Семинар-практикум "Нейропсихологические игры и упражнения с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия - это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 152.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Глебова А.С.,
учитель-логопед МБДОУ № 46
Семинар-практикум
«Нейропсихологические игры и упражнения с детьми дошкольного возраста»
Теоретическая часть.
На сегодняшний день, наблюдения и диагностика дошколят, приводит к выводу, что все и больше и больше появляется детей с различными нарушениями развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни детей.
Давайте вспомним, как мы проводили время в наше детство. Поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в «резиночку», крутил обруч, играл в классики. А наши дворовые игры с правилами: прятки, казаки-разбойники, колечко и многое другое…
А теперь, поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Таким образом, недостаточность физической активности ведет современных детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейропсихологическими играми и упражнениями.
И так, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры - эффективная методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают, по мнению психологов вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодействие - это особый механизм, объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия - это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков.
Кинезиология - это наука о движении, которая относится к здоровьесберегающей технологии и направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга. Использование кинезиологических упражнений позволяет: укреплять здоровье, снижать усталость, утомляемость, раздражительность, улучшает психоэмоциональное состояние, повышает умственную работоспособность.
Методика нейропсихологических игр применяется не только для детей, имеющих определенные нарушения, но и совершенно здоровых ребят, ведь, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Нейроигры являются доступным средством, которое позволяет создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Многим известно, что правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а так же склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие - за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей. А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Сегодня я представлю вам упражнения и игры на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.
Практическая часть.
Игра «Нейротаблица или покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.
Игра «Зеркальное рисование»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, точности и координации движений, формирование функции контроля, мелкой моторики
Ход игры: в этом задании на амбидекстрию нужно следовать кончиками пальцев по контуру или держа фломастеры в обеих руках одновременно.
Игра «Покажи путь»
Ведущему завязывают глаза. Ребёнок должен провести его от точки А до точки Б, подсказывая куда двигаться и на сколько шагов. Например, два шага вперёд, четыре шага вправо, один шаг назад, два вправо, три вперёд.
Игра «Нейроладошки»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие координации движения, развитие навыка употребления предлогов, выполнение инструкций, навык счета.
Ход игры: попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались.
Рисование двумя руками
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Ход игры: для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.
Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Специалисты используют параллельное рисование в качестве профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Ведь трудности с чтением и письмом, когда дети путают или пропускают буквы становятся всё более распространённой. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях.
Игра «Воображариум»
Нарисуйте геометрические фигуры и попросите ребёнка пририсовать к ним дополнительные элементы, так чтобы получился рисунок. Такая игра отлично развивает воображение.
Рассмотрим подробнее нейропсихологические упражнения:
- «Ухо-нос» - одновременно правая рука ребёнка дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуются обе руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок;
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.
Благодаря нейропсихологическим упражнениям оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Таким образом, регулярное выполнение нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции, готовит их к обучению в школе.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»
МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ ...

Театрализованные игры и упражнения с детьми старшего возраста
Безусловно, научиться импровизировать в прцессе игрового общения с детьми- дело очень непростое, поэтому воспитателям лучше начинать с изучения таетральных игр с продумыванием того...

Театрализованные игры и упражнения с детьми старшего возраста
Безусловно, научиться импровизировать в прцессе игрового общения с детьми- дело очень непростое, поэтому воспитателям лучше начинать с изучения таетральных игр с продумыванием того...

Игры и упражнения с детьми дошкольного возраста
Игры и упражнения с использованием природного материла детьми дошкольного возраста....

Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре
РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...

Спортивные игры и упражнения с детьми дошкольного возраста
Познавательные материал о пользе спортивных игр во время прогулки детей дошкольного возраста. Для педагогов и родителей....

Круглый стол для педагогов: «Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста» (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)
laquo;Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста» (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)...




