поисках Снеженики»
  • изобразительная деятельность по тематике: аппликация, рисование;
  • посещение музыкальной гостиной, слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс снежинок», беседа;
  • экспериментальная работа с водой и снегом;
  • проведение тематического развлечения «Пижамная вечеринка»;
  • изготовление печенья из песочного теста;
  • изучение музыкальных новогодних игр;
  • просмотр новогодних советских мультфильмов.

3 этап - заключительный:

  • выставка детских работ
  • электронный фотоальбом

Мероприятия осуществления проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Беседа «Новый год у ворот» (Приложение 1) - расширить знания детей о новогоднем празднике, познакомить с традициями празднования, воспитывать любовь и уважение традициям, учить говорить полными предложениями. Завершить беседу рисунком украшенной елки (дети показывают, какая у них дома елки).

2. Рассказ воспитателя о родине Деда Мороза (Приложение 2), его помощниках и внучке Снегурочки. Показать виртуальную экскурсию в Великий Устюг.

3. Познавательно-исследовательская деятельность. Таяние снега - подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла (варежка, батарея, рука).

4. Опыт: Снег сохраняет тепло» (Приложение 3) - показать детям, что снег сохраняет тепло, расширять кругозор, развивать способности к логическому мышлению, побуждать к исследовательской деятельности.

5. Трудовая деятельность. Уборка снега на участке - учить детей собирать снег в одном месте, сделать снежную гору.

6. Трудовые поручения: постройка снежной горки для куклы.

Образовательная область «Речевое развитие»

1.  Чтение русской народной сказки «Снегурочка», «Мороз Иванович» - продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к услышанному.

2. Чтение художественной литературы. «Серебряное копытце?» П. Бажов. Расширять кругозор детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из рассказа, найти в группе фрагменты сказки (украшенное окно).

3. Чтение стихотворения Я. Аким «Первый снег», Н. Некрасова «Снежок», А. Пушкина «Зимнее утро».

4. Заучивание стихотворений и песен, посвященных зиме - работать над выразительностью речи детей, учить использовать различные средства выразительности, передавая разные настроения и образы, развивать память, пробуждать интерес к поэзии.

5. Работа в уголке книги. Организация выставки на зимнюю тематику. Загадывание загадок о зиме (зимние явления природы, Новый год) - развитие логического мышления, памяти, внимания, обогащение и активизация словаря по теме.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.  Изучение зимних музыкальных игру «Снежный ком», «Снегоход», «Мы в поход идем с друзьями», «Санки». Развитие слухового восприятия, формирование умения самостоятельно выполнять движения с учетом текста песни, умение слышать двухчастную форму произведения и менять движения со сменами частей, умение двигаться в парах, не опережая музыку.

2.Просмотр советских мультфильмов в музыкальном зале с использованием ИКТ: «Ну, погоди!» - продолжать знакомство детей с зимними видами спорта (хоккей, лыжи); «Зима в Простоквашино» - расширять знания детей о зиме.

3. Посещение музыкальной гостиной, слушание произведения П. И. Чайковского «Вальс снежинок», беседа о содержании музыкального произведения (Приложение 4). Формирование навыков культуры слушания музыки, развитие эмоционального сопереживания, воображения, образного мышления.

4. Новогодний праздник «В поисках Снеженики» (Приложение 5). Побуждение детей активно участвовать в песнях, играх, танцах праздничного утренника, развитие творческих и артистических способностей детей, закрепление пройденного материала, формирование культуры поведения на массовых мероприятиях.

5. Тематическое развлечение «Пижамная вечеринка» (Приложение 6). Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, содействовать развитию положительных эмоций, способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота и др., воспитывать у детей чувство коллективизма.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование на тему «Что я попрошу у Деда Мороза» - учить детей использовать сформированные у них изобразительные навыки для отображения своих впечатлений, эмоционального отношения к изображаемому.

2. Аппликация из ватных дисков «Снеговик» - учить передавать образ снеговика.

3. Аппликация с элементами рисования «Рукавичка» - учить вырезать, делать отпечатки, развивать фантазию.

4. Изготовление печений из песочного теста – формировать представления о работе повара, формировать традиции группы, учить аккуратно готовить, четко выполняя инструкции.

5. Сюрпризный момент после тихого часа: подарки под елкой и следы Деда Мороза на лестнице – развивать воображение и фантазию, создать обстановку психологической разгрузки, развивать веру в чудо и волшебство.

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Игра «Снежки» - учить детей лепить из снега; развивать меткость и сноровку.

Итоги проекта:

        В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные мероприятия (викторины, беседы, музыкальные прослушивания), продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.

        У детей значительно повысился интерес и желание ждать Новый год, новогодние каникулы, встречу с Дедом Морозом, принимать активное участие в подвижных играх и забавах на прогулке.

