Индивидуальный образовательный маршрут для среднего возраста
материал (средняя группа)

Иванова Ольга Анатольевна
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в ДОУ создают, чтобы обеспечить каждому ребенку максимально эффективное развитие, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. ИОМ помогает выявить особые образовательные потребности, помочь освоить программу, развить интересы и таланты ребенка, а также оказать поддержку родителям. Маршрут строится с учетом темпа, интересов, способностей и потребностей каждого ребенка. Мной был разработан ИОМ, направленный на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИОМ средний возраст191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Южный» г.Всеволожска, Ленинградской области

Индивидуальный образовательный маршрут

______________________(ФИ ребенка)

Утверждено:

Заведующей МДОБУ ДСКВ «Южный_________________________ (ФИО заведующей)

Согласовано __________________________ ФИО родителя

Срок реализации: с 12 февраля по 1 мая 2024 года.

Возрастная группа: средняя группа

Учебный год: 2024 год.

I. Целевой раздел

Характеристика воспитанника

Наблюдение выявило следующие трудности у воспитанника:

- страдает точность, быстрота, координация действий;

- неправильно держит карандаш;

- не умеет шнуровать обувь;

- плохое владение ножницами при вырезании;

- сложности при застегивании пуговиц.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики

Задачи:

#1060;ормирование мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

3. Стимулировать интерес к рисованию, лепке, созданию аппликаций.

Принципы:

Для успешной реализации задач используются следующие принципы:

-Индивидуализация: знать личностные особенности ребенка, искать методы индивидуальной работы с ним.

-Наглядность: в рамках выявленного дефекта мы рассматриваем яркие картинки, схемы, используем дидактические пособия.

-Интеграции: использование структурированной , многокомпонентной и организованной связи всех частей системы образования.

-Доступность и систематичность: работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно и включаться в различные виды занятий. Задания необходимо предлагать ребенку от простого к сложному. Подбираемый для дидактических игр материал был понятен и доступен ребенку.
-Осознание совершаемых действий: действия сопровождаем проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?"и т. д.

-Обратная связь: занятия проводим в комфортной среде; фокусируемся на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах, а потом уже отмечаем, что можно улучшить; побуждаем ребёнка к ответной реакции и позволяем ему возражать, обсуждаем, а не навязываем; не даем оценку, а объясняем, что можно изменить, чтобы получить в следующий раз более высокий результат.

Планируемый результат

- положительная динамика в развитии мелкой моторики;

- движения становятся координированными;

- развитие психических процессов: мышление, внимание, память и речь.

Диагностика развития мелкой моторики

I Этап

#1055;альчиковая игра «Шел один я по дорожке»

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает ладошками по щечкам и «удивляемся», качая ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (ноготками царапаем по любой поверхности или коленке)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (убегаем указательным и средним пальчиком)

Критерии оценки результата по данной игре -3 балла.

2. Игра «Жили-были зайчики»

Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи ушки.)

На лесной опушке, (Разводят руками.)

Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.)

В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки.)

Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук.)

Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки. (Поочередно выставляют ноги на пяточки.)

Критерии оценки результата по данной игре -4 балла.

0-2 балла ребенок не справился с заданием

3-4 балла ребенок справился с заданием с помощью взрослого

5-6 баллов ребенок справился с заданием самостоятельно

За пальчиковую игру Василиса набрала 3 балла.

II этап. Диагностика развития мелкой моторики рук Н.Е. Вераксы.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: упражнения на координацию движений;
блок 2: повторение фигур из пальцев;
блок 3: работа с бумагой;
блок 4: графические упражнения.
Блок 1. Упражнения на координацию движений.

1. Диагностическое задание «Ладонь, кулак, ребро» (С.Е. Гаврина).

Цель: выявить умение выполнять движения согласно образцу.

Содержание: вначале показываем ребенку, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

Ответы анализируются в соответствии с низким, средним и высоким уровнями.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

Средний уровень (2 балла) – ребенок с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

2. Диагностическое задание. «Посолим капусту» (С.Е. Гаврина).

