Технология «Путешествие по «реке времени». Тематическое планирование на старшую и подготовительную группы.
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Технология «Путешествие по «реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм реализации познавательно-исследовательской деятельности, направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 71
Тематическое планирование
познавательно-исследовательской
деятельности детей
по технологии Коротковой Н.А.
«Путешествие по «Реке времени»
Составил: воспитатель
Тарасова Татьяна Михайловна
Г. Ангарск, 2024
Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. “Островки” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего, действенного экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учится связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения.
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.
Технология «Путешествие по «реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм реализации познавательно-исследовательской деятельности, направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.
Карта-панно («река времени» — это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» - «старина» - «наше время». Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работая с дошкольниками, ставлю следующие задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.
3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Путешествия «по реке времени» позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Технология строится на следующих принципах:
Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Методы:
1.Словесный метод.
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
в) Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета.
Алгоритм проведения путешествия по «Реке времени».
Обсуждение реального или вымышленного события.
Постановка цели исследования (узнать).
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Они становятся непосредственными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо:
Заинтересовать родителей проблемой: “Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии “Река времени”.
Продумать эффективные способы информирования и просвещения родителей.
Привлекать родителей к сотрудничеству и участию в совместных мероприятиях, подготовке сообщений с детьми, изготовлению поделок и макетов.
Таким образом, присоединяющиеся к действию образ-символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Основные положения организации познавательно-исследовательской деятельности по технологии «путешествие по «реке времени»:
1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Решение образовательных задач предусматривает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
- предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);
- обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что…»);
-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
-ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;
-проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;
- экспериментирование;
- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;
- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;
- преобразующая фантазийная деятельность;
- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др.
Тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
детей старшей группы
по технологии Коротковой Н.А.
«Путешествие по «Реке времени»
Результаты применения технологии «Путешествие по «реке времени».
Дети проявляют разнообразные познавательные интересы, имеют дифференцированные представления о мире, отражают свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности. Активны в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдают, экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют догадку и сообразительность в процессе их решения; знают название своей страны, ее государственные символы, проявляют интерес к жизни людей в других странах. Рассказывают о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах. Проявляют интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада. Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Хорошо знают свое имя, фамилию, возраст, пол. Проявляют интерес к городу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни. Знают название своей страны, ее государственные символы, испытывают чувство гордости за свою страну. Проявляют интерес к жизни людей в других странах.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы
по технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «Реке времени»
месяц | №п/п | тема | задачи |
сентябрь | 1 | Путешествие в прошлое моей семьи | Расширять представления детей об истории своей семьи. Формировать первые представления о родственных отношениях и связи между поколениями. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о своей семье. Продолжать работу по обогащению словаря, закрепить понятия «семья», «родственники», «род», «родословная». Формировать элементарные представления о родословной. Формировать положительную мотивацию к изучению традиций и культуры русского народа. Развивать познавательный интерес. Развивать свободное общение со взрослым и сверстником. Развивать физические качества (быстроту, ловкость). Воспитывать любовь и уважение к своим предкам, чувство гордости, что ты часть большой семьи. долга и внимания к старшим. Воспитывать умение действовать в команде. Развивать координацию движений у детей. Развивать у детей ориентировку на плоскости и в пространстве. |
2 | Путешествие в прошлое обогревательных приборов | Побудить детей к пониманию назначения обогревательных приборов; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры), определять материал; научить устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом (какой материал лучше нагревается); понимать, что человек создает обогревательные приборы для удобства; научить ориентироваться в прошлом предметов. | |
