Деловая игра для педагогов к педагогическому совету «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
материал
Форма проведения: деловая игра
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Задачи:
1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.
2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
Предварительная работа:
1. Изучение литературы по теме.
2. Изготовление дидактических игр экологического содержания.
3. Создание презентаций.
4. Самостоятельная работа над темой.
Материал: методическая литература, дерево «мудрости», дидактические игры, мультимедиа, видеосюжет «Пробуждение природы», при разработке данного материала использовались интернет-ресурсы,
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов к педсовету
«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
Форма проведения: деловая игра
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Задачи:
1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.
2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
Предварительная работа:
1. Изучение литературы по теме.
2. Изготовление дидактических игр экологического содержания.
3. Создание презентаций.
4. Самостоятельная работа над темой.
Материал: методическая литература, дерево «мудрости», дидактические игры, мультимедиа, видеосюжет «Пробуждение природы», при разработке данного материала использовались интернет-ресурсы,
ХОД ПЕДСОВЕТА
Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов в нашей жизни. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:
кто в хорошем настроении;
кто еще не до конца проснулся;
кому сегодня грустно;
кто любит рисовать;
кто любит петь и танцевать;
кто хочет в отпуск;
кто еще не поздоровался.
Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»- этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.
Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.
Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени:
- Сложная экологическая обстановка в мире;
- ее тяжелые последствия;
- экология родного края;
- чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
- теряют плодородие почвы;
- обедняются флора и фауна.
Термин «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
-экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
-экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
-экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
-экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
-экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Экологическое просвещение родителей
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
СЛАЙД 3:
«Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги ответите.
1. Что такое “экологическая цепочка”? (Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)
2. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”? (Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)
3. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.
4. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.
СЛАЙД 4:
«Читай-ка». Ваши знания в области литературы.
1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? (Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)
2. Назовите пословицы и поговорки о природе.
- Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
- Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
- Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
- Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
- У хорошего садовода хороший сад.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
- Землю потом поливай, землю грудью защищай.
- Матушка-земля — кормилица твоя.
- Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
- Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
- Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
- Дорого дерево не только плодами, но и листами.
- В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться.
3. Вспомните и назовите народные приметы.
- Жаворонки летят — к теплу, зяблики — к стуже.
- Гуси высоко летят — много воды будет.
- Из берёзы течёт много сока — к дождливому лету.
- Облака плывут высоко — к хорошей погоде.
- Воробьи купаются в песке — к дождю.
- Если кот спит на полу — к теплу.
- Перед ненастьем птицы звонко поют.
- Перед дождём цветы обычно закрываются.
- Лягушки квакают в пруду — к дождю.
- Если небо над лесом посинеет — к теплу.
- Вечерние зори быстро перегорают — к оттепели.
- Деревья покрылись инеем — к метели.
- Кошка прячет нос — к холоду.
СЛАЙД 5
4. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.
СЛАЙД 6 - 7:
Минута отдыха «Это интересно знать».
- Ø Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.
- Ø Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.
- Ø Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
- Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.
- Ø От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.
Решение педагогических ситуаций.
Ситуации задаются командам.
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?
4. Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за деревом яблоней. Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).
Ваши действия?
5. В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.
Ваши действия?
6. В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».
Ваши действия?
Разминка.
Составление слов ррддеееооиинвп, ккссяэури, ааенкльдр, рнгьеа, рвмкуааи
(природоведение, экскурсия, календарь, герань, аквариум)
СЛАЙД 8:
«Знай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.
• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :
1. ООД по экологии;
2. Беседы
3. Чтение художественной литературы,
4. Экологические экскурсии.
5. КВН, викторины, конкурсы.
6. Проблемные ситуации.
7. Экологические выставки, экспозиции.
8. Экологические праздники, выставки.
9. Дидактические игры экологического содержания
10. Экологические сказки.
11. Экологическая тропа.
12. Наблюдения.
13. Поисково-исследовательская работа.
14. Проектная деятельность.
15. Прогулки.
16. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.
17. Слушание звуков природы.
Вопросы к педагогам:
- Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
СЛАЙД 9:
- Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
1. Родительское собрание
2. Консультации
3. Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
4. Досуги и развлечения
5. Проектная деятельность
6. Интерактивные игры и др.
СЛАЙД 10 - 11:
«Рассуждай-ка».
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)
4. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
12. Кто всю жизнь проводит в движении? Почему? (акула) (Акулы никогда не останавливаются, они находятся в движении с первого и до последнего момента жизни. Это объясняется тем, что у них нет плавательного пузыря, который есть в теле костистых рыб. Отсутствие плавательного, или, как его еще называют, воздушного пузыря, не позволяет акулам неподвижно «висеть» в воде. Тело акулы плотнее, чем вытесняемая им вода, поэтому акула может держаться на плаву только в том случае, если будет постоянно двигаться. Как это ни удивительно, но акула может утонуть, если на какое-то время остановится.)
16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
СЛАЙД 13:
«Отвечай-ка»
• Что означает слово «экология»?
Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
СЛАЙД 14:
• Что такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
• Что такое экологическое образование?
Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
• Экологическая культура – это?
Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.
• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?
Цель экологического воспитания дошкольников — научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель экологического воспитания — изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
Цель экологического воспитания дошкольника — познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
СЛАЙД 15:
Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Прочтите и прокомментируйте их:
• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
• Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
• Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.
• Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.
Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.
Музыкальный калейдоскоп.
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:
· Ромашки, лес
· птицы, вода
· береза, сопки
СЛАЙД 16:
Старший воспитатель: Предлагаю в заключении отгадать кроссворд.
По горизонтали:
- В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. (зверобой)
- Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. (подорожник)
- Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
- Какую лекарственную траву и слепой знает? (крапива)
- Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова. (одуванчик)
- Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
- Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение? (мать-и-мачеха)
- В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел)
По вертикали:
- Что нам помогают сохранить лекарственные растения? (здоровье)
Притча «Ценность внутри вас»
Один известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале было около 200 человек.
Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, - продолжил психолог.
Он скомкал ее и спросил, хочет ли кто-то все еще получить ее. И снова все подняли руки. Тогда, - ответил он, - я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднял, купюра была мятая и грязная
"Ну и кому из вас она нужна в таком виде?" И все опять подняли руки. Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все, что я проделал с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.
В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу. Это реалии нашей жизни… В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными.
Но неважно, что случилось или случится, ты никогда не потеряешь своей ценности. Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Ты особенный и не забывай об этом никогда!
СЛАЙД 17:
Хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Старший воспитатель: Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
Решение педагогического совета:
1. Продолжать вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на программу «Омское Прииртышье» Л. В. Борцова, Е. Н. Гаврилова, М. В. Зенова, Т. А. Чернобай и другие, разработанные календарные и тематические планы.
2. Использовать игровой материалом, который поможет активизировать деятельность детей в изучении экологического направления образования.
3. Педагогам всех возрастных групп организовать работу по составлению «Зеленой книги», где будет собран материал о природе нашего региона.
4.Активно использовать помощь родителей воспитанников и специалистов детского сада.
5. Организовать, пополнить уголок природы в каждой возрастной группе;
6. Подготовить информацию для родителей по экологическому воспитанию дошкольников в папках-передвижках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Природа – главное средство экологического воспитания»
Педагогический совет на тему: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Презентация к педагогическому совету «Природа – главное средство экологического воспитания»
Презентация к педагогическому совету: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Педагогический совет "Природа - главное средство экологического воспитания"
Представляю Вашему вниманию педагогический совет по экологическому воспитанию. Цель проведения педагогического совета - совершенствование педагогического мастерства, методического уровня педагогов по ...

Деловая игра для родителей и педагогов "«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
Работа с родителями....

Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"
Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...

Деловая игра для педагогов «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»
laquo;Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения иску...
мастер-класс для педагогов на тему : "Природа -главное средство экологического воспитания дошкольников"
Развитие творческого патенциала педагогов, их комппетентности в вопросах экологического воспитания детей...
