Профилактика несчастных случаев в процессе коррекционно-развивающей работы.
статья

Профилактика несчастных случаев среди обучающихся на логопедических занятиях включает:

соблюдение правил техники безопасности в кабинете учителя-логопеда, 

соблюдение правил поведения воспитанников во время занятий,

 грамотные действия педагога в нештатных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_travmatizma.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ПРОФИЛАКТИКА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ПРОЦЕССЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Подготовлен: учителем-логопедом

высшей квалификационной категории

М.А. Новожиловой

МБС(К)ОУ "С(К)НШ-ДС №10"

Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Особую тревогу вызывает детский травматизм. Педагогическими работниками принимаются различные меры профилактики, однако случаи нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводят к травмам обучающихся и ухудшению их здоровья. Охрана здоровья обучающихся в образовательных организациях в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8); профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 9).

По всем категориям неумышленного травматизма, за исключением ожогов, в большинстве случаев диагностируются травмы мягких тканей, чуть реже черепно-мозговые травмы и попадание инородных тел в дыхательные пути, на третьем месте – переломы конечностей. Среди небольших травм, которым подвергаются дети, чаще встречаются порезы и ушибы.

К основным причинам детского   травматизма следует отнести несоблюдение санитарно-гигиенических требований к образовательным организациям; нарушение дисциплины детьми во время пребывания в образовательном учреждении; недостаточный контроль за детьми со стороны взрослых; нарушение техники безопасности; недооценка детьми реальной ситуации, связанной с возможностью получения травмы; несоответствие нагрузки функциональным возможностям организма детей. Группу риска составляют гиперактивные дети с дефицитом внимания; эмоционально неустойчивые, импульсивные, недисциплинированные; склонные к рискованному поведению и необдуманным поступкам; с особенностями развития (со снижением интеллекта); с недостаточным уровнем развития координации движений; нетренированные, с низким уровнем физической подготовленности; часто болеющие дети; перетренированные дети из-за высоких спортивных нагрузок; с нарушениями зрения; дети  после перенесенных тяжелых болезней и травм.

Деятельность учителя-логопеда в образовательной организации в соответствии с законодательством РФ должна нести не только коррекционную направленность, но и соответствовать соблюдению техники безопасности. В каждом образовательном учреждении на основании основных регламентирующих документов, таких как:

 Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», действующим с 1 марта 2022 года;

  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28 января 2021 года №2

 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

 Х разделом Трудового кодекса Российской Федерации;

 и иными нормативными правовыми актами по охране труда, разработаны инструкции по охране труда при проведении с детьми логопедических и коррекционных занятий.

Профилактика несчастных случаев среди обучающихся на логопедических занятиях включает соблюдение правил техники безопасности в кабинете, соблюдение правил поведения во время занятий и действия в аварийных ситуациях. Эти меры направлены на минимизацию рисков, связанных с опасными факторами, которые могут воздействовать на обучающихся во время занятий. 

На логопедических занятиях  важно избегать вредных факторов, негативно влияющих на детское здоровье Рассмотрим основные требования к предупреждению травмоопасных ситуаций.

 Источником возникновения пожароопасной ситуации в кабинете логопеда являются электронные средства обучения и электроприборы. Во избежание создания травмоопасной ситуации логопеду не следует пренебрежительно относится к основным правилам использования электрооборудования.

При использовании ЭСО, оргтехники учителю-логопеду ДОУ запрещается:

∙ включать в электросеть и отключать от неё электроприборы мокрыми руками;

 ∙ допускать воспитанников к переноске и самостоятельному включению ЭСО;

 ∙ закрывать отверстия для забора воздуха электроприборов;

∙ располагать приборы в закрытых и глухих местах;

∙ допускать попадания влаги на поверхности используемых электроприборов;

 ∙ выполнять выключение рывком за шнур питания;

∙ передвигать включенные в электрическую сеть электроприборы;

∙ размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);

∙ разбирать включенные в электросеть приборы;

∙ прикасаться к шнурам питания с поврежденной изоляцией;

∙ защемлять и натягивать шнуры питания;

  • оставлять без присмотра включенные электроприборы;
  • использовать отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники и не сертифицированные удлинители.

Уютный кабинет логопеда всегда наполнен множеством интересных, ярких пособий и игрушек. Дети всегда рады каждому посещению. Мы же в свою очередь не забываем о безопасности.  Игровое оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей, отвечать гигиеническим требованиям и требованиям СанПиН. Если пособия мелкие не забываем их убирать в прочно закрывающиеся контейнера. Основное средство предупреждения травмоопасных ситуаций, которые дети могут получить в кабинете, постоянное присутствие логопеда. Не оставляем детей без контроля. Соблюдаем сами  и прививаем детям  основные правила посещения кабинета учителя-логопеда:

  • Учитель –логопед контролирует вход и выход воспитанников из кабинета. Нацеливает детей на спокойные действия, рекомендует передвигаться не толкаясь.
  • Дверь открывает или закрывает учитель-логопед.
  •  Работа перед зеркалом ведется только под наблюдением учителя-логопеда.
  • Учитель-логопед выдает чистые инструменты и предметы. Если что-то из этого упало на пол, пользоваться им уже нельзя.
  • Во время работы перед зеркалом нельзя двигать стулья и качаться на них.
  • Без разрешения учителя-логопеда ДОУ воспитанникам не разрешается  открывать шкафы и ящики стола.
  •  Воспитанникам не разрешается брать со стола логопеда карандаши, ручки и другие предметы. Все нужное выдает  учитель-логопед.
  • Учитель-логопед контролирует использование предметов, игрушек, карандашей в кабинете.  Не допускает, чтобы дети брали их в рот или  совали в нос или уши.
  • Хранение колющих и режущих предметов учитель-логопед осуществляет  в недоступном для детей месте.
  • При сопровождении детей по территории ДОУ учитель-логопед осуществляет контроль за соблюдением детьми правил безопасного поведения.
  • При организации  коррекционной деятельности с включением двигательной активности с использованием крупногабаритного спортивного оборудования учитель-логопед обеспечивает страховку.
  • Учитель-логопед осуществляет контроль за выполнением воспитанниками требований личной гигиены. Запрещается брать в руки и рот грязные предметы, бросать друг в друга песком и землёй. 
  • Учитель-логопед обеспечивает комфортные условий для пребывания воспитанников в кабинете, исключает психоэмоциональное перенапряжение.

Один из самых наболевших вопросов. Кто из сотрудников группы сопровождает детей на индивидуальные занятия? Данный вопрос в законодательных документах не прописан. Здесь решение принимается в каждом учебном учреждении самостоятельно. Обязательно одно условие каждого воспитанника сопровождает взрослый. Здесь избежать травм помогут основные правила передвижения в помещениях и на территории детского сада:

 ∙ во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;

 ∙ ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны,; ∙ не ходить по мокрому полу;

∙ при передвижении по лестничным пролетам соблюдать осторожность и внимательность, не наклоняться за перила, не перепрыгивать через ступеньки;

∙ обращать внимание на неровности в помещениях и на территории детского сада, обходить их и остерегаться падения;

∙ не проходить ближе 1,5 метра от стен здания дошкольного образовательного учреждения.

В случае получения травмы воспитанником: в первую очередь позвать помощника, оперативно оказать ему первую доврачебную помощь, вызвать медицинского работника ДОУ, сообщить о происшествии заведующему, родителям. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем фотографирования или иным методом. Оказать содействие при проведении расследования несчастного случая.

Под оказанием первой доврачебной помощи следует понимать оценку состояния пострадавшего и оказание психологической помощи. Логопед должен создать спокойную обстановку, не допустить возникновения паники. Нельзя кричать на детей или совершать агрессивные действия. Следует разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал поддержку, желательно комментировать действия, акцентировав внимание на их положительном эффекте. Необходимо успокоить ребенка, чтобы не ухудшать его состояние. Во время оказания первой помощи логопед должен сохранять спокойствие и проанализировать ситуацию перед проведением необходимых мер. Логопед не имеет права самостоятельно назначать ребенку препараты и обрабатывать сложные раны. Все это находится только в компетенции специалистов.

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. В образовательной среде профилактика детского травматизма, заболеваний и несчастных случаев с обучающимися во время образовательного процесса является достаточно сложной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом.. Профилактика детского травматизма – комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов риска, нацеленных на здоровьесбережение детей и учитывающих их особенности развития и жизненный опыт.

Троицк, 2025г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике несчастных случаев с воспитанниками в осенне-зимний период

Планирование работы и усиление контроля по профилактике  и предупреждению несчастных случаев среди воспитанников ДОО в осенне-зимний период....

Рекомендации для родителей на тему "Профилактика несчастных случаев"

Рекомендации для родителей на тему "Профилактика несчастных случаев"...

Профилактика несчастных случаев в быту

Берегите себя и своих детей!...

Меры профилактики несчастных случаев

Меры профилактики от несчастных случаев...

Опыт работы по профилактике несчастных случаев в ДОУ

Организация работы по профилактике несчастных случаев в детском саду...