октябрь | 3 | Путешествие в прошлое ложки | Познакомить детей с историей появления ложки, расширять знания об изменениях материала и внешнего вида ложки в разные периоды времени. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать творческую активность, воображение, умение различать условную и реальную ситуацию, настойчивость в достижении цели, Поддерживать потребность детей взаимодействовать в малых группах (парах, подгруппах), учитывать мнение партнера Познакомить детей об использовании ложки не по назначению. Развивать умение сопоставлять, анализировать и делать выводы и умозаключения. Формировать у ребенка потребности использовать продукт деятельности. |
4 | История электрической лампочки | Познакомить детей с историей электрической лампочки. Вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета; активизировать слова-названия осветительных приборов; развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, координацию и мелкую моторику; развивать у детей умение общаться со сверстниками, взаимодействовать в группах, доброжелательность, получать радость от общих результатов деятельности. | |
ноябрь | 5 | Путешествие в прошлое денег | Дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение. |
6 | Путешествие в прошлое посуды | Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком. Систематизировать знания о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Закрепить понятие о том, что все вещества могут быть и твёрдыми и жидкими. Сформировать понятие об использовании этого свойства человеком. Активизировать познавательную деятельность детей; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Развивать мышление, связную речь. | |
декабрь | 7 | Путешествие в профессии прошлого | Развитие интереса к миру профессий. Развитие памяти, внимания, наблюдательности. Познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания
|
8 | История новогодней игрушки | Познакомить детей с историей появления и развития новогодней елочной игрушки, расширить знания о многообразии елочных украшений. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Формировать у детей любознательность и интерес к истории, к новым впечатлениям и знаниям. Воспитывать чувство уважения к труду человека | |
январь | 9 | Путешествие в прошлое весов | Закрепить знания детей о прошлом счетных устройств, развить ретроспективный взгляд на предметы (на весы); активизировать познавательную деятельность детей. |
10 | Путешествие в прошлое куклы | Побудить детей понимать назначение куклы; закрепить умение определять материал (дерево, ткань, пластмассу, капрон, фарфор, солому); помочь детям осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки; научить ориентироваться в прошлом. | |
февраль | 11 | Путешествие в прошлое молотка | Побудить детей ориентироваться в разных видах молотка и понимать необходимость многообразия предметов. |
12 | Путешествие в прошлое ручки | Познакомить детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком; активизировать мыслительную деятельность. | |
март | 13 | Путешествие в прошлое счётных устройств | Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. |
14 | Путешествие в прошлое телефона | Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи. Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи. Развивать социальные навыки: умение работать в парах, учитывать мнение партнера. | |
апрель | 15 | Космическое путешествие в историю Вселенной | Развивать интерес к истории, к новому, неизвестному Расширять представления детей об окружающем мире, Земле, роли человека в освоении космоса Познакомить детей с представлениями древних людей о форме, размере Земли, познаниях о Космосе Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать мысли. |
16 | Путешествие в прошлое швейной машины | Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту (швейной машины), определять особенности этих предметов, устанавливать причинно-следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и характером использования; развить ретроспективный взгляд на предметы. | |
май | 17 | Путешествие в прошлое микроскопа | Познакомить детей с разновидностью увеличительного стекла — микроскопом; научить понимать его назначение и особенности (части, форму, функцию, строение); научить устанавливать причинно-следственные связи между строением и назначением; подвести к пониманию того, что человек — творец, созидатель; развить ретроспективный и перспективный взгляды на вещи. |
Результаты применения технологии «Путешествие по «реке времени».
Ребёнок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями. Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами. Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство. Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем предметов рукотворного мира, жизни страны. Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира. Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента некоторые достопримечательности города и страны. Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля» в соответствии ФГОС ДО
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «Реке времени»...

Тематическое планирование в старшей и подготовительной группах
Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования...

Тематическое планирование в старшей и подготовительной группах
Представленное планирование предусматривает систему организации воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))
Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

«Технология: «Путешествие по «Реке времени», как форма развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в мир компьютеров. Окружающий мир уже не вызывает такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающе...

Использование технологии «Путешествие по Реке времени» в образовательной деятельности на тему «Космическое путешествие в историю Вселенной»
Познавательно - исследовательская деятельность «Путешествие по «Реке времени» Н.А. Короткова...
