ПРОГРАММА ЧУДО ШАШКИ
методическая разработка (подготовительная группа)
Шашечные термины (ЗАНЯТИЕ №10-13)
Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске (a1-h8).
Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.
Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.
Простая — обычная шашка (не дамка).
Дамка — шашка, достигшая последнего ряда.
Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.
Бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.
Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.
Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.
Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.
Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.
Эндшпиль — 1) заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек, 2) позиция с малым числом шашек.
Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.
Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.
Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.
Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).
Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.
Распутье — положение, в котором простая, достигшая предпоследнего ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.
Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.
Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.
Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.
Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.
Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.
Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия шашка останавливает бьющую шашку.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ОППОЗИЦИЕЙ (ЗАНЯТИЕ №10-11)
Предположим, что в конце игры у каждого из противников осталось по одной шашке.
Белая простая еЗ; черная простая е5.
Очевидно, что в этом положении проигрывает тот, за кем очередь хода. Такое противостояние шашек, как показано в нашем примере, называется оппозицией. При помощи этого приема можно добиться победы.
Для того чтобы определить, в чью пользу оппозиция, надо рассчитать до конца свои ходы и ответы противника. Это легко сделать опытному шашисту. А вот начинающему шашисту такой точный расчет не под силу.
Может быть, существуют какие-нибудь признаки, по которым определяют без расчета в чью пользу оппозиция? Для ответа на этот вопрос рассмотрим позицию на диаграмме 2.

Очередь хода сейчас за белыми. Нетрудно установить, что оппозиция здесь в пользу черных. Вот у нас и готово одно из «правил».
Если белая и черная шашки расположены на одной вертикали, то начинающая сторона проигрывает. Но из этого общего правила есть исключение. В положении — белая простая b6, а черная простая b8 — белые выигрывают в любом случае при своем ходе или при ходе черных. То же самое происходит и в другой позиции, если белая простая занимает поле g1, а черная шашка — поле g3. Теперь независимо от очереди хода побеждают черные. Такое исключение носит название наивыгоднейшей оппозиции.
ГОРОДСКАЯ ПАРТИЯ (ЗАНЯТИЕ №16-17)
1. c3—d4 d6—c5 2. b2—cЗ (или 2. d2—c3) 2... f6—g5.
Такими ходами характеризуется одно из самых старинных начал — «городская партия».
Идея белых здесь — занять центр, а затем провести атаку на правом фланге противника. Черные строят свою игру на охвате (окружении) центральной позиции белых.
Учебный пример
1. c3—d4 d6—c5 2. b2—cЗ f6—g5 3. сЗ—b4 g5—h4 4. b4:d6 е7:с5 5. g3—f4 c7—d6 6. d2—c3 g7—f6 7. c3—b4 f8—g7? (Диаграмма 1.)

Черные сделали проигрышный ход. Теперь белые жертвой шашки подготовляют проведение решающей комбинации. Следовало играть 1... b6—а5 8. d4:b6 а5:с7 с равной позицией.
8. d4—e5! f6:d4 9. b4—а5 b8—с7 10. аЗ—b4! с5:аЗ 11. еЗ:е7 d8:f6 12. f4—g5 h6:f4 13. f2—g3 h4:f2 14. g1:e7. Черные сдались.
ОБРАТНАЯ ГОРОДСКАЯ ПАРТИЯ (ЗАНЯТИЕ №16-17)
1. сЗ—b4 f6—е5 2. e3—f4g7—f6 (или 2... e7—f6) 3. b4—а5 f6—g5 4. b2—сЗ g5:e3 5. d2:f4.
Применяется и такое разыгрывание: 1. сЗ—b4 f6—е5 2. еЗ—f4 g7—f6 3. d2—e3.
В «обратной городской партии» белые проводят план окружения центральной позиции черных. Идея, которую проводят черные в этом начале, такая же, как у белых в «городской партии». Черные должны стремиться создать крепкий центр, которому не страшны никакие ответы.
Учебный пример
1. сЗ—b4 f6—e5 2. e3—f4 g7—f6 3. b4—а5 b6—с5 (сильнее играть 4... f6— g5) 4. b2—сЗ c5—d4 5. c1—b2? (Диаграмма 2.)

