Доклад "Предметно-развивающая среда"
методическая разработка (подготовительная группа)

Баранова Юлия Александровна

Разное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rpps.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Творческий подход в организации пространства группы, как один из факторов повышения качества дошкольного образования»

Современное дошкольное образование сталкивается с множеством вызовов, среди которых особое место занимает необходимость создания качественной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей. В последние годы все большее внимание уделяется творческому подходу в организации пространства группы, который становится важным фактором повышения качества дошкольного образования.

Творческий подход в организации пространства группы является важным аспектом в дошкольном образовании. Он способствует развитию воображения, креативности и социальной адаптации детей. Творческое пространство способствует развитию ключевых навыков у детей дошкольного возраста.

Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Пространство, в котором находятся дети, играет ключевую роль в их обучении оно должно быть не только безопасным и комфортным, но и стимулирующим. Правильно организованное пространство помогает детям легче концентрироваться, взаимодействовать и исследовать окружающий мир.

В соответствии с ФГОС ДО возможны различные варианты создания среды при условии, что учитываются возрастная и иная специфика реализации образовательных программ.

Как следствие, среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенная. Включает средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование.
  • Трансформируемая. Среда может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональная. Обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности.
  • Вариативная. Предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступная. Обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасная. Все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности. 

В процессе работы над организацией предметного пространства группы я реализую свой творческий потенциал. Я применяю специальные навыки и умения для оформления пространства, изготовления деталей интерьера, проектирования архитектуры среды. Я стремлюсь сделать так, чтобы предметная среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

Привлекая детей к оформлению и изменению среды, я создаю возможность самостоятельной деятельности детей, вариативного использования игровых материалов, интеграции наполнения разных игровых зон, применения традиционных игровых материалов в новом качестве и для новых видов детской деятельности.

  Правильно организованная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создаёт основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Кроме того, такая среда выступает показателем профессионального творчества педагога, так как её формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Важную роль в организации образовательного пространства играют родители. Они могут вносить свои предложения и помогать в создании комфортных условий для обучения. Моя совместная работа с родителями способствует созданию более эффективной образовательной среды. Регулярные встречи и обсуждения с родителями помогают мне учитывать их мнения и вовлекать их в образовательный процесс.

Оформление пространственной среды необходимо для обеспечения полноценного развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. 

Что даёт это детям:

  • Создание условий для творческой, познавательной и эстетической деятельности.
  • Обогащение новыми впечатлениями и знаниями.
  • Стимуляция разных видов активности.
  • Формирование личностных качеств.

Творческий подход педагога в организации пространства группы нужен для:

  • Создания стимулирующей образовательной среды. Она вдохновляет и мотивирует детей к активному обучению.
  • Развития фантазии и творческой мысли. Это достигается через разнообразные художественные и игровые занятия, например рисование и лепку, театральные постановки, музыкальное творчество.
  • Всестороннего развития детей. Они могут открывать мир, осваивать новые навыки и развивать свои умственные и эмоциональные способности.

Ежегодна в МАДОУ «Детский сад «Колобок» проходят конкурс оформления предметно - пространственной среды групп. «Мы вместе сказку сотворим», «Новогодняя фантазия», «Центр эмоций».

Данные конкурсы оформления среды нужны для:

  • Создания условий для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО и реализуемой программой. 
  • Стимулирования инновационной деятельности педагогов в организации предметного пространства групп. 
  • Изучения и обобщения лучшего педагогического опыта работы по созданию предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста. 
  • Обеспечения эмоционального благополучия детей, развития положительного самоощущения и компетентности, включения их в разнообразные виды деятельности. 

Выявления и поощрения педагогов, которые создали наиболее оптимальную среду для развития детей. 

  • Совершенствования образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников.

Таким образом, можно утверждать, что творческий подход в организации пространства группы является важным фактором, способствующим повышению качества дошкольного образования. Он не только обогащает образовательный процесс, но и создает условия для гармоничного развития детей, что в конечном итоге приводит к формированию успешной и творческой личности.

Мои дети, благодаря моему творческому подходу к предметно пространственной среде становятся:

  • Самостоятельными и инициативными;
  • Трудолюбивыми и аккуратными;
  • Эстетически развитыми;
  • Исследовательскими;
  • Уверенными в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...