      С целью повышения интереса к творческому, художественно-эстетическому развитию, необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Приложение 1

Беседа «Новый год у ворот»

Цель: формировать представления детей о новогодних традициях, о праздновании Нового года.

Задачи: расширить знания детей о новогоднем празднике, познакомить с традициями празднования, воспитывать любовь и уважение традициям, учить говорить полными предложениями. Завершить беседу рисунком украшенной елки (дети показывают, какая у них дома елки).

Ход беседы:

- Ребята отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

Что за праздник на дворе? Все во льду и серебре,

Елка важная стоит, от наряда вся блестит?

В гости Дед Мороз идет, наступает... Новый год

- Новый год – наш самый любимый праздник, его любят все и взрослые и дети. В новогоднюю ночь все ждут чудо и волшебство. Вы любите Новый год? Почему вы любите Новый год?

- Новый год – это старый праздник, его празднуют уже давно. Давным – давно Новый год праздновали в начале весны 1 марта, потом Новый год стали праздновать 1 сентября, когда дети начинали ходить в школу.
Но 300 лет назад царь Петр 1 приказал встречать Новый год зимой 1 января. Праздник всегда встречали ночью. Ровно в 12 часов ночи в Московском Кремле стреляли пушки, начинали звонить церковные колокола. Царь приказал, чтобы в домах ставили и наряжали елки, запускали фейерверки и дарили друг другу подарки. Царь Петр 1 приказал всем на Новый год наряжать елки. Раньше елки наряжали конфетами, хлопушками, свечами, яблоками и сладостями. (показать царя Петра, елку в СССР)

Физминутка.

-  Давайте мы с вами украсим нашу фетровую елочку и немного отдохнем! Расскажите, а как вы наряжаете ёлку? А кто нам дарит подарки на Новый год? Правильно, Дедушка Мороз. Появился он тоже давным-давно. Раньше его звали Морозко, Студенец или дед Трескун. (показать картинки)

- Он был не очень добрый и подарков не дарил. Насылал трескучие морозы. Следил за тем, чтобы люди топили печки и вовремя закрывали трубы.

- А потом он подобрел, у него появилась внучка … (как зовут внучку?). Правильно Снегурочка. А ещё у него есть волшебный Посох, с его помощью Дед Мороз творит волшебство. Как вы думаете, какое? (зажигает елочку, укрывает деревья…).

- А какая же одежда у Деда Мороза? (шуба, валенки, шапка, варежки…)?

- Ещё у Деда Мороза есть Мешок с подарками — считается, что он бездонный. Дед Мороз сам достает из него подарки, и никому его не доверяет.

- На чем же передвигается Дед Мороз? (Дед Мороз передвигается пешком, или на санях, запряженных тройкой лошадей, а ещё он любит лыжи).

- Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

Завершить, нарисовав украшенную елку.

Приложение 2

Рассказ о родине Д. Мороза. Виртуальная экскурсия

Ход занятия

- «Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся».

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки. Садитесь.

- Ребята! Сегодня на адрес нашей группы пришло письмо. Вот оно! Но от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за дедушка седой

С длинной белой бородой,

За спиной мешок тяжелый,

Сам с усами и веселый?

Он танцует и поет,

Всем подарки раздает.

- Как зовут его? - вопрос.

Ответ детей.

Показать картинку Д.Мороза.

- Ребята, Давайте откроем письмо и почитаем, что там написано:

«Дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости.»

- А вы знаете где живет Дед Мороз? Правильно, ребята, Дед Мороз живет на Севере. А знаете, как называется город? Этот город называется Великий Устюг-старинный русский город!

- А чтобы оказаться у Деда Мороза в гостях, в Великом Устюге, нужно крепко закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Крибле, крабле в Устюг мы попали».

ВКЛЮЧИТЬ Экскурсионный тур

- Посмотрите, ребята. Живет Дед Мороз вот в таком старинном доме, который называется терем. Скажите мне, пожалуйста, какой он, терем?

- В тереме 12 разных комнат. Самый большой – это тронный зал. Прямо посередине стоит наряженная елка и резной трон. На троне Дед Мороз восседает, гостей встречает. Еще, ребята, есть у Деда Мороза «Комната важных дел». Как вы думаете, почему она так называется? Дед Мороз читает там письма от детей и взрослых, готовит подарки. А вы знаете кто ему в этом помогает? Вы это узнаете, если отгадаете загадки.

С Дедушкой Морозом рядом,                 Дедушке Морозу помогает,

Блещет праздничным нарядом,                 Письма от ребят доставляет,

Нам загадки задаёт,                                 На голове железное ведерко,

Водит хоровод, поёт.                                 А вместо носика - морковка.

Из снежинок курточка,                                                 (Снеговик)

Это кто? (Снегурочка)

Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам немного повезет,

Орешек из руки у вас возьмет.