Этот ход дает возможность черным решить партию в свою пользу. Они проводят комбинацию с проходом дамки.
5... h6—g5! 6. f4:h6 f6—g5! 7. h6:f4 d4—еЗ f2:f6 5. e7:c1 с выигрышем.
"КОЛ" (ЗАНЯТИЕ №16-17)
1. c3—d4 (или 1. сЗ—b4) 1... b6—а5 2. d4—c5 (или 2.b4—c5) 2... d6:b4 3. аЗ:с5.
Часто «кол» называют «дедушкой» всех начал. В шашечной игре он известен испокон веков. Название старинного начала связано с постановкой на втором ходу кодовой шашки на поле с5. Белая кодовая шашка долго стоит на этом поле, сдерживая силы противника. Попытки ликвидировать ее при помощи нападений приводят черных к большому ослаблению своего правого фланга и часто служат причиной проигрыша партии. Правильнее всего не обращать внимание на кол, развивать шашки своего левого фланга и пытаться окружить с двух сторон коловое построение белых. А если окружение не получилось, то в удобный момент ликвидировать кол при помощи размена. Только такой способ защиты приводит к равной игре.
Учебный пример
1. c3—b4 b6—а5 2.b4—c5 d6:b4 3. аЗ:с5 f6—g5 4. b2—сЗ g5—h4 5. c3—b4(чаще здесь играют 5. g3—f4 или 5. a1—b2) 5... а5:сЗ 6. d2:b4 g7—f6 7. a1—b2 f6—g5 8. b2—аЗ с7—b6? 9. b4—a5! b6:d4 10. e3:c5 h8—g7 11. c5—b6 a7:c5 12. g3—f4 g5:e3 13. f2:b6 (Белые использовали ошибку черных на восьмом ходу и начали атаку на правом фланге противника.) 13... g7—f6 14. e1—f2 f6—e5 15. a3—b4e5—f4 16. c1—d2 h6—g5 17. d2—c3 f8—g7 18. b6—a7 d8—c7? (Черные не дают белым сыграть 19. а5—b6, но не замечают комбинации.) (Диаграмма 1.)

19. а5—b6! с7:а5 20. f2—e3 f4:d2 21. c3:e1 а5:сЗ 22. e1—d2! c3:e1 23. g1—f2 e1:g3 24. h2:d6. Черные едались.
КОСЯК (ЗАНЯТИЕ №16-17)
1. c3—b4 f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5.
Этот дебют имеет большую и поучительную историю. Знаменитый московский игрок И. Селезнев (Хромой) уже в 1820—1830 годах применял его в своих партиях. Ему же принадлежат и первые исследования этого сложного начала. «Косяк» относится к закрытым началам. Тонкие маневры требуют очень точной игры. Незаметная ошибка через много ходов может привести к проигрышу партии. Теория этого начала до сих пор привлекает внимание многочисленных аналитиков.
Учебный пример
1. c3—b4f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5 4. b4—а5 g5—h4 5. сЗ— d4 h8—g7 6. d4:b6 а7:с5 7. a1—b2 b8—а7 8. f4—g5 h6:f4 9. e3:g5 d6—e5 10. g5—h6 c7—b6 11. a5:c7 d8:b6 12. b2—сЗ e5—d4 13. c3:e5 f6:d4 14. c1—b2 e7—d6 15. d2—c3 d4—e3 16. f2:d4 c5:e3 17. c3—b4? (Намного сильнее было играть 17. e1—f2 и после 17... g7—f6 18. f2:d4 d6—c5 19. h2—g3! c5:e3 20. g3—f4 e3:g5 21. h6:f4 c лучшеи игрой.) (Диаграмма 1.)

17... e3—d2! 18. e1:c3 b6—а5 19. g1—f2 g7—f6 20. f2—e3? h4—g3! 21. h2:f4 f6—g5, и белые сдались.
"ОТЫГРЫШ" (ЗАНЯТИЕ №18-19)
1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ c7—d6 3. c3—b4 b6—а5 4. d4:b6 а5:с7. (Можно и 4... а5:сЗ 5. d2:b4 а7:с5. Этот вариант называется «отыгрыш» с разменом вперед)
«Отыгрыш» — наиболее спокойное начало. Игра носит позиционный характер. В самом начале черные разменом назад ослабляют атаку белых на правом фланге, а в дальнейшем развивают свои шашки на левом фланге. Белые стремятся захватить центральные поля доски. Черные проводят активную игру на левом фланге и при возможности окружают центральную позицию белых. Главное для черных — вовремя развить свои шашки на левом фланге. Если они не успеют это сделать, то неизбежно попадут под атаку центральных белых шашек и тогда защита будет нелегкой.
Учебный пример
1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ c7—d6 3. c3—b4b6—а5 4. d4:b6 а5:с7 5. а1—b2 f6—е5 6. b2—сЗ а7—bб 7. b4—а5 e5—f4 8. g3:e5 d6:f4 9. e3:g5 h6:f4 10. сЗ—d4 g7—f6 11. f2—g3 f6—e5! (Черные временно жертвуют шашку и благодаря этому добиваются сильной центральной позиции.) 12. d4:f6 e7:g5 13. g3:e5 b6—с5 14. e1—f2 h8—g7 15. d2—e3? (Используя ошибку белых, черные осуществляют решающий прорыв на левом фланге белых. Следовало продолжать 15.f2—еЗ и после 15... с7—b6 16. а5:с7 b8:f4 17. h2—g3 f4:h2 18. еЗ—d4 с5:еЗ 19. d2:h6 с шансами на ничью.) (Диаграмма 1.)

15... с7—b6! 16. а5:с7 b8:d2 17. c1:e3 с5—b4! 18. аЗ:с5 g5—f4 19. e3:g5 g7—f6 20. g5:e7 f8:b4, и черные первыми прорываются в дамки
Тычок (ЗАНЯТИЕ №18-19)
Тычок — эффективная шашка, и умение пустить тычок в игру в нужный момент очень важно. Убедитесь в этом на примерах.
Шашки на белых на диаграмме 1 расположены лучше, в центре, но ход черных 1...сb6? резко ухудшает положение последних, так как последует 2. dc5 b:d4; 3. е:с5 d:b4; 4. а:с5. Анализировать эту позицию не будем, так как даже визуально ясно, у кого положение лучше.
1. …cb6
2. dc5? d:b4
3. a:c5 b:d4
4. e:c5


Белые на диаграмме 2 после 1.. .cb6 получили возможность поставить тычок, но делать этого не стоит, так как сейчас же последует два нападения черных на эту шашку, а защищает ее только одна шашка c1, то есть белые останутся без шашки.
ИГРА ПЕТРОВА (ЗАНЯТИЕ №18-19)
1. g3—h4 b6—а5 2. f2—g3 с7—b6 3. e3—f4 d6—c5.
Это начало часто называют «игрой по уголкам». Особенно оно популярно среди новичков. Начинающим шашистам кажется, что шашки, стоящие в центре доски, подвергаются нападению неприятельских сил со всех сторон. Другое дело, если шашка заняла бортовое поле. Но это не так.
Центральные шашки почти всегда сильнее бортовых.
В «игре Петрова» чаще всего построения позиции носят симметричный характер. Тонкие ловушки и внезапные комбинации с обеих сторон привлекают к этому дебюту даже мастеров. Впервые проанализировал это начало известный шахматист А. Д. Петров в своей книге.
Учебный пример
1. g3—h4 b6—а5 2. f2—g3 с7—b6 3. еЗ—f4 d6—с5 (проигрывает ход 3... f6—е5? из—за комбинации, найденной Петровым: 4. f4—g5! h6:f4 5. сЗ—d4 е5:сЗ 6. d2:b4 а5:сЗ 7. g3:a5X) 4. c3—b4 а5:сЗ 5. d2:d6 е7:с5 6. b2—сЗ b6— а5 7. c1—d2 d8—е7 (Намного сильнее было играть 1... а7—b6 8. g1—f2 b8— 3а7) 8. g1—f2 а7—b6 9. f2—e3 b8—а7? 10. сЗ—d4 а5—b4? (Ошибка. Теперь белые проводят комбинацию с попаданием их шашки на преддамочное поле.) (Диаграмма 1.) 11. d4—e5! f6:f2 12. d2—e3 f2:d4 13. f4—g5 h6:f4 14. g3:c7. Черные сдались. (Партия А. Пель — В. Филиппов.)

КОНКУРС ПО РЕШЕНИЮ КОМБИНАЦИЙ (ЗАНЯТИЕ №22)
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
ДАМКА ПРОТИВ ПРОСТЫХ (ЗАНЯТИЕ №42-43)
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
УДАР “ЛЕСТНИЦА” (ЗАНЯТИЕ №47-48)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
УДАР “ШЛАГБАУМ” (ЗАНЯТИЕ №47-48)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
УДАР «КАБЛУК» (ЗАНЯТИЕ №50-51)
|
|
|
|
|
|
УДАР «МОСТИК» (ЗАНЯТИЕ №50-51)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
УДАР «ТРАПЕЦИЯ» (ЗАНЯТИЕ №55)
|
|
|
|
|
|
План-конспект открытого урока «Шашки для малышей»
Кычкина Матрена Петровна педагог дополнительного образования по шашкам МБДОУ «ЦРР – детский сад №89 Парус» г. Якутска
Дата: ____________
Место проведения: МБДОУ «ЦРР – детский сад №89 Парус» г. Якутска
Время проведения: 30 минут
Оборудования и инвентарь:
· Демонстрационная шашечная доска,
· Шашки
· Шашечная доска
· Карточки
Цель: Пробудить интерес детей к шашечной игре.
Задачи:
1. Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры,
2. Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
3. Ознакомить приемами выигрыша: решение комбинаций.
Ход деятельности:
Приветсвие(2 мин)
Здравствуйте ребята, учиться играть в шашки можно в любом возрасте.
На самом деле правила игры в шашки достаточно просты, чтобы их понять и запомнить.
Я предлагаю вам вспомнить всё, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
- Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
- А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
- Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
I. Тайны шашечной доски(13 мин)
- Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
-Внимательно смотрим на доску и скажите доска какой формы?
(«Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »)
-А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
- Да, каждое поле имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру. (a,b,c,d,e,f,g,h)
Игра «Найди поле»
Воспитатель раздаёт детям карточки с адресом полей, а дети должны найти и поставить шашки в нужное поле.
Решение комбинации
Игра «Развитие памяти»
Воспитатель расставляет шашки на доску. Дети должны запомнить, где стоят шашки. Воспитатель убирает шашки с доски, а дети должны расставить позицию.
- Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка. (1 мин)
- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
фиолетовая – дети замирают,
жёлтая – прыгают,
красная – поднимают руки вверх.
II. Белые, черные шашки(1 мин)
Дети садятся друг против друга на шашечных досках и расставляют шашки.
- Тайны шашечной доски мы узнали, нам ещё нужно поговорить о шашках.
- На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
- По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
- Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
III. Правила игры, дети играют 1 партию (10-11)
- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомним правила, которые мы знаем.
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
IV.Вывод (2 мин)
Во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
- Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
- А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо шашек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
Вперёд, к победе!
Спасибо Вам, ребята. До свидания.
Рекомендуемая литература
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1988.
2. Герцензон Б.М, Напреенков А.А. Шашки - это интересно. – Л.: Детская литература, 1989.
3. Голосуев В.М. Древняя загадочная игра. Мир шашек. – СПб.: Интегра, 1997.
4. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: ФиС, 1990.
5. Злобинский А.Д. Комбинации в русских шашках. – Киев: Здоровье, 1985.
6. Куличихин А.И. История развития русских шашек. ‑ М.: ФиС, 1982.
7. Кычкин Н.Н. Уроки шашечной игры. – Якутск: Бичик, 2000.
8. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. – М.: ФиС, 1984.
9. Мамонтов А.В., Оерс И.Э. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России-СССР в 1827-1991 годах. – М., 2001.
10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебн. пособ. – М.: ФиС, 1977.
11. Цирик 3.И. Шашечный эндшпиль. – М.: ФиС, 1959.
12. Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций. Русские шашки. – М.: ФиС, 1987.
13. Шашечный кодекс России. /Под общ. ред. Н.Н. Ермалёнка. – Тихвин, 2003.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад №89 «Парус» ГО «город Якутск»
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«ЧУДО - ШАШКИ»
Составитель: Монастырева Валентина Афанасьевна
ЯКУТСК, 2025-2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По ряду показателей шашечная игра - это идеальная объяснительная модель. Шашечная игра развивает воображение, аналитичность, особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения, творческого общения и обособления, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение, интенсивно воздействует на внешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности и т.д. То есть шашки обладают уникальными педагогическими возможностями. Ученые, педагоги, тренеры, шашисты, шахматисты (В.С. Гершунский, В.М. Захаров, Н.В. Крогиус, В.В. Князева, В.П. Барахсанов и др.) считают занятия шашками и шахматами действенным средством развития личности. Наш опыт свидетельствует, что эта игра способствует индивидуализации воспитания и обучения - помогает каждому ребенку, какого бы нервно-психического склада он ни был, полнее раскрыть свои способности, заложенные природой, активнее познавать окружающий мир.
В данной программе систематизированы и обобщены методические материалы для обучения дошкольников шашкам в условиях детского сада. Программа содержит подробный перечень тем, которые необходимо освоить дошкольникам за время обучения, организационно-методические рекомендации тренерам по проведению теоретических и практических занятий, а также перечень рекомендуемой литературы.
Программа разработана в полном соответствии с учебными стандартами Министерства образования Российской Федерации.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КРУЖКА
Целью кружка шашек в детском саду является содействие гармоничному интеллектуальному развитию личности ребенка.
В задачи кружка входит:
- знакомство и овладение шашечной игрой.
- содействие интеллектуальному развитию личности ребенка.
- формирование самостоятельного логического и творческого мышления.
- совершенствование внимания, памяти и т.д.
- выявление и развитие одаренных, талантливых детей.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Программа состоит их двух основных частей: базовой и вариативной.
Освоение базовых основ каждым дошкольником необходимо и обязательно. В процессе усвоения воспитанником различного материала программы углубляются знания о закономерностях шашечной игры, стратегии и теории, расширяются представления о логическом мышлении, развитии памяти, воображения.
Вариативная часть разрабатывается тренером самостоятельно.
Данная программа состоит из двух взаимосвязанных частей:
- Занятия шашками.
- Физкультурно-массовые и спортивные игры.
Следует помнить, что в процессе обучения тренер должен все время учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, их подготовку и способности к восприятию нового материала. Освоение учебного материала идет от простого к сложному, от знакомства с элементарными понятиями к постепенному расширению и углублению знаний во всех областях.
Регламент программы
Программа рассчитана на 25 минут занятия в день, 8 раз месяц.
Методы обучения
Методика основывается на принципах развивающего обучения и базовых науках. Развивающее обучение перерастает в личностно-ориентированное, и опирается на технологию побуждения познавательной активности с активным использованием образов-моделей (диаграмм, карточек, рисунков).
В начальный период основным является монологический метод обучения, также применяются рассуждающий, диалогический и эвристический методы.
На занятиях высокая степень индивидуализации обучения, в то же время возможно взаимодействие дошкольников (спарринг-игра, консультационные партии и т.п.). В процессе объяснения материала используются групповые формы организации учебного процесса, дискуссии, задания исследовательского, творческого характера.
Средства обучения
Арсенал средств обучения шашкам многообразен и необходим. Он помогает делать научение доступным и объемным.
- Учебники и учебные пособия, методические пособия для учителя, картотека заданий.
- Устройства и предметы контроля знаний (компьютер, обратная связь, перфокарты, персональные карточки учета и др.).
- Наглядные средства обучения (картины, фотографии, рисунки, аппликации, схемы, слайды, макеты, разнообразные поделки и т.д.).
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Общие основы теории шашек
Тема 1. История развития шашек.
Легенды и предположения о появлении шашек. История возникновения шашечных игр. Несколько разновидностей шашечной игры, существующих в мире. Предшественники современных шашек.
Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках.
Первые чемпионаты, республики, страны, мира. Выдающиеся шашисты прошлого, чемпионы мира, их индивидуальные качества.
Детские и юношеские соревнования. Выступления юных шашистов в международных соревнованиях.
Тема 2. Правила игры.
Спортивный инвентарь для игры. Шашечная нотация. Особенности правил различных шашечных игр. Различные виды проигрыша и ничьи. Неправильности при ведении партии, и их исправление.
Тема 3. Терминология шашек.
Шашечные термины. Шашечная нотация. Современная терминология шашек.
1.2. Теория игры, стратегия и тактика
Тема 1. Дебют. Начало партии.
Роль дебюта (начала партии) в шашечной партии. Значение правильности разыгрывания начала партий. Общие принципы развития сил в начале партии. Классификация дебютов.
Наиболее часто применяемые начала, продолжения, перспективные схемы развития. Основные дебюты: Кол. Отыгрыш. Городская партия. Игра Романычева. Тычок. Центральная партия. Игра Бодянского. Косяк Саргина. Игра Филиппова. Игра Петрова.
Тема 2. Миттельшпиль. Середина игры.
Переход партии из дебюта в миттельшпиль (середину игры).
Овладение центральными полями. Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Значение ударных колонн. Роль разменов. Фланги. Значение равномерного распределения сил по флангам. Порядок введение шашек в игру. «Золотая шашка».
Получение позиционного преимущества.
Понятия: кол, тычок, рожон, связка.
Отсталые, неработающие, висячие шашки и их использование.
Планирование игры в миттельшпиле.
Совершенствование расчета вариантов в миттельшпиле.
Тема 3. Эндшпиль. Окончание.
Значение окончания как заключительной части партии. Важность знания характерных для окончания игровых приемов.
Борьба простых. Значение разменов, скользящий размен, оппозиция, отбрасывание, жертва шашки.
Дамка против простых. Быстроходность, маневренность, ударная сила, зависимость силы дамки от расположения шашек.
Приемы игры дамки против двух, трех, четырех простых. Вилка, цепочка, отсечение.
Три, четыре дамки против одной, двух. Способы ловли и защиты. Треугольник Петрова.
Комбинационные идеи в окончаниях.
Этюды. Применение этюдных идей на практике.
Тема 4. Стратегия и тактика шашечной игры.
Определение понятий стратегии и тактики.
Расчет и план.
Комбинационные идеи и типовые удары в различных позициях. Простейшие приемы. Лестница. Шлагбаум. Рикошет. Удар «Трап». Удар «Каблук». Трапеция. Чехарда.
Тема 5. Шашечная литература.
Значение шашечной литературы в изучении всех разделов теории и игры.
Обзор шашечной литературы.
Первые серьезные исследования игры в XIX - начале XX века.
Периодические издания, сборники партий крупнейших турниров.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема | Цель | Задача | Содержание | |
ОКТЯБРЬ | |||||
№1 | История развития шашек | Ознакомление истории возникновения, разновидностей шашечной игры | Заинтересовать детей шашечной игрой, познакомить с историей. | История шашечной игры, появление шашек на Руси, выдающиеся шашисты. | |
№2 | Правила игры | Ознакомление спортивным инвентарем, объяснение шашечной нотации | Познакомить с шашечной нотацией. | Спортивный инвентарь- шашечная доска, шашки; Расположение шашек перед началом игры; Система обозначения полей доски; Практика: Спарринг-игра. | |
№3 | Решение комбинаций с поля b2,d2,f2 | ||||
№4-5 | Правила игры | Объяснение правил шашечной игры | Закрепить предыдущий материал, научить правилам шашечной игры. | Особенности правил шашечной игры, различные виды проигрыша и ничьи; Практика: Спарринг-игра. | |
№6-7 | Правила игры | Повторение правил шашечной игры | Закрепить правила шашечной игры. | Правила игры, Неправильности при ведении партии, и их исправление; Практика: Спарринг-игра | |
№8 | Сеанс одновременной игры с воспитанниками | ||||
НОЯБРЬ | |||||
№9 | Анализ сыгранных партий и позиций | ||||
№10-11 | Терминология шашек: оппозиция, прорыв, атака. | Ознакомление терминологиями шашек | Прививать шашечные термины | Шашечные термины: Комбинация, оппозиция, прорыв, атака. Практика: Решение комбинаций (оппозиция, прорыв) | |
№ 12-13 | Терминология шашек: Отсталая шашка, золотая шашка, фланг, центр | Ознакомление терминологиями шашек | Прививать шашечные термины | Шашечные термины: Отсталая шашка, золотая шашка, фланг, центр; Практика:решение комбинаций, игра | |
№14 | Спарринг-игра | ||||
№15 | Анализ сыгранных партий | ||||
№16 | Дебют. Начало партии | Изучение шашечных начал. Развитие памяти | Изучить шашечных начал | Городская партия, Кол, Обратная городская партия, Косяк Практика: Игра по пройденным партиям | |
ДЕКАБРЬ | |||||
№17 | Дебют. Начало партии | Изучение шашечных начал. Развитие памяти | Изучить шашечных начал | Городская партия, Кол, Обратная городская партия, Косяк Практика: Игра по пройденным партиям | |
№18-19 | Дебют. Начало партии | Изучение шашечных начал. Развитие памяти, внимания | Изучить шашечных начал | Отыгрыш, Тычок, Игра Петрова Практика: Решение комбинаций | |
№20 | Сеанс одновременной игры | ||||
№21 | Анализ сыгранных партий | ||||
№22 | Конкурс по решению комбинаций | ||||
№23 | Повторение пройденных тем, подведение итогов конкурса | ||||
№24 | Новогодний турнир по русским шашкам на призы Деда Мороза | ||||
ЯНВАРЬ | |||||
№25 | Дебют. Начало партии | Изучение шашечных начал. Развитие памяти, внимания | Повторить дебюты | Городская партия, Кол, Обратная городская партия, Косяк, Отыгрыш, Тычок, Игра Петрова
| |
№26-27 | Миттельшпиль. Середина игры | Ознакомление середины игры. Развитие памяти, внимания | Изучить середины игры. | Роль разменов. Фланги. Значение равномерного распределения сил по флангам. Отсталые шашки, висячие шашки и их использования. Практика: решение комбинаций, игра | |
№28 | Решение комбинаций по теме миттельшпиль | ||||
№29-30 | Миттельшпиль. Середина игры | Ознакомление середины игры. Развитие памяти, внимания | Изучить середины игры. | Овладение центральными полями. Преимущество центральных шашек перед бортовыми. | |
№31 | Спарринг-игра | ||||
№32 | Анализ сыгранных партий и позиций | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
№33 | Миттельшпиль. Середина игры | Ознакомление темы «Середина игры». Развитие памяти, внимания | Закрепить пройденные темы | Планирование игры в миттельшпиле | |
№34 | Беседа: «Спортивный режим» | Значение занятий общефизической подготовкой для игры в шашки, полезность занятий на свежем воздухе, значение спортивного режима | |||
№35 | Турнир по русским шашкам ко дню Защитника Отечества | ||||
№36 | Анализ сыгранных партий и позиций | ||||
№37-38 | Эндшпиль. Окончание | Ознакомление темы «Эндшпиль.Окончание», развитие памяти, внимания. | Изучить значение окончания. | Значение окончания как заключительной части партии. Важность знания характерных для окончания игровых приемов. Борьба простых. Значение разменов, скользящий размен, оппозиция, жертва шашки | |
№39 | Конкурс по решению комбинаций. Комбинационные идеи в окончаниях | ||||
№40 | Турнир по русским шашкам , подведение итогов конкурса. | ||||
№41 | Анализ сыгранных партий и позиций | ||||
№42 | Эндшпиль. Окончание | Ознакомление темы «Эндшпиль.Окончание», развитие памяти, внимания. | Изучить значение окончания. | Дамка против простых. Приемы игры дамки против двух, трех, четырех простых. Вилка, цепочка, отсечение. Способы ловли и защиты. | |
МАРТ | |||||
№43 | Эндшпиль. Окончание | Ознакомление темы «Эндшпиль. Окончание», развитие памяти, внимания. | Изучить значение окончания. | Дамка против простых. Приемы игры дамки против двух, трех, четырех простых. Вилка, цепочка, отсечение. Способы ловли и защиты. | |
№44 | Спарринг-игра | ||||
№45 | ТУРНИР ко дню 8марта | ||||
№46 | Эндшпиль. Окончание | Ознакомление темы «Эндшпиль. Окончание», развитие памяти, внимания. | Изучить, повторить значение окончания. | Треугольник Петрова. Применение этюдных идей на практике | |
№47-48 | Стратегия и тактика шашечной игры | Определение понятий стратегии и тактики | Изучить стратегии и тактики шашечной игры | Комбинационные идеи и типовые удары в различных позициях. Простейшие приемы. Лестница, Шлагбаум, Рикошет. | |
АПРЕЛЬ | |||||
№49 | Шашечная эстафета | ||||
№50-51 | Стратегия и тактика шашечной игры | Определение понятий стратегии и тактики | Изучить стратегии и тактики шашечной игры | Комбинационные идеи и типовые удары в различных позициях. Простейшие приемы. Удар «Мостик», Удар «Каблук», | |
№52 | Спарринг-игра | ||||
№53 | Решение комбинаций | ||||
№54 | Анализ сыгранных партий и позиций | ||||
№55 | Стратегия и тактика шашечной игры | Определение понятий стратегии и тактики | Изучить, закрепить стратегии и тактики шашечной игры | Комбинационные идеи и типовые удары в различных позициях. Простейшие приемы. Трапеция, Чехорда. | |
№56 | Итоговый турнир по русским шашкам | ||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Во вторую часть программы включено примерное содержание физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
Цель этих мероприятий – пропаганда шашечной игры, приобщение к систематическим занятиям шашками, активный отдых.
Вот некоторые мероприятия, которые успешно нами использовались и, в итоге, способствовали эффективному развитию личности школьника. Все они не только питали интерес к древней игре, но и были мощным стимулом закрепления шашечных знаний и навыков.
Спортивные шашечные игры. Эстафеты сильных, ловких, смелых, в содержание которых обязательно включены правила шашечной игры. Например, «Кто быстрее», «Кто больше», «Змейка», « Пешки», «Дамки» и т.п.
Сеанс одновременной игры. Дается «именитым» шашистом.
Праздник сеансеров. Сеанс одновременной игры, проводимый самими учащимися. Сеансеров может быть несколько.
Конкурсы решателей задач и этюдов.
Конкурс сочинителей. Фантазеры придумывают сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, шашечные задачи, игры на шашечной основе и пр. Конкурс рисунков, аппликаций, поделок на шашечные темы.
Игра «Кругосветное путешествие». Города и страны, острова и материки на карте шашечной игры.
Стенка на стенку. Соревнование.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..……………..………………………….………….2
Цель и задачи кружка……………………………………………….............3
Программные требования.……………………….……...……….………....3
Регламент программы.…………………………………………….....3
Методы обучения..……………….………………..………………....3
Средства обучения...…………………………………………………4
Базовая часть содержания программного материала
I. Теоретический раздел………………..…………………….............5
1.1. Общие основы теории шашек……….…………………….....5
1.2. Теория игры, стратегия и тактика…….………………...........5
Календарно-тематический план……………………………………………..7
Методические рекомендации…………………………..…………………..13
Рекомендуемая литература…..……………………………………………..
Содержание………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДО ШАШКИ»
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в детском саду «Улыбка» и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.В ...

Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.
Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....

Дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки «Чудо – шашки» на 2022-2024 учебный год
По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой....

Дополнительная образовательная программа «Чудо шашки»
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспита...














