Статья "Игра «Мемо» и другие игры на память в ДОУ"
статья

поздеева евгения владимировна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл memo.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Мемо» — простое и очень эффективное средство развития зрительной и слуховой памяти, внимания, логики и исполнительной функции у старших дошкольников (6–7 лет). В подготовительной группе игры на память помогают формировать учебную готовность: умение удерживать и воспроизводить информацию, сравнивать, анализировать и планировать действия.

Цели и задачи

Цель: развитие кратковременной и оперативной памяти, внимания и навыков учебной деятельности через игровые задания.

Задачи:

- развивать зрительную и слуховую память;

- тренировать концентрацию внимания и устойчивость к отвлекающим факторам;

- формировать навык произвольного запоминания и проговаривания;

- развивать речевые и логические умения (описание, группировка, сравнение);

- подготовить детей к школьной работе (запоминание букв, слов, последовательностей).

Теоретическая справка (кратко)

- Память у детей дошкольного возраста быстро развивается, особенно в результате игровых и эмоционально окрашенных занятий.

- Важны разнообразие стимулов (зрительные, слуховые, тактильные) и повторы.

- Игра должна быть короткой (10–20 минут) и иметь ясные правила.

Материалы

- Набор карточек (пар) — 12 пар (24 карточки) для классического варианта. Карточки 6×6–8×8 см, прочный картон, ламинация.

- Тематические наборы: буквы — картинки, цифры — количества, животные, предметы, геометрические фигуры.

- Звуковые пары: мелкие предметы в ёмкостях или карточки с изображением звуков.

- Таймер/счетчик времени (опция), доска/лист для записи результатов.

- Примерный набор для занятий: 12 пар (легкий), 16 пар (средний), 20 пар (сложный).

Основные варианты игр

1) Классическое «Мемо»

- Правила: все карточки перевернуты лицом вниз; дети по очереди открывают по две; если пара совпала — забирают и ходят снова; если нет — переворачивают обратно. Побеждает игрок с наибольшим числом пар.

- Что тренирует: зрительная память, внимание, навыки планирования.

2) Тематическое «Мемо»

- Пары связаны тематически: буква — картинка с этой буквой, цифра — изображение количества, слово — картинка.

- Польза: связывает память с учебным материалом (азбука, счет, лексика).

3) «Мемо на слух»

- Пары составляют звучащие пары: звук/источник (музыкальный инструмент — звук), слово — рифма, звук животных.

- Выполнение: воспитатель проигрывает звук или произносит слово; дети должны подобрать соответствующую карточку или найти пару среди карточек со звуками.

- Тренирует слуховую память и фонематический слух.

4) «Последовательность» (цепочка)

- Воспитатель показывает последовательность картинок (3–6 предметов), затем дети воспроизводят порядок. Можно усложнять длину цепочки.

- Тренирует память на порядок, рабочую память.

5) «Парное сравнение» (детали)

- Карточки с похожими изображениями, но с мелкими отличиями. Нужно найти идентичные пары среди похожих — развивает наблюдательность и внимание к деталям.

6) Командные и подвижные варианты

- «Почтальон»: карточки разбросаны, дети бегут, находят и приносят пару напарнику.

- Командное мемо: команда за определенное время должна собрать максимум пар, взаимодействуя и проговаривая найденные пары.

Дифференциация и адаптация

- Для детей с хорошей памятью: увеличить число пар, сократить время на обдумывание, добавить отвлекающие элементы.

- Для детей с трудностями: уменьшить количество пар, разрешить проговаривать вслух найденные пары, работать в паре с педагогом.

- Для детей с нарушениями слуха: больше зрительных стимулов, тактильные карточки.

- Для детей с нарушениями внимания: короткие раунды (5–7 мин), частые перерывы, положительное подкрепление.

Оценка прогресса

Простая система наблюдения:

- Этап начальный: ребенок находит 2–4 пары из 12.

- Этап средний: 5–8 пар.

- Этап продвинутый: 9–12 пар.

Также фиксировать: время удержания в задаче, уровень отвлекаемости, способность использовать стратегии (проговаривание, запоминание расположения).

Практические советы для воспитателя

- Меняйте тему карточек: интерес повышается при обновлении образов.

- Поощряйте использование словесных стратегий: проговаривание, группировка по признакам.

- Следите за темпом: дети устают — сокращайте время.

- Используйте игровые элементы: соревнование, роли, таблички с результатами.

- Включайте родителей: дай̆те набор мини-мемо на дом для занятий 10–15 минут в день.

Связь с подготовкой к школе

- Тематические мемо с буквами, слогами и словами помогают автоматизировать узнавание букв и развитие фонематического слуха.

- Мнемотехника развивает рабочую память, что важно при выполнении школьных заданий и внимательном выполнении инструкций.

Примеры тем для карточек

- Буквы — картинки (А — арбуз, Б — барабан).

- Слоги — картинка (ла — лама).

- Цифры — количество предметов.

- Формы и цвета.

- Профессии и инструменты.

- Животные и места обитания.

Ошибки и как их избегать

- Слишком много пар сразу — дети теряют мотивацию. Начинайте с малого и постепенно увеличивайте.

- Отсутствие правила фиксированного порядка — следите, чтобы все понимали правила.

- Оценивание только результата. Важно отмечать усилие, стратегию и прогресс.

Заключение

Игра «Мемо» и производные от нее задания — универсальный инструмент в подготовительной группе ДОУ. При систематическом использовании они улучшают память, внимание и учебную готовность детей, легко адаптируются под разные темы и уровни подготовки, и не требуют сложных материалов. Регулярные короткие игровые тренировки (2–3 раза в неделю по 10–20 минут) дают заметный положительный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры развивающие память дошкольников

В материале собраны игры, направленные на развитие различных видов памяти....

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

картатека игр для развития внимания и памти...

Игры "Развиваем память и внимание"

Картотека игр на развитие памяти и внимания...

"Ровным кругом друг за другом" Игры - хороводы для детей дошкольного возраста

Игры созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры....

"Ровным кругом друг за другом" Игры - хороводы для детей дошкольного возраста

Игры созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры....

Игры, развивающие память и внимание

Игры,  развивающие память и внимание...