Консультация для родителей "Первые уроки нравственности для детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Первые уроки нравственности для детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Первые уроки нравственности для детей дошкольного возраста»
Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, ещё недоступно ребёнку двух – трёх лет. Так не рано ли говорить о нравственном воспитании ребёнка этого возраста? Нет, не рано, поскольку любой малыш третьего года жизни сумеет ответить на вопрос, что такое хорошо, что такое плохо. Если не начать говорить о воспитании нравственности, когда ребёнок совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым.
Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям понятием «нравственность»?
Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о которых следует позаботиться уже сегодня – доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности… И, конечно, элементарные представления малыша о своём родном доме, улице, городе, которые впоследствии лягут в основу его представления о Родине.
В определённом смысле «нравственное лицо» каждого трёхлетнего малыша может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребёнка, чтобы увидеть, какие из родительских зёрен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не «проклюнулись», а какие не сеялись вовсе. Нравственная воспитанность ребёнка раннего возраста как бы подводит итог всему, что сделали родители за три года его жизни, это своеобразный апофеоз всех воспитательных усилий взрослых!
В двух – трёхлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям. Вот вы заметили, что на прогулке ваш сынишка засмотрелся на играющих детей: перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Вероятно, к этому возрастному периоду вы воспитывали у своего малыша любовь к другим детям – отзывались о них по-доброму, хвалили их в его присутствии, приучали к тому, что добрый человек должен поделиться игрушкой с другими. И ваши доброжелательные высказывания оставили в душе ребёнка свой след. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определённую готовность общаться с ними. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.
Доброжелательное отношение двух-трёхлетнего ребёнка к сверстникам – важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребёнка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.
Хорошо, если ваш ребёнок будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.
Нужно ли наказывать малыша? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребёнок никогда не должен вопринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически), то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребёнка в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребёнка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но, ни в коем случае не шлепком, становлением в угол, лишением сладостей.
Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению. Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете, и у ребёнка формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьёзными последствиями в скором будущем.
Ещё одним компонентом нравственного воспитания малышей является бережное отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребёнком можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребёнку правила бережного отношения к природе – не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребёнок усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвёт цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.
В этом возрасте необходио приучать ребёнка к труду. Труд – это иточник нравственного воспитания человека. Нельзя расчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребёнке трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребёнок в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определённом месте одежду. Если у вашего трёхлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, вот подрастёшь, тогда…» Он не умеет ждать серьёзного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растёт, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.
В желании вашего ребёнка прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать её. Появление такого желания – показатель хорошего нравственного развития ребёнка раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребёнок понимал, что любить мать и отца – это предже всего заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу на личных примерах, в чём выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Консультация на тему "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Консультация из опыта работы с детьми и родителями...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение ч...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через Русскую народную сказку»
Материал можно использовать для подготовки к педагогическому совету в ДОУ...

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

Шпаргалки для родителей. Уроки нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Советы по воспитанию....
