Проект по адаптации "Я иду в детский сад!"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
Проект
по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Я иду в детский сад!»
Составила воспитатель группы № 22:
Баранова Ю.А.
го Рефтинский 2024
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста.
Цитата по теме: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.
Актуальность: Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Проблема: Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка. Сухомлинский В. А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Тема проекта: «Я иду в детский сад»
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка; • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Тип проекта: социальный
Участники проекта: дети и родители группы раннего возраста, воспитатель: Баранова Ю.А.
Вид проекта: долгосрочный 3 месяца - июль, август, сентябрь. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Ожидаемый результат данного проекта
Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы с детьми и родителями.
3. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Основной этап.
1. Заполнение адаптационных листов.
2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
3. Проведение родительского собрания, консультаций, анкетирование.
Завершающий этап.
1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании в виде игрового тренинга.
Условия реализации проекта:
Для полноценной работы созданы специальные условия:
• в приемной, на шкафчиках для одежды оформлена маркировка в виде картинок со сказочными героями;
• стенды для хранения популярной педагогической литературы, медикопсихолого-педагогических рекомендаций;
• в умывальной – маркировка со сказочными персонажами;
• в игровой собран дидактический материал, размещены пособия для развития познавательных способностей детей, а также необходимый материал и оборудование для формирования игровых навыков малышей для совместной деятельности взрослого и ребенка.
Содержание работы с родителями:
• Анкетирование родителей на предмет ожиданий от детского сада и выявление особенностей ребенка.
• Сбор информации о ребенке от родителей и выявление уровня педагогической компетентности родителей.
• Родительские собрания.
• Организация родительских встреч по типу родительского клуба.
• Мотивация на сотрудничество с педагогами ДОУ и участие в запланированных мероприятиях.
• Проявление обратной связи с целью мотивации для дальнейшего участия в жизни группы.
Результаты анализа адаптационной карты детей представлены в таблице.
Уровень адаптации | Количество детей. |
1 – 16 дней - легкая адаптация. | 11 |
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести. | 2 |
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация. | 0 |
Работа с родителями
Месяц | Тема | Форма работы |
Июль | «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад» | Знакомство с родителями и детьми. Анкетирование родителей. Оформление памяток и буклетов для родителей |
Июль Август | 1.«Мама не уходи! Или в д/с без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Знакомство родителей с особенностями адаптации детей в группе, задачами воспитания и обучения на год. | Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки в группе детского сада. |
Сентябрь | 1. Все о воспитании. 2. Подведение итогов по адаптации детей и родителей. 3. Выбор родительского комитета. | Памятка родителям. Беседы с родителями. |
Содержание работы с детьми:
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом.
• Снятие эмоционального напряжения в течении дня.
• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
• Формирование культурно-гигиенических навыков.
• Развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
• Сенсорное воспитание.
• Развитие движений.
• Формирование игровых умений и навыков, предпосылок сюжетной игры.
• Музыкальное воспитание.
• Изобразительная деятельность.
• Оценка адаптационного периода.
Перспективное планирование на адаптационный период
1 неделя «Мы знакомимся»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утренний прием | Встреча вновь поступающих детей с игрушкой «Петушок» – создание психологического комфорта | Прием детей в группу. Внести игрушку «Зайчик», показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи игрушкой | Прием детей в группу. Внести новую мягкую игрушку «Мишка». Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске и т.д | Прием детей в группу. Встреча детей с куклой Машей, у которой мячик. Предложить детям покидать мячик. Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится. | Прием детей в группу. Встреча с куклой Машей. Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушки в «домики» |
Игры с воспитателем и куклой на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Дай ручку» «Зайка» | «Киса-киса! Брысь!» «Волшебный платочек» | «Хлопаем в ладоши» «Привет! Пока!» | «Найди кошку Мурку» «Хлопаем в ладоши» | «Привет! Пока!» «Кто в кулачке» |
Ознакомление с окружающим, ориентация в пространстве. | Знакомство детей с приёмной: «Мой шкафчик» | Зайка знакомит детей с группой – «Развивающие зоны» - спортивный уголок | Мишка знакомит детей с туалетной комнатой – Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами. | Кукла Маша знакомит детей с группой – «Развивающие зоны», знакомство со строительным материалом. | Кукла Маша знакомит детей со спальней: «Вот твоя кроватка» |
Общение | Игровая ситуация: «Домик для моей одежды» | Игровая ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Игровая ситуация «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца» | Игровая ситуация «Как дети играют в кубики» | Игровая ситуация: «Кроватка ждёт тебя, малыш!» |
Подвижные игры, хороводы на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений. | «Шарик» «Топотушки» | «Зайка» «На полянке зайки танцевали» | «Догоню-догоню!» (игра с мишкой). «За малиной в лес пойдем» | «Лови мячик!» «Мой веселый звонкий мяч» | «Шли-шли, что-то нашли» «Тише, тише не шумите куклу Машу» |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Пальчик-мальчик» «Ладушки, ладушки» | «Этот пальчик – дедушка…» «Пальчик-мальчик» | «Ладушки, ладушки» «Сорока, сорока, кашку варила» | «Два медвежонка» «Маша варежку одела» | «Есть в лесу под ёлкой хата» «Маленький ёжик, четверо ножек» «Мышка» |
Формирование культурно-гигиенических навыков при использовании художественной литературы и фольклора | Потешка для новичков: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач», «Кто из нас хороший?» Потешка во время умывания: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка – утенка, кошка – котенка» | Потешка во время умывания: «Теплою водою руки чисто мою» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка» «Девочка-рёвушка» Потешка на обед: «Это – ложка, это – чашка» | Потешка на умывание «Ай, лады-лады-лады, не боимся мы воды» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки» Потешка во время укладывания ребёнка спать: «Баю, баюшки, баю» | Потешка на одевание: «Вот как Машу одевали» Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка – утенка, кошка – котенка» | Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою» Потешка во время укладывания ребёнка спать: «Не плачь, не плачь, детка» Потешка на обед: «Это – ложка, это – чашка» |
Индивидуальная работа | «Мой шкафчик» – формирование культурно-гигиенических навыков, учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | «Ловкий зайка» – развитие движений с модулями: перелезание, подлезание, присаживание. | «Мишкин горшок» – формирование культурно-гигиенических навыков, учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | Игра «Во дворе» – развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию. | «Кормление куклы Маши» – формирование культурно -гигиенических навыков: учить последовательности при мытье рук, учить пить из чашки, есть ложкой. |
Освоение социальных норм и правил | «Вежливый Петушок» –- учить детей здороваться при входе в детский сад. | Покажем зайке, как мы убираем игрушки на место (в свой домик). | «Пушистое полотенце Мишки» –учить пользоваться своим полотенцем. | Игровая ситуация «Любимая игрушка Маши» – учить детей не отбирать игрушки друг у друга. Рассказать о правилах очерёдности игры с игрушкой. | «Маша-растеряша» – учить детей не разбрасывать одежду; складывать в свой шкафчик. |
2 неделя «Мы привыкаем»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утренний прием | Прием детей в группу. Встреча детей с ёжиком, который принёс мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями | Прием детей в группу. Внести мягкую игрушку «Белочка». Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске и т.д. | Прием детей в группу. Внести мягкую игрушку «Петушок». Привлечь внимание детей к пирамидкам. Предложить детям собрать и разобрать пирамидки | Прием детей в группу. Внести нового героя – Петрушку. Попросить детей поздороваться и познакомиться с ним | Прием детей в группу. Встреча детей с куклой Машей, у которой мячик. Предложить детям покидать мячик. Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится. |
Игры с воспитателем и куклой. | «Выдувание мыльных пузырей» – - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Превращение в зверушек» – имитация движений, звукоподражание. | Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами). | «Дай ручку», «Волшебный платочек» – развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Привет! Пока!», «Мышка» – развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. |
Ознакомление с окружающим, ориентация в пространстве. | Ёжик знакомит с группой – «Развивающие зоны» - уголок «дом» | Белочка знакомит со спальней - «Вот твоя кроватка» - повторение | Петушок знакомит с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол | Петрушка знакомит с группой – «Развивающие зоны» - уголок «изо» | Кукла Маша знакомит с группой – «Развивающие зоны» - книжный уголок. |
Общение | Игровая ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Игровая ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!» – повторение. | Игровая ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы). | Игровая ситуация: «Петрушкина коробочка с волшебными палочками» – знакомство с цветными карандашами. | Игровая ситуация: «Картинки в наших книжках». |
Подвижные игры, хороводы. | «Раздувайся пузырь» – учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе. | Музыкальная игра «Зайка серенький сидит» – развитие эмоционального общения ребенка со взрослым. | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений. | «Догоню-догоню!» (игра с Петрушкой) - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Лови мячик!» – развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений. |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Где же наши ручки?» «Как у нашего кота» | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; «Сорока, сорока, кашку варила» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик – дедушка…» | «Комарики» «Летели две птички» | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; «Сорока, сорока, кашку варила». |
Формирование культурногигиенических навыков при использовании художественной литературы и фольклора | Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка» Потешка при умывание «Ушки мыли? Лапки мыли?» Потешка во время укладывания «Маленькие заиньки, захотели баеньки» | Чтение песенки потешка «Вот и люди спят» Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» | Потешка на умывание «Ай, ладылады-лады, не боимся мы воды» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки» Потешка во время укладывания: «Люли-люли, | Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка» Потешка на обед: «Это – ложка, это – чашка». | Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка утенка, Кошка – котенка» Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». прилетели гули» |
Индивидуальная работа | Игры по развитию движений: «Пролезь в обруч», «Догони мячик», «Достань комарика». | «Башмачки по местам» – формирование культурно-гигиенических навыков, учить детей при одевании на прогулку снимать групповую обувь и убирать в шкаф. | Сенсорное развитие. Игры-занятия с дидактическим материалом. «Пирамидка». Цель: учить детей нанизывать кольца на стержень; учить снимать кольца со стержня. | Игровая ситуация «Каждая ножка в свой домик» – учить детей самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью, отыскивать отверстия для каждой ноги | Игра «Носики – курносики» – формирование культурно-гигиенических навыков, учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком. |
Освоение социальных норм и правил | Игра «Вежливый Ёжик» – учить детей здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. | Игровая ситуация «Мишка Белочку обидел» – учить детей не драться и не толкать других детей. | Игра «Волшебная рукавичка Петушка» – учить детей убирать игрушки на место (в свой домик). | Игровая ситуация «Петрушкина коробочка» – учить детей убирать цветные карандаши в коробочку. Рисуем сидя за столом. | Игровая ситуация «Любимые Машины книжки» – учить детей смотреть книги, брать аккуратно, не рвать. |
3 неделя «Мы осваиваемся»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утренний прием | Утренний прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Кошка». Показать детям игрушку – кошку. Поиграть в прятки: «Где киска? | Утренний прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Неваляшка». Создать игровую ситуацию «Машина катает неваляшку». Предложить детям прокатить на машине неваляшку | Прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Мышка». Создать игровую ситуацию: на стол положить строительный материал | Прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Ёжик». Привлечь внимание детей к дидактическому столу. | Прием детей в группу. Прием детей в группу. Встреча детей с куклой Дашей. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями. |
Адаптационные игры с воспитателем | Игры с водой – снятие эмоционального напряжения: «Ловись, рыбка», «Ручной дождик». | Музыкальная игра «Мы – милашки, куклы-неваляшки» – развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | Игры со строительным материалом «Дом-башня из кубиков». | Игра с прищепками: «Разноцветные ёжики» для снятия эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики. | «Выдувание мыльных пузырей» – развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым |
Ознакомление с окружающим, ориентация в пространстве. | Игра «Волшебный платочек» – знакомство детей друг с другом | Игровая ситуация «Отвезем неваляшку в гараж» –знакомство с группой: игрушечный уголок «Гараж». | Игра «Маленькая мышка по городу спешит» – продолжать знакомство детей друг с другом. | Ёжик знакомит с группой – развивающие зоны «Дидактический стол». | Игра «В гости к куклам» – Даша знакомит с игрушечным уголком «Дом». |
Общение | Игровая ситуация «Кошка Мурка проголодалась». | Игровая ситуация «Покажем Неваляшке игрушки, которые живут в нашей группе». | Игра «Спрячемся от мышки» | Игровая ситуация «Волшебная корзина Ёжика». | Игровая ситуация «Кукла Катя идет в детский сад». |
Подвижные игры, хороводы. | «Раздувайся, пузырь» – учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе. | «Катаем игрушки на машинах» – развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Каравай» – учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе. | Игра «Догонялки с мышкой» на развитие движений | «Шли-шли, что-то нашли» – продолжать знакомить с группой; расширение ориентировки, развитие движений. |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Ёжик», «Птички» | «Спокойного сна», «Сорока, сорока, кашку варила» | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки», «Мы кружок нарисовали» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Капуста» | Логоритмика «Где же наши глазки?», «Где же наши ручки?» |
Формирование культурно-гигиенических навыков при использовании художественной литературы и фольклора | Потешка для тех, кто плачет: «Придет киска не спеша» Чтение стихотворения А. Барто «Девочка рёвушка» Потешка на горшок «Сели на горшок с утра». | Чтение песенки потешка «Вот и люди спят» Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» | Потешка на одевание: «Вот они, сапожки». | Потешка на умывание «Мойтесь ушки, мойся, шейка» Потешка на горшок «Я – горшок, я – любимый твой дружок» | Потешка на обед: «Уткаутенка, Кошка – котенка» Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». прилетели гули» |
Индивидуальная работа | «Мой шкафчик» – учить детей находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | «Сухие ручки» – учить детей после умывания вытирать руки полотенцем. | «Покормим мышку обедом» – учить детей после еды говорить «спасибо». | «Наши горшочки» – учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | «Покажем кукле Даше как мыть ручки» – учить закатывать рукава при мытье рук. |