Цель: выявить умение ребенка координировать движения.

Сначала показываем ребенку, как выполнить это упражнение и выполняет он вместе с нами. Далее он выполняет его самостоятельно. Ребёнок как бы растирает комочек соли.

Действия анализируются в соответствии с низким, средним и высоким уровнями.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

Средний уровень (2 балла) – ребенок с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

#1044;иагностическое задание «Катание шарика» (Т.И. Гризик).

Детям предлагается распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Выполнение пробы предполагает 3 варианта: правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

Средний уровень (2 балла) – ребенок с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Блок 2. Методика «Повторение фигур из пальцев» (автор М.М. Кольцова).

Цель: выявление контроля действий и движений, а также осознанность выполнения действий.

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

«Заяц» - вытягиваются вверх средний и указательный пальцы, при этом большой палец удерживает безымянный палец и мизинец возле ладони.

«Коза» - вытягиваются вверх указательный палец и мизинец, при этом большой палец удерживает средний и безымянный возле ладони.

«Вилка» - вытягиваются вверх указательный, средний и безымянный пальцы, расставляются врозь, при этом большой палец удерживает мизинец возле ладони.

«Игра на рояле» - по очереди постукивать пальцами по столу, начинать следует с мизинца правой рукой, а затем левой рукой.

Критерии оценки работы:

3 балла – ребенок показал фигуры правильно и быстро;

2 балла – ребенок показал фигуры правильно, но медленно;

1 балл – ребенок показал фигуры с повторением, застреванием на отдельных позах, невыполнение.

Блок 3. Работа с бумагой.
1. «Вырезание ножницами» (С.В. Щербина).

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

2. «Сгибание листа пополам» (С.В. Щербина).

Цель: выявление содружества обеих рук в работе.

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам. За каждое выполненное задание из перечисленных двух ребенок может получить от 1 до 3 баллов:

– 1 балл: ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

– 2 балла:ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения взрослого, иногда выполняет задание не полностью или не совсем точно;

– 3 балла: ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).
1) Диагностическое задание «Дорожки» (Л.А. Венгер).

Цель: выявить уровни умений детей точно обводить фигуры по контуру.

Материалы и оборудование: лист бумаги с рисунком; карандаш. Ребенку предлагается следующее: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки. Оценка результатов:

Низкий уровень (1 балл) – ребенок с заданием не справился: 5 и более раз вышел за границу линии.

Средний уровень (2 балла) – ребенок с заданием справился не полностью: 3-4 раза вышел за границу линии.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок с заданием справился полностью: 1-2 раза вышел за границу линии.

2) Методика «Мячики» (Л.А. Венгер).

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, то есть провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги. Оценивание:

3 балла: все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла: 1-2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в

кеглю);

1 балл: ребенок сделал 3 и более ошибок.

Протокол диагностики развития мелкой моторики воспитанника

№ п/п

Методика

Баллы

Сумма баллов по этапам

1

1. Пальчиковая игра «Шел один я по дорожке»

2. Игра «Жили-были зайчики»

3

4

7

2

Упражнения на координацию движений.

1. Диагностическое задание «Ладонь, кулак, ребро» (С.Е. Гаврина).

2

6

2. Диагностическое задание. «Посолим капусту» (С.Е. Гаврина).

2

Диагностическое задание «Катание шарика» (Т.И. Гризик).

2

3

Методика «Повторение фигур из пальцев» (автор М.М. Кольцова).

2

2

4

Работа с бумагой.
1. «Вырезание ножницами» (С.В. Щербина).

1

3

2. «Сгибание листа пополам» (С.В. Щербина).

2

5

Графические действия

Диагностическое задание «Дорожки» (Л.А. Венгер).

2

4

Методика «Мячики» (Л.А. Венгер).

2

Итого

22

Интерпретация результатов диагностики развития: В ходе диагностики воспитанника стали видны его слабые стороны — недостаточное развитие мелкой моторики. Ребенок неправильно держит карандаш, отсюда слабый нажим, линии бывают прерывистые, возникают трудности в процессе пальчиковых игр. Уровень развития координации движения сформирован в недостаточной мере. Но ребенок старательный, с интересом и желанием выполнял все предложенные задания.

II. Содержательный раздел.

Показатели развития.

№ п/п и вид деятельности

Критерии образовательных областей

Начало периода

Конец периода

1. Двигательная

Физическое развитие

1. Ловит мяч с расстояния.

2. Метает мяч разными способами правой и левой рукой.

3. Отбивает мяч о пол.

4. Выполнение различных прыжков

#

-

-

#

2. Игровая

Коммуникативная

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Социально-коммуникативное развитие

1. Содержать в порядке игрушки и одежду

2. Принимать роль в игре со сверстниками, проявлять инициативу в игре.

3. Самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать все виды застежек

4. Правильно держать в руках столовые приборы.

+

#

#

#

3. Продуктивная

Художественно-эстетическое развитие

1. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности.

2. Правильно держит ножницы и умеет резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, плавно срезать и закруглять углы.

3. Изображает предметы путем отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания. Объединяет предметы в сюжеты.

4. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах.

#

#

#

+

4. Познавательно- исследовательская

Познавательное развитие

#1047;нает свое имя, фамилию, адрес проживания, имена родителей.

2. Рассматривает детские иллюстрированные книги, проявляет к ним интерес.

3. Ориентируется в пространстве.

#1056;азличает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

5. Сравнивает количество предметов в группах на основе счета до пяти, приложением, наложением.

6. Умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру, назначению.

7. Определяет части суток — утро, день, вечер, ночь.

+

+

#

+

+

+

+

5. Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

Речевое развитие

#1056;ассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме.

2. Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть.

3. Умеет образовывать новые слова пот аналогии со знакомыми словами.

4. Поддерживает беседу, используя все части речи.

+

+

+

+

Работа с ребенком.

1. Организованная образовательная деятельность (игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики).

2. Совместная деятельность с ребенком, осуществляемая в режимных моментах (игры на развитие мелкой моторики проводятся утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе).

3. Самостоятельная деятельность ребенка на прогулке и в вечернее время.

Образовательно - воспитательная работа в соответствии с темой недели.

Образовательная область

Игры и упражнения

Вид деятельности

Взаимодействие с родителями

Февраль. Тема недели «Животные жарких стран»

1. Познавательное развитие

Д/и «Чей детеныш».

Д/и «кто, где живет».

Работа с карточкой «Каждой обезьянке по банану».

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная деятельность педагога и ребенка

Предложить родителям подобрать иллюстрации, книги по данной теме, с целью расширения кругозора детей.

2. Социально-коммуникативное

Д/и «Четвертый лишний».

Д/и «Назови одним словом»

Работа по карточкам

Совместная деятельность педагога с ребенком

Предложить родителям повторить с ребенком кто такие домашние животные, дикие животные.

3. Художественно-эстетическое

Лепка из пластилина «Слон».

Прослушивание и повторение движений под песню «Чунга_Чанга»

Ручной трудности

Музыкальная двигательная деятельность

Предложить родителям дома с ребенком сделать пластилинографию «Жираф»

4. Речевое

Д\и «Один — много».

«Назови ласково»

Совместная деятельность ребенка и педагога

Предложить родителям прочитать сказку К.И. Чуковского «Бармалей»

5. Физическое развитие

п/и «Слон — мышка».

Игровая, двигательная

Предложить родителям вместе с ребенком выполнить различные виды прыжков.

Февраль. Тема недели «Профессии военных. День защитника отечества.»

1. Познавательное развитие

Игра с мячом «Кто служит в армии?».

Д/и «Кому, что нужно?».

«Счет в пределах пяти. Посчитай самолеты и ракеты, чего больше, чего меньше»

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная игровая деятельность,

работа по карточкам

Предложить родителям рассмотреть книжки про профессии военных

2. Социально-коммуникативное

Д/и «Лабиринт».

Д/и « Найди тень»

Задания по карточкам

Предложить родителям закрепить навык прохождения лабиринта

3. Художественно-эстетическое

Аппликация «Открытка для папы».

«Штриховка».

Марширование под музыку.

Изобразительная деятельность

изобразительная деятельность

музыкальная деятельность

Предложить родителям повырезать с ребенком ножницами геометрические фигуры.

4. Речевое

Д/и «Назови ласково».

Отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика «Будем мир мы защищать»

Игровая деятельность

Предложить родителям повторить пальчиковую гимнастику «Будем мир мы защищать»

5. Физическое развитие

п/и «Разминируй поле».

П/и «Снайпер».

Игровая, двигательная деятельность

«Зарядка папой»: провести комплекс упражнений по укреплению кистей рук

Февраль. Тема недели «Вода и ее обитатели (золотые рыбки и карась)»

1. Познавательное развитие

Упражнения

«Кто где живет».

«Что изменилось».

Д/и «Сосчитай улов»

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная деятельность ребенка и педагога

Предложить родителям нарисовать с ребенком столько же рыб, сколько червячков

2. Социально-коммуникативное

д/и «Назови рыбку», «Четвертый лишний».

«Опиши рыбку»

Совместная деятельность ребенка и педагога

Работа по карточкам

Предложить родителям вместе с ребенком слепить золотую рыбку

3. Художественно-эстетическое

«Заштрихуй рыбку».

«Нарисуй по образцу»

Изобразительная деятельность. Самостоятельная деятельность ребенка

Игры на развитие гибкости и подвижности пальцев с пластилином дома: «Мнем и отщипываем», «Надавливаем и разминаем»

4. Речевое

д/и «Какой, какая, какие?»,

«Назови ласково»

Игровая деятельность

Предложить родителям выучить пальчиковую гимнастику «Рыбка плавает в водице»

5. Физическое развитие

П/и «Море волнуется»

Игровая, двигательная

Предложить родителям поиграть в п/и «Удочка»

Март. Тема недели «Я и моя семья. 8 марта»

1. Познавательное развитие

Словесная игра «Мамины профессии».

Д/и «Сравни количество предметов методом наложения и счета в пределах 5».

Познавательно-исследовательская деятельность

Игровая, работа по карточкам

Дать родителям рекомендации по настольным играм, развивающим мышление и мелкую моторику.

2. Социально-коммуникативное

Пальчиковая гимнастика: «Букет для мамы». Массаж специальным мячиком «Испечем мы каравай».

Игра с мячом «Какая мама.»

Игровая

Совместная деятельность ребенка и педагога.

Консультирование родителей по вопросу развития мелкой моторики в быту, обратить внимание на правильное держание ложки, карандаша, умения застегивать молнию, пуговицы.

3. Художественно-эстетическое

Объемная аппликация «очень мамочку люблю, ей сердечко подарю».

Графическое задание «обведение силуэта мамы».

Ритмичные движения под музыку

Изобразительная деятельность. Самостоятельная деятельность ребенка

Музыкальная деятельность

Предложить родителям дома с ребенком обводить по трафарету

4. Речевое

Игра малой подвижности «Весенние цветочки».

Пальчиковая игра «Моя семья».

Игровая

совместная деятельность педагога и ребенка

Дать родителям рекомендации по массажу рук (ладоней и пальцев).

5. Физическое развитие

Игра с мячом, подкидывание с хлопком.

Игровая, двигательная

Предложить родителям дома поиграть с мячом

Март. Тема недели «Труд взрослых. Профессии (врач, продавец, повар, шофер, строитель, почтальон).

1. Познавательное развитие

Д/и «Кто кем хочет стать?».

Д/и «Оденем куклу на работу».

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная деятельность ребенка и педагога

Игровая деятельность

Предложить родителям сделать с ребенком самомассаж с шариками

2. Социально-коммуникативное

Д/и «Назови профессию».

«Подскажи словечко» («Добавлялки»).

Игровая деятельность

Предложить родителям поиграть с ребенком счетными палочками

3. Художественно-эстетическое

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

Конструирование Домика из счетных палочек.

Исполнение песенки с движениями «Новый дом по чертежу, мы построили ежу».

Изобразительная деятельность

Самостоятельная деятельность ребенка

Музыкальная деятельность

Предложить родителям вместе с ребенком обвести по точкам предметы и заштриховать их.

4. Речевое

Д/и «Кто чем занимается».

Д/и «Произнеси правильно».

Чтение «Доктор Айболит».

Совместная деятельность ребенка и педагога

Разучить пальчиковую гимнастику «маляры»

5. Физическое развитие

Игра с мячом «Горячий картофель».

Игровая, двигательная

Предложить родителям дома вместе с ребенком перекидывать друг другу мяч.

Март. Тема недели «Транспорт»

1. Познавательное развитие

Д/и «Где чья машина». «Сосчитай машины».

Познавательно-исследовательская деятельность

Предложить родителям поиграть с ребенком в игру «Шнуровка»

2. Социально-коммуникативное

Д/и «Четвертый лишний».

Д/и «Едет, плавает, летает».

Совместная деятельность педагога и ребенка

Работа по карточкам

Предложить родителям вместе с ребенком собрать гараж для машины из любого конструктора

3. Художественно-эстетическое

Аппликация «Парусник».

«Нарисуй по образцу».

Музыкально-дидактическая игра «Машина едет далеко».

Ручной труд, изобразительная деятельность

Совместная музыкальная деятельность

Предложить родителям закрепить навык рисования по образцу, использую любой трафарет.

4. Речевое

Игра с мячом «Один-много»

«Небылицы», «Восстанови предложение».

Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Кораблик».

Игровая деятельность

Восприятие художественной литературы

Игровая деятельность

Предложить родителям повторить дома пальчиковую гимнастику «Лодочка»

5. Физическое развитие

П/и «Автомобилисты»,

П/и «С кочки на кочку»

Игровая, двигательная деятельность

Предложить родителям закрепить навык игры в мяч, называя различный транспорт.

Игра «Я кидаю, ты поймай-транспорт любой называй»

Март. Тема недели «ПДД. Знакомство с дорожными знаками»

1. Познавательное развитие

Д/и «Угадай, какой знак».

Д/и «Путешествие на машинах».

Д/и «Сосчитай знаки».

Познавательно-исследовательская деятельность.

Игровая, совместная деятельность

Предложить родителям поиграть вместе с ребенком в регулировщика, закрепить знания о ПДД

2. Социально-коммуникативное

Д/и «Дорожная азбука»

Д/и «Четвертый лишний»

Задания по карточкам

Предложить родителям поиграть с ребенком закрепить правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

3. Художественно-эстетическое

Пластилинография «Светофор».

Исполнение песенки «Машина» и повторение движений за педагогом.

Изобразительная деятельность

совместная музыкальная деятельность

Предложить родителям совместно с ребенком нарисовать рисунок как зайчик правильно переходит дорогу.

4. Речевое

Чтение и отгадывание загадок на тему ПДД

Восприятие художественной литературы

Предложить родителям почитать веселые стишки про ПДД

5. Физическое развитие

П/и «Тише едешь-дальше будешь»

Игровая, двигательная деятельность

Предложить родителям закрепить навык отбивания мяча об пол.

Апрель. Тема недели «Весна пришла»

1. Познавательное развитие

Д/и «один-много».

Д/и «Признаки весны».

Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная деятельность

Игровая

Выучить вместе с ребенком пальчиковую гимнастику «Встреча птиц»

2. Социально-коммуникативное

Пальчиковая гимнастика: «Ласковое солнышко».

Д/и «Четвертый лишний».

Игровая

Повторить с ребенком признаки весны

3. Художественно-эстетическое

Работа с ножницами «вырезание прямых палочек -дождинок».

Рисование подснежника по образцу-схеме.

Исполнение песенки «Солнышко лучистое» с повторением движений.

Изобразительная

Совместная музыкальная деятельность

Предложить родителям сделать аппликацию «Солнышко»

4. Речевое

Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

Описание картины весенней природы по наводящим вопросам.

Игровая

Совместная деятельность педагога и ребенка

Выучить короткий стих про весну.

5. Физическое развитие

Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

Игровая деятельность

Предложить родителям с ребенком по очереди отбивать мяч о пол.

Апрель. Тема недели «Знакомство с народной культурой. Филимоновская игрушка»

1. Познавательное развитие

Д/и «Сосчитай игрушки».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Мастерит все село».

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная деятельность

Сделать массаж — катание ребристого карандаша между ладонями

2. Социально-коммуникативное

Откуда пришла Филимоновская игрушка.

Д/и «Закончи узор»

Игровая , изобразительная

Предложить с ребенком сравнить две почти одинаковые картинки и найти отличия

3. Художественно-эстетическое

Лепка «Барашек».

Обведение по точкам «Петушка» и рисование узора на нем (линии, кружочки).

Разучивание потешек с ритмичным похлопыванием ладошками.

Изобразительная, совместная деятельность

Сделать пластилинографию с филимоновским узором «Конь»

4. Речевое

Д/и «Назови ласково».

«Чистоговорки»

Игровая, совместная

Сделать с ребенком нейрогимнастику

5. Физическое развитие

Прыжки через препятствия

Игровая, двигательная

Самомассаж мячиком

Апрель. Тема недели «Дикие животные и птицы весной».

1. Познавательное развитие

Д/ и «Посчитай, кого больше, меньше, одинаково».

Д/и «Назови одним словом».

Пальчиковая гимнастика: «Встреча птиц».

Познавательно-исследовательская деятельность

Игровая, совместная деятельность

Сделать с ребенком самомассаж с мячом

2. Социально-коммуникативное

Дидактическая игра: «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика).

Совместная деятельность педагога и ребенка

Дать родителям рекомендации по настольным играм, развивающим мышление и мелкую моторику.

3. Художественно-эстетическое

Фигурки из счетных палочек «Домик для скворца».

«Рисование скворечника».

Самостоятельная деятельность ребенка

Изобразительная деятельность

Предложить родителям нарисовать вместе с ребенком птички и заштриховать мелкими штрихами

4. Речевое

«Опиши животное».

Д/и «Доскажи словечко».

Работа по карточкам

Предложить родителям собрать с ребенком пазлы

5. Физическое развитие

Прыжки на одной ноге поочередно, на двух ногах.

Самомассаж мячиком «Ежик».

Игровая, двигательная

Предложить родителям вместе с ребенком — кто дольше проскачет на одной ноге.

Апрель. Тема недели «Мой дом. Мой город. Моя страна»

1. Познавательное развитие

д/и «Собери картинку».

Д/и «Найди каждой игрушке по домику».

Познавательно-исследовательская деятельность

Предложить вместе с ребенком собрать разрезные картинки «Символы России»

2. Социально-коммуникативное

Д/и «Четвертый лишний».

«Какие цвета у флага РФ».

Совместная деятельность ребенка и педагога.

Задания по карточкам.

Разучить пальчиковую гимнастику «Мой город»

3. Художественно-эстетическое

«Нарисуй флаг РФ»,

Пластилинография «Белая березка»,

Хороводная игра «Во поле береза стояла»

Изобразительная

музыкальная

Сделать аппликацию с ребенком флаг РФ

4. Речевое

Д/и «Один — много».

«Назови ласково».

Пальчиковая гимнастика «Мой город».

Игровая деятельностью

Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя страна»

5. Физическое развитие

П/и «Сбей кеглю».

П/и «Попади в обруч».

«Отбивание мяча правой рукой».

Игровая, двигательная деятельность

Предложить родителям поиграть с ребенком в игру с массажным мячиком «Дорожка к дому»

Апрель. Тема недели «Цветы. (садовые, полевые)».

1. Познавательное развитие

д/и «Собери картинку».

Д/и «Разложи цветы по образцу».

Игра с мячом «я знаю пять названий цветов».

Д/и «Каждому цветочку по одной бабочке».

Познавательно-исследовательская деятельность

Совместная деятельность педагога и ребенка

Предложить родителям с ребенком выучить пальчиковую гимнастику «Цветы»

2. Социально-коммуникативное

«Труд в цветнике».

д/и «Садовник».

Лабиринт «Помоги принцессе дойти до цветочка».

Совместная деятельность ребенка и педагога.

Приобщение к трудовой деятельности

Предложить родителям организовать совместную трудовую деятельность с ребенком по уборке дома, ухода за растениями.

3. Художественно-эстетическое

Обвести рисунок тюльпан по точкам и мелкими штрихами заштриховать.

Графомоторные дорожки «Посади пчелку на цветок».

Выполнение подскоков под музыку

Изобразительная деятельность, ручной труд.

Самостоятельная деятельность ребенка

Сделать пластилинографию «Цветущая поляна»

4. Речевое

«Опиши цветок».

«Составь загадку, нарисуй отгадку».

Чтение сказки «Цветик-семицветик»

Игровая деятельность.

Восприятие художественной литературы

Предложить родителям закреплять умение зарисовывать отгадки к загадкам.

5. Физическое развитие

П/и «Собери цветы».

П/и «Донесу воду до цветка».

Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы».

Игровая, двигательная.

«Зарядка с мамой» провести комплекс упражнений по укреплению кистей рук

III. Организационный раздел

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (воспитатель)

5

ежедневно

Индивидуальные занятия воспитателя

3

понедельник, среда, пятница

Индивидуальные занятия педагога-психолога

1

вторник

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

1

четверг

На основании коллективного заключения:

- педагог-психолог организует работу по развитию:

  • речи;
  • мелкой моторики;
  • коммуникативных навыков;

- учитель-логопед организует работу по развитию графомоторных навыков.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

В группе организован центр «Умные пальчики», куда вошли игры:

  • «Пальчиковая гимнастика» (по темам недели);
  • «Штриховка»;
  • «Соедини по точкам»;
  • «Дорисуй картинку»;
  • «Скопируй узор»;
  • «Лабиринты»;

Для наиболее эффективного развития мелкой моторики в группе размещены дидактические игры и пособия:

  • «Пазлы»;
  • «Шнуровки»;
  • «Чудесные резиночки»;
  • «Веселые прищепки»;
  • «Палочки Кюизинера»;
  • «Логические блоки Дьенеша»;
  • Конструктор «Лего»;
  • «Кубики Никитина»;
  • «Театр пальчиков»;
  • «Танграм»;
  • «Мозаика»
  • «Массажные мячи»;
  • «Мячи»;
  • «Счетные палочки»
  • «Дары Фребеля».

Имеющийся материал расположен в зоне доступа ребенка - на стеллажах и полках.

Совместная деятельность с родителями.

1. Наглядно-информационный и консультативный материал для родителей:

  • Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Консультация для родителей «Полезные советы по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей».
  • Беседа «Учите ребенка вырезать».
  • Консультация «Рисование с детьми».
  • Консультация на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей через прием лепки пластилином»
  • Папка-передвижка «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Памятка для родителей «Как научить ребенка правильно держать карандаш и кисть».

2. Выполнение творческих заданий с родителями

  • Участие в конкурсах, проводимых в дошкольном учреждении: «Выставка рисунков по ПДД», «Выставка весенних поделок», «Конкурс чтецов».

3. Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя страна»
  • Пальчиковая гимнастика «Цветы»
  • Пальчиковая гимнастика «Будем мир мы защищать»
  • Игра в мяч «Я кидаю, ты поймай-транспорт любой называй»
  • Подвижная игра «Удочка»
  • Разминать пальцами пластилин и лепить различные поделки
  • Рисовать, штриховать, раскрашивать.
  • Выполнять аппликации
  • Конструирование из счетных палочек
  • Завязать узелки на шнурке, веревке
  • Игра с конструктором, мозаикой
  • Нанизывать пуговицы, бусинки, шарики на леску
  • Выполнение нейрогимнастики «Кулак-ладонь-ребро», «Капитан»
  • Застегивать - растегивать пуговицы.

4. Рекомендации на развитие мелкой моторики в летний период.

  • Сделать бусы и браслетики, нанизывая их на леску.
  • Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания и раскручивания крышек с бутылок (лучше подобрать разные по размеру)
  • Строительство замка из песка.
  • Аква — гимнастика.
  • Игра «Маленькая лодочка».
  • Постирать одежду куклы (выжимание одежды).
  • Игры с мячом (Кидать мяч друг другу, отбивание мяча одной, двумя руками, метание мяча, подкидывание мяча с усложнением -хлопки, прыжки, повороты.)
  • Собирание пазл.
  • Алмазная мозаика — работа с пинцетом.
  • Составление фигур из счетных палочек.
  • Игра «Башня».
  • Наматывание нитки на палочку или катушку и разматывание.
  • Плетение косичек.
  • Самомассаж мячом, ребристым карандашом.

Методическое обеспечение

1. Афонина Н. Массаж карандашом: приемы для развития мелкой моторики рук // Дошк. воспитание.- 2019. - №8. - С. 26-31.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2000.

3. От рождения до школы :инновац. прогр.дошк.образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп. - М.:Мозаика-синтез, 2021.

4. Верещагина Н.: Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 4-5 лет в группе детского сада. ФГОС.-Спб.: Детство-пресс, 2021.

5. Малая Л.Ю. Пластилинография в детском саду: творческая мастерская // Воспитатель ДОУ. - 2019. - №7. - С. 87-90.

6. Методические рекомендации по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП: сборник научных трудов / науч.ред. О.Г. Жукова. - Вып.21. - Санкт -Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 276с. - Серия Калейдоскоп педагогических идей и практик. Из опыта работы дошкольных образовательных организаций Ленинградской области.

7. 30 уроков развития мелкой моторики руки. - М.: Совр.шк.; Кузьма, 2019. - 32 с.

8. Гаврилина С.Е. Большая книга развития мелкой моторики руки для детей 3-6 лет. Развиваем пальчики, рисуем по клеточкам и точкам, готовим руку. - М.: АСТ, 2018. - 293с.

9. Гаврилина С.Е. Большая книга подготовки детей к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки. - М.: АСТ, 2020. - 964 с.

10. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7 лет: метод.пособие. ФГОС. - М.: Мозаика-синтез, 2021.

11. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. 0-7 лет. ФГОС. - М.: Мозаика-синтез, 2021.

12. Дядюнова И.А. Мир дошкольника: семья, детский сад, социум: метод.рек. (Электронное издание). - М.: Воспитатели России, 2021.

13. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке: метод.ред.для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. - М.: Баласс. - 2019. - 480 с.

14. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. - М.: Каро, 2021. - 61 с.

15. Стефанко А.В. Организация воспитательно - образовательного процесса в группе для детей раннего возраста. - Спб.: Детство-пресс, 2020. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста

индивидуальный образовательный маршрут ребенка 3 лет с задержкой речевого развития...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»Сетка индивидуальных занятий на год...

Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе

Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы средней группы

Методическая  разработка "Индивидуальный образовательный  маршрут воспитанницы"....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего дошкольного возраста

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего дошкольного возраста...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по индивидуальным образовательным маршрутам детей средней группы «Яблонька» 2021 - 2023учебный год конец года

Цель ИОМ - создание подходящих условий в группе, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для р...

Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе

Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе по областям...