Конспект занятия по познавательному развитию опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Сладкие опыты»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект содержит материал для ознакомления детей со свойствами сахара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkie_opyty_podgotovitelnaya._gruppa.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

«Сладкие опыты»

                                                                 Воспитатель Марунич Валентина Ивановна

Цель: ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
Образовательные:                                                                                                                                               - упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром;                                                 - познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека;
-закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
Развивающие:                                                                                                                                             - развивать познавательный интерес к экспериментированию, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, умение делать вывод;                                                                                                        - развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы, а также внимание, мышление и память.
Воспитательные:
- заинтересовать детей практической деятельностью,                                                                                         - способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками во время проведения опытов.                                                   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.                                                                                                             Предварительная работа                                                                                                                        1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.                                                                                   2. Дидактическая игра «Свойства предметов».                                                                                               3. Беседы о происхождении сахара, из чего производят, как люди используют качества и свойства сахара при изготовлении разных предметов.                                                                                                    4. Беседы по технике безопасности.

Оборудование: фартуки или халатики, шапочки для детей и воспитателя, мешочки с сахаром, дневник наблюдений, маленькие баночки, лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы с водой, сладкие леденцы, свеча, карточки – модели для обозначения свойств сахара, салфетки.

Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллы, сахар - рафинад.

Ход занятия

Дети входят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вы готовы поиграть –

Много нового узнать? (Да!)

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для Вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

- Посмотрите, на столах какие – то предметы, как вы думаете для чего они нужны?

- Молодцы, правильно, для исследований.

- Кто работает в лаборатории?

- Правильно, ученые, химики, исследователи.

- Что они делают?

- Как вы думаете, интересная у них работа?

- А вы хотите побыть сегодня исследователями?

-Но для того, чтобы ими стать нам необходимо одеться так же, как исследователи.

- Молодцы, давайте наденем специальную одежду, которая висит у вас на стульях.

 (дети одеваются)

- Готовы к работе? Можно начинать?

- Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.

-  Как вы думаете, что это за правила?

(воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила)

- Молодцы, вы все правильно назвали.

- Ребята, а чтобы узнать, что мы сегодня будем исследовать, я предлагаю вам отгадать загадку: 

Продукт, что зубы губит,

С ним очень дружат люди,

Ведь он в десертах быстро может

Эмаль зубную уничтожить!

Этот «песок»

Слаще, чем сок

И в чашке чая

Легко растает! (Сахар-песок).
Воспитатель: Ребята, а какой быва6ет сахар?

- А для чего нам нужен сахар? Где мы используем?

- А кто знает, из чего его получают?

- Молодцы, правильно!

- В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар. Привычный нам сахар, производят из сахарной свеклы или тростника. 

Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, то сегодня, напротив,  стали употреблять много сахара.

- Ребята, вы молодцы, очень много знаете о сахаре, а вот какие он имеет свойства, мы сегодня с вами узнаем в нашей лаборатории.

Воспитатель:                                                                                                                                         - Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие-то открытия. И мы сегодня как настоящие исследователи, будем все то, что узнали, обозначать в нашей таблице.                                      (Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)                                

- Посмотрите, таблица пустая.

- Что мы будем сегодня рассматривать?

- Правильно, сахар (прикрепить карточку на мольберт).

И так какими же свойствами обладает сахар?

1. Опыт

- Ребята, а чтобы узнать, я предлагаю вам взять в руки мешочки, потрогать- определить какой сахар на твердость (твердый)

-  понюхать - имеет ли сахар запах? (не имеет)

(дети выкладывают символы: сахар твердый, не имеет запаха)

2. Опыт

 Перед вами стоят тарелочки, осторожно, из мешочка переместите в них немного сахара.

- Как сахар оказался в тарелочках? (пересыпали, насыпали)

- А что это значит? Какой он? (сыпучий, рассыпчатый и др.)

- Правильно ребята, вот мы и нашли еще одно свойство сахара - сахар сыпучий.

-  Давайте обозначим это в таблице, найдите карточку, обозначающую это свойство. (дети прикрепляют на мольберт карточку)

Молодцы!  Продолжаем свою работу! 

3.Опыт

Воспитатель приглашает детей за стол, где лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас подойдите к следующему столу. Что вы видите?

- Как вы думаете, для чего нужны лупы?

- Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что-либо. Что мы сейчас и будем делать.

- Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?

- Хорошо, вы говорите, что он состоит из кристалликов. Давайте проверим. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон.

- Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.

- Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи, какой они формы?

- Молодцы, давайте отметим это в своей таблице. Выберите нужную карточку.

 (дети выбирают кристаллы сахара)

4.Опыт

Воспитатель:

- Ребята, а есть сахар не сыпучий?

- Есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и называется он как, кто-нибудь знает?

- Молодцы!  Правильно, рафинад (воспитатель показывает кусочки сахара).

- Посмотрите, какого он цвета? (белый)

- Правильно, что это значит? (сахар имеет цвет)

- Возьмите один кубик сахара рафинада и положите его в рот. Что вы почувствовали? -- Что можете сказать? (сладко)

- А это значит… сахар имеет вкус.

- Молодцы!

- Что мы выяснили? Какие свойства сахара мы нашли?

- Молодцы, сахар имеет цвет и вкус.

- Давайте найдем карточки с этими свойствами и прикрепим на таблицу.

(дети прикрепляют карточки на таблицу)

- Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка:

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?

5. Опыт

(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).

Воспитатель:

- Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара в нашей лаборатории. И я прошу вас подойти к следующему столу.

- Что на нем находится? (ответы детей)

- Посмотрите действительно ли это вода? (дети нюхают, пробуют на вкус).

- Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в свои стаканы. Помешайте.

- Что произошло? (сахар исчез, растворился).

- А это значит…?

- Молодцы! Ребята, мы нашли еще одно свойство сахара – сахар растворяется в жидкости.

-  Найдите карточку и поместите ее в нашу таблицу.

(дети заносят в таблицу еще одно свойство)

 

6. Опыт

Воспитатель держит поднос с леденцами, накрытый тканью.

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте, что у меня в руках?                                                                                       Что за вкусные ледышки
В цветных платьишках?
Отгадаете — молодцы!
Так что же это?  (Леденцы)

- Ребята, у меня находятся сладкие леденцы.

- А из чего их делают? (из сахара)

- А как получились леденцы из сахара вам интересно?

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит свеча, тарелочка, ложка с сахаром.

- Посмотрите, что находится на столе.

 -Может кто уже догадался что мы будем делать? 

- Молодцы, для того чтобы сахар стал жидким, его нагревают. С помощью чего?

- Правильно, мы сегодня будем использовать свечу.                                                                    (выполнять только со взрослыми)

Воспитатель поджигает свечу, подносит ложку к пламени, и вместе с детьми наблюдает, как сахар растворяется.

- Посмотрите, какой стал сахар? (жидкий)

- Ребята, а какие леденцы? (твердые)

- А что нам надо сделать дальше?

- Правильно, мы сейчас возьмем и положим ложку с сахаром, пройдет время и сахар остынет и застынет, превратится в леденец.

- Ребята, люди, которые делают леденцы, используют разные формочки в виде петушков, зайчат, медвежат и др. Когда сахар становится жидким после нагревания, эту жидкость заливают в формочки, а потом, когда она застывает, получаются красивые леденцы.

- А сейчас скажите мне, до того, как мы нагрели сахар, какой он был? (твердый)

- А после того, как мы его нагрели, он стал жидким.

- Какое свойство сахара мы с вами определили? (сахар плавится)

- Молодцы! Возьмите карточку и поместите на мольберт.

(Дети прикрепляют свойство сахара в таблицу)

Заключительная часть.

- Молодцы! На этом наша работа в лаборатории подошла к концу.

- А давайте посмотрим на нашу исследовательскую таблицу.

- Что мы сегодня рассматривали и изучали в лаборатории? (сахар)

- Какими свойствами он обладает?

Дети и воспитатель делают выводы:

- Сахар твердый;

- Сахар сыпучий, рассыпчатый;

- Растворяется в воде;

- Сахар имеет белый цвет;

- Он сладкий на вкус;

- Не имеет запаха;

- Кристаллы сахара имеют форму;

- При нагревании становится жидким.

Воспитатель:

- Правильно!

- Ребята вам понравилось быть исследователями?

- Какой опыт для вас был самым интересным?

- Что нового вы узнали?

- Вы сегодня очень хорошо поработали, были настоящими исследователями, очень аккуратными и внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.

Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Веселые задачки" в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий

Цель: формирование начальных математических знанийЗадачи:Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:Воспитывать интерес к занятиям математикиВоспитывать самостоятельность...

Конспект занятия по познавательному развитию "Здравствуй, Зимушка-зима!" в подготовительной к школе группе

Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассЦель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи: По...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес»

Цель: формирование у детей интереса к элементарным математическим представлениям с помощью интересных заданий.Задачи:*Образовательные:- продолжать уметь выкладывать числовой ряд от 1 до 10;- упражнять...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наука вокруг нас» в подготовительной к школе группе

Экспериментальная деятельность дошкольников — это важный этап в формировании их познавательных навыков и понимания окружающего мира. Одним из увлекательных понятий, с которым могут познакомиться...

Конспект занятия по познавательному развитию с применением ИКТ в подготовительной к школе группе «Блокадный Ленинград»

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....