Освоение социальных норм и правил | «Кошка Мурка обедает» – учить детей садится за стол с чистыми руками. | «Волшебная рукавица» – учить детей убирать игрушки на место (в свой домик). | «Волшебное слово» – учить здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. | Игровая ситуация «Любимая игрушка ёжика» – учить детей не отбирать игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Игровая ситуация «Куклу Дашу обидели» – учить детей не драться и не толкать других детей. |
4 неделя «Детский сад – наш дом родной»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утренний прием | Прием детей в группу. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями. | Утренний прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Зайка». Игры с вертушками: создать радостное настроение от игры с вертушками. | Прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Мишка». Заинтересовать детей играми с пирамидками. | Прием детей в группу. Встреча детей с игрушкой «Собачка». Привлечь внимание детей к играм с мячами. | Прием детей в группу. Показать детям игрушку – лисичку. Поиграть в прятки»: «Где лисичка? – нет ее, спряталась». Игра на звукоподражание. |
Адаптационные игры с воспитателем | «Выдувание мыльных пузырей» на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | Игры с песком: «Песочные прятки» «Необыкновенные следы» на снятие эмоционального напряжения. | «Шуршащая коробка» «Шелестящие подушечки» на развитие тактильной чувствительности, воображения. | Игры с водой: «Поплывет и утонет» «Кораблики» на снятие эмоционального напряжения. | «Чудесный мешочек» на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. |
Ознакомление с окружающим, ориентация в пространстве. | Игра «Волшебный платочек» – знакомство детей друг с другом | Игровая ситуация «Отвезем неваляшку в гараж» –знакомство с группой: игрушечный уголок «Гараж». | Игра «Маленькая мышка по городу спешит» – продолжать знакомство детей друг с другом. | «Путешествие по группе с Мишкой» – закрепление игровых зон. | Игра «Волшебный платочек» – закреплять имена детей группы |
Общение | Игровая ситуация «Кукла Маша в гостях у бабушки» – формирование первичных представлений о домашних животных. Упражнения на звукоподражание (пи-пи, мяу, ко-ко, ку-ка-ре-ку). | Игра – ситуация «Зайчик заболел» – учить детей уходу за больными, пользоваться медицинскими инструментами, воспитывать чуткость и внимательность | Игровая ситуация «Мишка собирается на прогулку» – развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, воспитывать заботливое отношение с окружающим. | Игровая ситуация «Мой любимый детский сад» – дать понять, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту. | Игровая ситуация: «Картинки в наших книжках. |
Подвижные игры, хороводы. | «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать» – организовать чаепитие в игровом уголке с куклой Машей. | Подвижные игры «Птички полетели» «Полетим как самолеты» на развитие движений. | Каравай» – учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе | Музыкальная игра «Петушок – золотой гребешок» на развитие движений | «Поймай бабочку» «Согрей бабочку» – упражнять детей в прыжках, снятие эмоционального напряжения. |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Ёжик», «Птички» | «Спокойного сна», «Сорока, сорока, кашку варила» | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки», «Мы кружок нарисовали» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Капуста» | Логоритмика «Где же наши глазки?», «Где же наши ручки?» |
Фольклор, художественная литература | Знакомить детей со стихами А. Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе. | Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе. Напомнить стихотворение «Зайка» и познакомить со стихотворением «Мишка». | «Рассказывание детям русской народной сказки «Курочка ряба» с использованием магнитного театра. | Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Потешка на умывание: «Закатаем рукава, открываем кран - вода» | Потешка на горшок «Я – горшок, я – любимый твой дружок» Чтение стихотворения А. Барто «Девочкарёвушка» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки |
Индивидуальная работа | «Кормление куклы Маши». Формирование культурно-гигиенических навыков: учить последовательности при мытье рук; учить пить из чашки, есть ложкой. | «Научим Мишку раздеваться» – приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого. | «Да здравствует мыло душистое!» – формирование Культурно-гигиенических навыков: продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем. | «Носики-курносики» – приучать детей к опрятности, аккуратности: учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком | «Чашечка подружка» – приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют). |
Освоение социальных норм и правил | «Игровая ситуация «Машины книжки» – учить детей смотреть книги аккуратно, не рвать. Кошка Мурка обедает» – учить детей садится за стол с чистыми руками. | «Вежливый зайчик» – продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением. Приучать здороваться, прощаться, благодарить. | «В гостях у Медвежонка» – воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать. | «Дружные ребята» – способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. | Игровая ситуация «Любимая игрушка Лисички» – учить детей не отбирать игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. |
Заключение
Невозможно предложить единый для всех метод адаптации - каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
При подготовке проекта использована методическая литература:
1. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.
7. Лыкова И.А., Волосовец Т.В, Кириллова И.А., Ушакова О.С. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2018.
8. Яковлева Э.Н., Майер А.А, Гришина Г.Н., Сорокина В.А., Организация деятельности консультационно-методического центра: Учебнометодическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир»,2020г.
Приложение 1
Примерные игры в адаптационный период
Игры для налаживания контакта с ребенком
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. - Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик - лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. - Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. - Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. - Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. - Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: - Хлопну я в ладоши, буду я хороший. Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка {в ступке).
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался). - Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: - Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений. Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо. - Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры. - Кати мячик! Oп! Поймала мячик! Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. - Я Петрушка — веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. - Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ляля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его. - Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так. Действие сопровождается стихотворением: Киса, кисонька, кису ля! — Позвала котёнка Юля. Не спеши домой, постой! — И погладила рукой. Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть. - Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке. После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь. - В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз! Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. - Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок! Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. - Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать! Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями —дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами: - Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову. - Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним. Детка хлопать так умеет, Своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, Своих ручек не жалеет!
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую. У белого котенка Мягкие лапки. На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки. Но на каждой лапке Коготки-царапки! Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину. - Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят - «Киса! Киса!» - держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.Киса, киса! Брысъ! Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника - ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны. группе», и др.
Приложение 2
Потешки и стихи с движением для детей 1-2 лет
Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ.
(топаем ногой)
Топаем – хлопаем
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседае
Мы ногами топ-топ-топ
Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!
Застучали ножки
Застучали ножки
(топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком .И покружимся
волчком! (кружимся).
Самолеты
Самолеты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)
Жил – был зайчик
Жил – был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
Два жука
На полянке два жука
(пружинящие движения ногами)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх)
Как на горке
Как на горке - снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой - снег, снег,
(приседаем)
И на елке - снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой - снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив
сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).
Снежинки
С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)
Стрекоза
Вот какая стрекоза,
(показываем размер двумя руками)
Как горошины глаза.
(прикладываем руки к глазам)
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
(поднимаем руки вверх)
Мы летаем низко,
(присаживаемся на корточки)
Мы летаем далеко,
(приставляем к голове руку козырьком)
Мы летаем близко.
(руки в стороны – бегаем по комнате)
Здравствуйте!
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки,
топ-топ-топ! (топать)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки,
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки,
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)
Привет! (помахать рукой над головой)
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Выделяют следующие степени адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например, «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
Детский сад – это милые, добрые умные, веселые, шумные, замечательные дети. Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей к детскому саду "Здравствуй детский сад"
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:-преодоление стрессовых состояний у детей р...
ПРОЕКТ «Мониторинг адаптации детей к детскому саду»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста...

Проект по адаптации детей "Здравствуй, детский сад!"
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...

Я иду в детский сад. Проект по адаптации детей к детскому саду
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»
Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...

Проект по адаптации детей в детском саду "Адаптация с улыбкой"
Проект направлен на создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада....



