Распространение эффективных практик работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
методическая разработка

Ольга Николаевна Дергачева

Выступление на тему «Распространение эффективных практик  по нравственно-патриотическому  воспитанию в дошкольников» является чрезвычайно актуальным в современном обществе по ряду ключевых причин:

1. Формирование гражданской идентичности и ценностей:

Распространение эффективных практик помогает сформировать у детей понимание своей принадлежности к определённой стране, культуре, истории.

Формирование активной гражданской позиции: Патриотизм — это не только любовь к Родине, но и готовность участвовать в её развитии, проявлять ответственность за её будущее. Привить эти качества помогают эффективные практики.

2. Сохранение исторической памяти и преемственности поколений:

В современном мире наблюдаются попытки исказить или пересмотреть историю, обесценить подвиги предков. Распространение точных и полных знаний о героическом прошлом, основанных на проверенных методиках, является залогом сохранения исторической правды.

Связь поколений: Патриотическое воспитание — это мост между прошлым, настоящим и будущим. Знакомство с историей, героями, традициями помогает детям понять, откуда они пришли, и почувствовать связь с предыдущими поколениями.

Эффективные практики часто включают в себя формирование уважительного отношения к тем, кто защищал Родину и строил её будущее.

3. Формирование единого культурного пространства: Общие ценности, основанные на патриотизме, способствуют сплочению общества, независимо от национальных, религиозных и других различий.

Профилактика правонарушений: Формирование нравственных ориентиров посредством патриотического воспитания способствует снижению уровня асоциального поведения.

4. Развитие личности ребёнка:

Формирование нравственных качеств: Патриотическое воспитание неразрывно связано с развитием таких качеств, как честность, справедливость, доброта, ответственность, взаимопомощь.

Развитие эмпатии и сопереживания: Изучение историй героев, их жертв и подвигов помогает детям научиться сопереживать и понимать чувства других людей.

Развитие творческих способностей: конкурсы стихов, рисунков, краеведческие исследования, участие в исторических реконструкциях — всё это стимулирует творческий потенциал детей.

5. Поиск и обобщение лучших методик:

Педагогическая практика разнообразна: Существует множество подходов и методик в области патриотического воспитания. Распространение эффективных практик позволяет выявить наиболее действенные из них, обобщить их и сделать доступными для широкого круга педагогов.

Таким образом, выступление является актуальным, поскольку оно направлено на решение комплекса важнейших задач, связанных с формированием личности, сохранением национальной идентичности, обеспечением социальной стабильности и передачей культурных ценностей из поколения в поколение.

Обмен опытом: Педагоги могут поделиться своими находками и наработками.

Обучение: Представление новых методик и подходов.

Планирование: Определение дальнейших шагов ДОУ в области патриотического воспитания.

Мотивация: Вдохновляю коллег на более глубокую и целенаправленную работу в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_dergacheva_o.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное  образовательное учреждения

«Детский сад № 3  «Рябинушка»

Поспелихинский район Алтайский край

Выступление на РМО

Распространение эффективных практик работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

с. Поспелиха, 2025г

Патриотическое  воспитание является одним  из приоритетных направлений нашего учреждения, направленного на формирование гражданственности  и любви к своей Родине с раннего детства.

  В одной  хорошо знакомой  песни звучат слова, что Родина начинается  «С  картинке в твоем букваре…» На самом деле Родина начинается гораздо раньше, чем ребенок познакомится с букварем. Она начинается с момента, когда малыш видит впервые своих родителей, когда слышит колыбельную песню, которую поет ему мама.

Понятие патриотизма у каждого из нас  свое, но все мы ассоциируем его с любовью к Родине, а Родина – понятие многогранное. Это улица, где родился и вырос, и место где живет твоя семья сейчас, и вся наша страна Россия.

Важным условием нравственно – патриотического  воспитания  является тесная взаимосвязь всех  участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Семья является хранительницей  традиций, а детский сад-это место, где ребенок получает опыт взаимодействия  со взрослыми, сверстниками, в ходе которого развиваются  общечеловеческие  ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.  В ДОУ используются  разные технологии, методы и приемы, которые  хорошо известные в практике и  позволяют добиться  положительных результатов.  Работа по данному направлению разбита на этапы:

  1. Информационный.

Дошкольник получает информацию на основе  которой  у него формируются   впечатления о природе  родного края, села, труде людей, традициях,  исторических событиях.

  • Наблюдения, чтение худ. лит-ры,
  • Трудовая деятельность
  • Прослушивание и исполнение (гимн страны, патриотические песни Родине);

2.Технологический этап.

Планирование работы  по темам:

I. «Моя семья»

1) Семья

2) Я и моё имя

3) Бабушки и дедушки

4) Родословие

5) Люди других национальностей

II. «Моё любимое село»

1) Я люблю свой детский сад, и село где я живу

2) История села

3) Улицы родного села

4) Символика

5) Промышленность (О труде людей)

III. «Кто прославил наше село»

1) Защитники родной земли

2) Художники

3) Поэты

IV. «Мир природы села и района»

1) Животный мир

2) Растительный мир

3) Полезные ископаемые

4) Водные объекты

3.Организационный

Полноценное нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду не  возможно без организации РППС.  С целью ее  оснащения в учреждении организуются  смотр - конкурсы «Лучший уголок по патриотическому воспитанию»,   Мобильная студия «Село мое родное»

Педагоги совместно с родителями создают макеты, альбомы, подбирают художественную  литературу,  разрабатывают дидактические, развивающие игры, атрибуты к с-р  играм.

2025 год в России был объявлен  годом  Защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, в честь этой даты, с целью оснащения предметно-пространственной среды  в фае детского сада для детей, родителей, детей  был оформлен стенд.

 Все  участники  образовательного процесса  приняли участие в  организации и  оформлении стены  Памяти, посвященной   защитникам нашей Родины: героям ВОВ и участникам СВО (сбор информации о родственниках героях- участниках, фото, краткая биография)  В канун празднования Дня победы состоялось открытие  Стена памяти напоминает нам о великом подвиге нашего народа, о мире который мы должны беречь!

4. Практический

  • Проектная деятельность  (разнообразна и  включает разные формы работы): взаимодействие с социумом, встречи с интересными людьми, экскурсии по улицам села, в музей, библиотеку, к памятным местам (мемориалу славы),  проведение тематических мероприятий.
  • Взаимодействие воспитанников подготовительной группы с движением «Орлята России», ученики 1 школы; (мастер-классы, акции, тематические занятия)
  • Познавательные игры, викторины, музыкально-литературные вечера.

5. Этап Результативный

На данном этапе подводятся  итоги  всей проделанной работы. Итоговые мероприятия,  беседы, наблюдения, продукты творческой деятельности  покажут, овладели ли дети позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим.

  • Продукты  проектной  деятельности, включающие организацию тематических выставок, проведение праздников, конкурсов.
  • Проведение ежегодного  фестиваля семейных талантов

«Минута славы». 

Традиционно с 2014г  в детском саду проводится  фестиваль семейных талантов «Минута славы».  Темы фестиваля ориентированы на приоритетное направление детского сада,  посвященное  патриотическому воспитанию.  «Лента памяти и славы».  Фестиваль - яркое событие в жизни детского сада, оставляет незабываемые впечатления у всех присутствующих, даря  детям и их семьям возможность продемонстрировать свои умения и навыки, способствуя  укреплению семейных связей.

  • Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
  • Акции: «Тепло детских рук», «От маленьких детей с большим сердцем», «Окна Победы», «Живите в радости до глубокой старости»  и др.
  • участие в общественных и народных календарных праздниках;        

Опыт работы  подтверждает  то, что  максимальный результат воспитательно - образовательной работы достигается только при  условии системной работы. Единство требований детского сада и семьи обеспечивает

ребёнку  условия для полноценного развития  нравственных ценностей,

духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками. 

То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

«Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»

консультация для воспитателей «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»...

Консультация для педагогов «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»

Патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных....

Консультация на тему «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...

Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ»

Воспитание патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, которая начинается в дошкольном возрасте. Положительные результаты возможны при систематической работе, с использованием различ...