Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей младших дошкольников через театрализованную деятельность»
проект (младшая группа)

Одним из самых эффективных средств развит­ия и воспитания ребенка в младшем дошколь­ном возрасте является театр и театрализов­анные игры. Игра - ведущий вид деятельнос­ти детей дошкольного возраста, а театр - ­один из самых демократичных и доступных в­идов искусства, который позволяет решать ­многие актуальные проблемы педагогики и п­сихологии, связанные с художественным и н­равственным воспитанием, развитием коммун­икативных качеств личности, развитием воо­бражения, фантазии, инициативности и т. д­.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Детский сад №5 «Ромашка»

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей младших дошкольников через театрализованную деятельность»

Выполнила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Гредасова И.Н.

Село Поспелиха, 2025г

Актуальность:

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто - ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика-это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Вид проекта: групповой, творческий.

Продолжительность: долгосрочный (сентября 2025г. - май 2026г.) 

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представления детей о театрализованной деятельности и видах театра;

- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;

- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;

- вызвать желание выступать перед сверстниками и родителями.

Развивающие:

- развивать творческие способности и познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);

- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать слова и выражения сказки);

- развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей положительные черты характера, такие как отзывчивость, доброжелательность, инициативность т. д.

Ожидаемые результаты.

Посредством театрализации у детей:

- совершенствуется речь: расширится и активизируется словарный запас детей; начнет вырабатываться правильный темп речи, интонационная выразительность; усовершенствуется диалогическая и монологическая форма речи, улучшится грамматический строй речи.

- у детей разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;

- у детей начнут развиваться творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты станут более разнообразными;

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

- подбор и изучение литературы по теме проекта;

- составление перспективного плана работы на весь период работы по данному направлению;

- определение целей и задач;

- подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание картотеки речевых, пальчиковых игр;

- подготовка оборудования для реализации данного проекта (театр на ложках, на стаканчиках, на палочках).

- наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

- индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

II этап– основной:

- проведение образовательной деятельности с детьми по проекту согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);

- проведение консультаций для родителей;

- привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.

- привлечение родителей к изготовлению атрибутов.

III этап – заключительный:

- подведение итогов проекта;

- обработка материалов проекта в виде презентации.

Ресурсное обеспечение проекта

- Подборка методической и художественной литературы, иллюстраций.

- Театрализованный уголок и уголок ряжения.

- Методический инструментарий: конспекты занятий, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для инсценировок, дыхательных упражнений и т. д.

План реализации проекта

Дата проведения

Форма работы с детьми

Содержание

Форма работы

Сентябрь

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) с последующим обыгрыванием их с помощью различных видов театра.

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

Формировать умение детей слушать сказки; рассказывать их вместе с воспитателем; формировать умение обыгрывать их с помощью различных видов театра.

Октябрь

1 «Что такое театр?»

Д/и «Узнай по контуру»

Круг Лулия сказка «Три медведя»

Беседа

(коллективно).

2.«Наши уточки с утра»

(театр картинок)

Д/и по сказкам: «Кто прячется в сказке?»

Знакомство с потешкой

Дети выкладывают на фланелеграфе картинки с названными птицами и

произносят звукоподражания.

3. Сказка «Три медведя»

(мнемотаблица)

Арт. упр. «Заборчик»

Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения игрушек).

Вызывать радостное

чувство от участия в

Пальчиковая игра «Кошка»

Вот кулак, а вот ладошка.

На ладошку села кошка

Кошка хвостиком виляет

С каждым пальчиком играет.

Раскрашивание картинок по сказке «Три медведя»

Разучивание

Развивать творческие способности.

Продолжать развивать

мелкую моторику рук;

учить соотносить

действия пальчиками со словами.

Ноябрь

Сказка «Три медведя» (сказка на ложках)

 Потешка «Киска Мурыска»

Формировать умение детей декламировать потешку самостоятельно.

