"Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников".
консультация
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня занимает одно из ведущих мест в образовательно-воспитательном процессе образовательных организаций. В системе дошкольного образования оно направлено на формирование у детей чувств любви и уважения к Родине и государству, на развитие положительных качеств личности и проявления эмоционально-чувственных представлений в собственном поведении.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня занимает одно из ведущих мест в образовательно-воспитательном процессе образовательных организаций. В системе дошкольного образования оно направлено на формирование у детей чувств любви и уважения к Родине и государству, на развитие положительных качеств личности и проявления эмоционально-чувственных представлений в собственном поведении. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в дошкольном возрасте очень важна, так как сформированные в этот период гражданско-патриотические чувства и качества – это основа для дальнейшего становления наиболее глубоких чувств гражданственности и патриотизма.
От того, как будут патриотические чувства сформированы в дошкольном возрасте, зависит его развитие в последующем.
Тему патриотического воспитания в своих трудах раскрывали классики педагогики Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.И.Водовозова, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек. Многими психологами (А.Г.Ковалёвым, А.А.Люблинской, Т.А.Репиной, П.М.Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями.
Р. И. Жуковская, Г. М. Лямина, Н. В. Меньшикова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, В. И. Логинова и др. (исследования 80-90г) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Психологи-педагоги Л. А. Венгер, В. А. Петровский, И. Я. Михайленко и др. предложили личностно-ориентированную модель воспитания. Это позволило смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей чувства любви и гордости за свою Родину, гражданственности через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование патриотических качеств дошкольников с использованием современных технологий. Работа должна строиться так, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Для достижения эффективного результата, необходимо искать разные, нетрадиционные методы воздействия на эмоциональную и нравственную сферы ребенка.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, формировать у него начальные чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям труда, своим обязанностям. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой убежденности и вдохновения. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Д. Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведений, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о Татарстане и России, их столиц;
- знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности – во время проведения непосредственно образовательной деятельности, игровой, коммуникативной, трудовой, а также в быту, так как воспитывает патриота вся его жизнь – в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для развития гражданско-патриотического потенциала у дошкольника необходимы следующие условия:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- использование личностно ориентированного подхода в обучении детей;
- творческий подход к содержанию образования;
- осуществление отбора содержания с учетом регионального компонента;
- интеграция разных видов деятельности;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Существенное значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь именно интересы детей подсказывают темы проектов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через сплетение разных областей знаний создается целостное видение картины окружающего мира. Совместная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело помогает в развитии коммуникативных и нравственных качеств.
Проектная деятельность — эффективный метод гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Он позволяет создать условия для освоения знаний о государстве и Родине на основе собственной активности детей, мотивированной возникшими интересами в процессе общения со взрослыми.
Использование проектной деятельности в качестве средства гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников требует соблюдения следующих условий:
1. Отбор тематики и содержания проектной деятельности, способствующих формированию и углублению знаний о семье, Родине, природе, истории и культуре родной страны, развитию познавательного интереса к родному краю и стране, чувства уважения и гордости.
2. Реализация проектов с включением различных форм совместной детско-взрослой деятельности, в которой каждый воспитанник может проявлять свои знания, умения и способности в различных видах познавательной и творческой деятельности.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие в которой обогащает детские представления, развивает эмоции и чувства, интересы.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1. Постановка цели.
2. Поиск формы реализации проекта.
3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
6. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Реализация проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию предполагает использование следующих форм работы с детьми:
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о природе родного края, труде людей;
- целевые прогулки к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, аптека, почта, библиотека. По улицам, носящим имена героев ВОВ;
- экскурсии в музей, к памятным местам;
- использование ИКТ для прослушивания музыкальных произведений, показа детям фильмов о подвигах русских людей;
- рассматривание иллюстраций, картин, буклетов, содержащих исторические факты;
- встречи с ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «День Победы» и др.;
- подготовка тематических выставок, изготовление сувениров;
- беседы. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т. д.;
- трудовая деятельность. Ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела;
- художественная деятельность. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами;
- игра («Детский сад», «Семья», «Школа» и др.)
Данная технология в дошкольном образовании неслучайно приобрела большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности способствует развитию креативности, повышению профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.
Поэтому метод проектов может быть использован как один из способов осуществления гражданско-патриотической воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005 – 205 с.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 – 112 с.
3. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007 – 112 с.
4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 – 109 с.
5. Савченко В.И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитаниядошкольников: Методические рекомендации / В.И Савченко.– СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.
С...

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но ...
Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников
В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуваж...

«Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет» (Из опыта работы).
Материал посвящен проблеме развития проектной деятельности в ДОУ; развитию навыков работы у детей в проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриота и гражданина России. Будет интересен пе...

Доклад «Проектная деятельность как средство развитие исследовательских способностей старших дошкольников»
Обобщене опыта в работе с детьми в проектной деятельности....

Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде.
Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде....