Программа кружка "Грамотей-ка"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УМКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте
«Грамотей-ка»
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года
Составила: Караянова Аминат Сайлавбиевна
- Паспорт программы
Название программы | «Грамотей-ка» | ||||||
Направленность, классификация программы | Социально-педагогическая (обучение грамоте). | ||||||
Срок реализации программы | 2 год – 68 учебных недель | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Караянова Аминат Сайлавбиевна, воспитатель Образование – высшее, квалификационная категория – первая. | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1. | ||||||
Контакты | Телефон: 223545 е-mail: dou-umka@mail.ru | ||||||
Аннотация | Программа направлена на формирование предпосылок к успешному овладению чтением и письмом в школе. В игровой форме дети развивают фонематический слух, усваивают основные графемы и овладевают начальными навыками звуко-буквенного анализа, что является фундаментом для грамотного письма и беглого чтения. | ||||||
Возраст обучающихся | 5-7 лет | ||||||
Цель и задачи программы | Цель программы: Формирование у детей старшего дошкольного возраста базовых умений в области грамоты на основе развития фонематического слуха и знакомства со звуко-буквенной системой языка. Задачи: Образовательные: Познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение». Научить выделять звуки в слове (начальный, конечный, гласный, согласный). Формировать умение дифференцировать гласные и согласные звуки (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Познакомить с артикуляцией звуков и зрительными образами букв. Обучить складыванию слогов и простых слов по звуко-буквенной модели. Развивающие: Развивать фонематический слух и восприятие. Совершенствовать навыки звуко-буквенного и слогового анализа. Развивать мелкую моторику рук при подготовке к письму (штриховка, обводка, графические диктанты). Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение. Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, чтению и познавательной деятельности. Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе и слушать товарищей. Воспитывать усидчивость, аккуратность и старательность. | ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Образовательные форматы | - Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Тематика дополнительного образования по программе «Грамотей-ка» рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1 раза в неделю, 36 часа (занятия) в год. 1. Решение поставленных задач. 2. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 3. Теоретические занятия. Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: 1 занятие в неделю, старшая группа по 25 минут, подготовительная группа по 30 минут Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся. Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе: 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание; 2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя; 1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание. | ||||||
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для очных занятий:
| ||||||
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу первого года обучения ребенок: Различает понятия «звук» и «буква». Знает все гласные буквы и несколько согласных. Выделяет первый и последний звук в слове. Определяет количество слогов в слове (с помощью хлопков). Владеет простейшими навыками звукового анализа (составляет модель из 3-4 фишек). Умеет печатать изученные буквы. К концу второго года обучения ребенок: Владеет понятиями: «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «ударение». Проводит полный звуко-буквенный анализ коротких слов (например, «кот», «луна», «лиса»). Различает гласные/согласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие звуки. Читает по слогам простые слова и короткие предложения. Составляет предложения по схеме и пишет их печатными буквами. Готов руку к письму (уверенно владеет карандашом, выполняет графические диктанты). | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Программное обеспечение Операционная система Windows. | ||||||
Количество учащихся по программе | в одной подгруппе 10 – 15 человек |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Направленность
Данная программа направлена на обучение детей 5-7 лет с целью пробудить у обучающихся интерес к овладению ребёнком родного языка. Программа направлена на формирование последовательности и системности в формировании речи. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для включения детей в целостную мотивированную деятельность.
- Актуальность программы обусловлена тем, что основная задача
речевого развития ребёнка дошкольного возраста-это овладение нормами и
правилами родного языка Программа ориентирована на детей5- 7 летнего возраста, когда организм ребёнка наиболее восприимчив к звуковой стороне речи.
Развитие потенциала личности, обучающегося при освоении данной
программы, происходит, преимущественно, за счёт прохождения через
нетрадиционные формы занятий, использование игровых ситуаций,
привлекая средства ИКТ.
1.4 . Цель программы
Формирование у детей старшего дошкольного возраста базовых умений в области грамоты на основе развития фонематического слуха и знакомства со звуко-буквенной системой языка.
1.5 Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение».
Научить выделять звуки в слове (начальный, конечный, гласный, согласный).
Формировать умение дифференцировать гласные и согласные звуки (твердые/мягкие, глухие/звонкие).
Познакомить с артикуляцией звуков и зрительными образами букв.
Обучить складыванию слогов и простых слов по звуко-буквенной модели.
Развивающие:
Развивать фонематический слух и восприятие.
Совершенствовать навыки звуко-буквенного и слогового анализа.
Развивать мелкую моторику рук при подготовке к письму (штриховка, обводка, графические диктанты).
Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к родному языку, чтению и познавательной деятельности.
Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе и слушать товарищей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность и старательность.
1.6 Новизна программы, в отличие от существующих программ по
развитию обеспечивается общеобразовательная тем, что общеразвивающая
дополнительная программа «Грамотейка», реализуемая на базе МДОУ детский сад «Умка», предоставляет возможность организовать образовательный процесс на основе установленных требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации образовательного процесса. В тоже время, педагог может наполнять программу не только традиционными методами и формами организации занятия, но и использовать здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
1.7. Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет (старшая – подготовительная группа), мотивированных на получение повышенных образовательных результатов и участие в конкурсных мероприятиях.
Наполняемость групп 10 – 15 человек.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет три основных критерия:
- Надежность знаний и умений – предполагает усвоение
терминологии, способов и типовых решений в сфере речевого развития
2. Сформированность личностных качеств – определяется как
совокупность ценностных ориентаций в сфере начального курса
ознакомлении с нормами и правилами родного языка.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере речевого развития–
определяется как готовность к продолжению образования и готовностью к
самообразованию.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (34 часа)
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Звуки и буквы | 12 |
2 | Слоговой анализ | 8 |
3 | Слово и предложение | 8 |
4 | Итоговые занятия | 6 |
Второй год обучения (34 часа)
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Совершенствование звуко-буквенного анализа | 10 |
2 | Чтение и письмо | 12 |
3 | Развитие речи | 8 |
4 | Итоговые занятия | 4 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения:
- Знакомство с гласными звуками [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э]
- Изучение согласных звуков [М], [Н], [П], [Т], [К] и их буквенных обозначений
- Формирование понятия «слог»
- Деление слов на слоги
- Составление звуковых схем слов
- Подготовка руки к письму: штриховки, обводки, графические диктанты
Второй год обучения:
- Дифференциация твердых и мягких согласных
- Знакомство со звонкими и глухими согласными
- Изучение всех букв русского алфавита
- Слоговое чтение слов и простых предложений
- Составление предложений и их схем
- Печатание изученных букв и слогов
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу первого года обучения ребенок:
- Различает понятия «звук» и «буква»
- Знает 6 гласных и 5 согласных букв
- Выделяет первый звук в слове
- Делит слова на слоги
- Составляет звуковые схемы из 3-4 звуков
К концу второго года обучения ребенок:
- Владеет полным звуко-буквенным анализом слова
- Различает гласные/согласные, твердые/мягкие звуки
- Читает по слогам слова и короткие предложения
- Составляет предложения из 3-5 слов
- Печатает слова и короткие предложения
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы и методы работы:
- Игровые технологии (дидактические игры «Найди звук», «Цепочка слов»)
- Проблемно-поисковые методы
- Практические упражнения
- Проектная деятельность
Дидактические материалы:
- Наборы предметных картинок
- Схемы слов и предложений
- Индивидуальные кассы букв
- Раздаточный материал для подготовки к письму
- Дидактические игры и пособия
6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Диагностический инструментарий:
- Входная диагностика (сентябрь)
- Промежуточный контроль (январь)
- Итоговая диагностика (май)
Критерии оценки:
- Сформированность фонематического слуха
- Навыки звуко-буквенного анализа
- Уровень развития речи
- Степень готовности руки к письму
Формы подведения итогов:
- Открытые занятия
- Тематические викторины
- Презентации детских проектов
- Создание портфолио достижений
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду»
- Колесникова Е.В. «От звука к букве»
- Дурова Н.В. «Фонематика»
- Новикова Е.В. «Логопедическая азбука»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...