Привлекать детей к самостоятельному показу сказки

«Волшебная шкатулка» - загадки

Аппликация «Чашки трех медведей»

Отгадывание загадок по картинкам

Упр-е «Покажи, как ходит

мишка, лисичка…».

Сказка по мнемотаблице «Репка»

Привлекать детей к самостоятельному показу сказки

Инсценирование сказки

«Репка»

лепка «Домик для зайчика и петуха»

Вызывать радостное чувство

от участия в

инсценировании сказки

 

Декабрь

Д/и «Путаница из сказок»

Сказка на ложках «Волк и семеро козлят»

Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.

Привлекать детей к самостоятельному показу сказки

Арт упражнение «Чашечка», «Заборчик»

Д/и «Кто за кем?»

Разрабатывать артикуляционный аппарат

Раскрашивание картинок по русским народным сказкам.

Круг Луллия «Волк и семеро козлят»

П/и «На полянке теремок»

Дверь закрыта на замок,

Из трубы идет дымок,

Вокруг терема забор

Чтобы не ворвался вор,

Развивать творческие способности.

Январь

П/игры «Жили-были гномики», «Мой мизинчик»

Д/и «Найди пару»

учить соотносить

действия пальчиками со словами.

Продолжать развивать

мелкую моторику рук;

Слушание сказки «Заюшкина избушка» в записи.

Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.

Рассматривание, слушание

Февраль

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по сюжетным картинкам

Арт. упр. «Трубочка».

Разрабатывать артикуляционный аппарат

учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы текста.

Д/и «Из какой сказки?» (иллюстрации)

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Вызывать радостное чувство

от участия в

инсценировании сказки

Развлечение «В гостях у сказки»

Д/и «Кто за кем?», Чего (кого) не стало?», «Из какой сказки?», «Угадай героя»

Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с героями литературных произведений

Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству

Март

Сказка «Гуси – лебеди»

Упр-е «Покажи героя»

д/и «Кто лишний?»

Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к сказке.

«Пазлы по сказкам»

Д/и «Чего (кого) не стало?»

песенка: «Я пеку, пеку, пеку…».
Д/и «Найди ошибки художника»

Подражание движениям, мимике, интонации, способствовать освоению просодических компонентов речи.

Апрель

Инсценировка сказки «Репка»

Вызывать радостное чувство

от участия в

инсценировании сказки

Рисование.
«Капуста для козляток» Пальчиковое рисование.

Развивать творческие способности.

Лото «Сказки»

Драматизация сказки «Теремок»

Вызывать радостное чувство

от участия в

инсценировании сказки

Май

Арт. упр. «Лошадка», «Чашечка»

Разрабатывать артикуляционный аппарат

«Три медведя»

Знакомство со сказкой

Сказка на ложках «Гуси-лебеди»

Вызывать радостное чувство

от участия в

инсценировании сказки

«Давайте поиграем»

Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.

Выступление на родительском собрании с инсценировкой сказки.

Развивать умение воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память.

Учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя.

Взаимодействие с родителями:

1. Привлечение к изготовлению атрибутов к проекту (маски, шапочки и др.)

2. Консультации:

- «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка».              

3. Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

 Папка-передвижка «Кукольный театр».

Итог проекта.

- Дети познакомились с русскими народными сказками.

- Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

- Дети были участниками кукольных спектаклей.

- Дети научились создавать в творческих работах образы прочитанного.

- Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.

- Показ сказки «Теремок» на утреннике.

- Родители принимали активное участие в театральной деятельности.

- В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию интереса к театрализованной деятельности.

- У детей развиты художественно - речевые исполнительские способности: выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

- Дети обладают положительными чертами характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).

Заключение:

Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы намерены, использовать ее и дальше своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Литература.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

Е.А.Белая, В.И.Марясова «Пальчиковые игры»

 Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду»

Л.В.Артёмова «Театральные игры дошкольников»

Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» сценка стр.75.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с...

Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки».

Актуальность:Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому ...

Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки».

Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки»....

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность...