Программа совместной деятельности по экологическому воспитанию "Защитники природы"
рабочая программа (подготовительная группа)
Совместная деятельность по экологическому воспитанию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Ёлочка» общеразвивающего вида
Программа
совместной деятельности по экологическому воспитанию
«Защитники природы»
(6 – 7 лет)
Составила: Кунова Е.В.
2023 г.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Актуальность.
.
Пояснительная записка.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся
социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Совместная деятельность по экологии позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Настоящая программа разработана на основе системы работы со старшими
дошкольниками С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа учитывает психологические особенности детей, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания и взаимопомощи.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки родного края. Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения.
Цель программы: расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.
Программа реализует следующие задачи:
Обучающая: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, изучение правил поведения в природе и применение на практике усвоенных экологических знаний, умений, навыков; формирование представлений о географических особенностях малой Родины.
Развивающая: развитие интереса к природе, ответственности за свои поступки; развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка, образного мышления, чувства красоты; развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; совершенствование мышления, творческих способностей, поддержание их познавательного интереса.
Воспитательная: развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому программа «Защитники природы» направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
- Фотосъемка в природе.
Программа рассчитана деля детей 6 – 7 лет. Совместная деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – 30 минут.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, экологическая комната; на территории ДОУ: сад.
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.
Ожидаемый результат:
1. Правильно вести себя по отношению к окружающей природе, нести ответственность за свои поступки и понимать их последствия;
2. Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
3. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге.
4. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
5. Делать элементарные выводы и умозаключения.
6. Иметь представление о флоре и фауне Республики Бурятия.
План работы
Месяц | Название темы | Количество |
Сентябрь | ||
1 неделя | Где мы живем? | 1 |
2 неделя | Золотая осень. Как заполнять календарь природы | 1 |
3 неделя | Экскурсия по территории детского сада | 1 |
4 неделя | Наблюдение «Что было сначала, что потом? Соберѐм семена садовых цветов» | 1 |
Октябрь | ||
1 неделя | К чему приводит лесной пожар? | 1 |
2 неделя | Поделка из природного материала | 1 |
3 неделя | Экскурсия на озеро Гусиное | 1 |
4 неделя | Комнатные растения | 1 |
Ноябрь | ||
1 неделя | Живая и неживая природа. | 1 |
2 неделя | Домашние животные | 1 |
3 неделя | Как лесные жители готовятся к зиме | 1 |
4 неделя | Многообразие растительного и животного мира Бурятии | 1 |
Декабрь | ||
1 неделя | Кто такая рыбка | 1 |
2 неделя | Хвойные деревья | 1 |
3 неделя | Ёлочная игрушка из природного и бросового материала | 1 |
4 неделя | Учимся беречь | 1 |
Январь | ||
1 неделя | Откуда взялись мусорные горы? | 1 |
2 неделя | Какой снег? Получаем талую воду. Замораживаем воду. | 1 |
3 неделя | Зимующие птицы. Наблюдение «Какие птицы летают? Когда птицы бывают заметны?» | 1 |
4 неделя | Поделки из бросового материала | 1 |
Февраль | ||
1 неделя | Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу | 1 |
2 неделя | Опытно-исследовательская деятельность «Выращиваем лук» | 1 |
3 неделя | Опытно-исследовательская деятельность «Выращиваем лук» | 1 |
4 неделя | Животные Арктики. Белые медведи | 1 |
Март | ||
1 неделя | Прошла зима холодная | 1 |
2 неделя | Весна в жизни животных | 1 |
3 неделя | Деревья и кустарники на нашем участке | 1 |
4 неделя | Береги живое | 1 |
Апрель | ||
1 неделя | Как помочь растению | 1 |
2 неделя | Овощи и фрукты на нашем столе | 1 |
3 неделя | Экскурсия в весенний парк | 1 |
4 неделя | Земля – наш дом | 1 |
Май | ||
1 неделя | Как человек охраняет природу | 1 |
2 неделя | Викторина «Юные любители природы» | 1 |
3 неделя | Комплексное занятие «Весна кончается – лето начинается» | 1 |
4 неделя | Развлечение «Мы - друзья природы» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (5-7 лет) по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (5-7 лет) "Мы - друзья природы" состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой содержит пояснит...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
Программа расчитана на детей от 5 до 7 лет....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Сказка» 4-5 лет На 2020-2021год Разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной Программы ДОУ, составленной в соответствии с основной общеобразовательной программо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА в средней группе...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ
Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...