А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это - … (Белка)

Физминутка «Я мороза не боюсь»

- Продолжаем знакомиться с теремом Деда Мороза. Еще в тереме Деда Мороза есть спальня. В спальне стоит кровать. Она большая, деревянная, резная. На ней большая и мягкая перина. В голове кровати – солнце красное, а в ногах – месяц ясный. На кровати подушки сложены пирамидкой, их ровно семь – на каждый день недели своя подушка. На стене висит зеркало. Но оно не простое, а волшебное. В нем Дед Мороз видит все свои владения.

- Ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается. Заглянем в особую комнату: «Комнату желаний». Давайте закроем глаза и, под звон хрустального колокольчика, загадаем желание, и оно обязательно сбудется.

Узнать у детей, что они загадали.

 Приложение 3

Опыт «Снег сохраняет тепло»

Цель: побуждать к исследовательской деятельности.

Задачи: расширить представления детей о свойствах снега, воспитывать познавательный интерес к природе, развивать логическое мышление.

Ход опыта

- Найти на улице траву под снегом. Почему она зеленая? Снег ее согревал.

- Как так получается? Неужели снег может согреть? Давайте проведём опыт.

- Я взяла 2 бутылки с горячей водой. Давайте одну закопаем в сугроб, а вторую оставим просто так.

Дети закапывают. Предложить поиграть.

- Обратите внимание вода в бутылке начала стала очень холодной. Надо проверить бутылку в сугробе. Она теплая. Почему? Снег служит одеялом, сохраняет тепло и защищает от мороза.

- Снег охраняет от мороза землю, растения, цветы. Снег – будто покрывало, не только украшает, но и согревает.

Приложение 4

Конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

Цель: Развитие предпосылок целостного восприятия и понимания смысла произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Задачи:

  • Формировать навыки культуры слушания музыки; учить чувствовать характер музыки (таинственная, веселая, мелодии, темпе; высказывать свои впечатления о прослушанном; расширять представления о творчестве композитора П. И. Чайковского.
  • Развивать эмоции сопереживание музыкальному произведению; развивать воображение, образное мышление; музыкальные способности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
  • Воспитывать интерес к музыкально- художественной деятельности, эстетическую воспитанность.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за падающими снежинками.

Ход занятия:

- Ребята, а какое время года сейчас? (ответ детей) правильно, наступила зима!

Кружатся пушинки, на кусты, на дома

Падают снежинки.

Землю забелили, замели тропинки…

Падают, кружатся белые снежинки….

- Ой, посмотрите, и я поймала снежинку, но она не тает, наверно, она волшебная. Я знаю одного известного композитора, который написал музыкальную композицию про снежинки. Хотите узнать, кто этот композитор и что за композиция? (ответ детей)

- Дети, вы хотите совершить необычное путешествие? Как вы думаете, в какую страну нам надо отправиться, чтобы встретиться с музыкой? (В музыкальную).

- Ребята, посмотрите, у меня в руках портрет. Кто это к нам сегодня пришел?

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с композитором П. И. Чайковским и будем слушать произведение, которые называется «Вальс снежных хлопьев». Присаживайтесь удобнее. Послушайте внимательно, а по окончанию я задам вам вопросы.

Слушание фрагмента

П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

- Ребята, послушали внимательно произведение? Какой характер у этого произведения? (ответы детей) О чем рассказывает музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс снежных хлопьев»? (ответы детей) Правильно, музыка рассказывает о сказочном зимнем лесе, мелькание легких, волшебных, сверкающих снежинок. Расскажите, как рассказывает музыка? (ответы детей) Правильно, легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинок. В музыке передана картина сказочного леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятенное, но одновременно и светлое.

- Давайте еще раз прослушаем фрагмент. Какой у мелодии темп? (Ответы детей) Мелодия плавная темп спокойный, умеренный, ритм то медленный, то усиливается как от резкого дуновения ветра. Давайте мы с Вами еще раз послушаем произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» и вы в свободной форме подвигаетесь.

- Наше увлекательное путешествие в музыкальную страну закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой.

- Как называется музыкальное произведение, которое мы с вами слушали? Кто автор этого вальса? Понравилась ли вам музыка? Какие вы все молодцы! Я надеюсь, вам было интересно и весело! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: Новогодняя игрушка"

Данный материал будет интересен педагогам для ведения углублённой работы с детьми в д/с на туму "Новый год"....

Творческий проект на тему «Новогодние чудеса» для детей средней группы

Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Проект на тему "Новогодняя игрушка"

Краткосрочный проект в средней группе "Новогодняя игрушка"...

Проект на тему: "Новогодние истории"

Этот проект разработан на 2 месяца (декабрь- январь)....

Познавательно- творческий проект по теме: «Новогодняя елочка»

В данном проекте предлагается каждый день(начиная с 1 декабря), повесив игрушку на елочку, выполнять задания на зимнюю, новогоднюю тематику. И как вся елка будет увешана игрушками - значит наступает Н...